Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь вечерняя на Неделю 32-ю по Пятидесятнице. Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник (2012.01.18)

«Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

И не только Иоанн слышал этот голос, но и кто-то из людей, которые были там. Это был глас Отца Небесного. Богословы говорят, что во время Богоявления явилась таким образом вся Святая Троица: Христос, сходящий в воду, Дух Святый в виде голубя и голос Отца Небесного. Вся сила Божества была явлена в этом. И вот как интересно... «Ты Сын Мой возлюбленный», и в Тебе «Моё благоволение». Благоволение – благая воля Божия открыта от того дня человеку в Сыне Божием.

В чём же эта благая воля заключается? А в том, что любой человек, родившийся на Земле, может быть усыновлён самим Богом и стать Богу своим. И стать не только жителем Земли, как один поэт говорил «гражданином земного шара», но и стать жителем Небес. Вот для этого пришёл Сын Божий, возлюбленный Сын Божий сошёл на Землю и стал человеком. Умом постигнуть это довольно-таки трудно, потому что Бог – существо по своей высоте абсолютно недоступное сознанию человека. И человек познать Бога не может. И чтобы быть от человека познанным, Бог нисходит на Землю как человек. Вторая ипостась Святой Троицы, Божественный Логос, становится человеком Иисусом Христом, чтобы мы через подобное себе познали и Того, Кто перед нами. Как однажды у одного из учеников Христос спросил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9); «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30). Поэтому познавая в Его человечестве Сына Божия, мы познаем Отца Небесного.

Это с какой целью? А вот с какой. Потому что все люди на Земле, независимо от расы, национальности, языка, веры, – все созданы через Иисуса Христа. И каждый человек чувствует это, когда знакомится с Ним через рассказ чей-то, или непосредственно как вот апостол Павел (Ему тоже Христос явился в виде Света), или, например, через Евангелие (сейчас это наиболее распространённая возможность), или через Церковь. Потому что Церковь основал Христос. И основал с какой целью? Чтобы то дело, которое начал на Земле, оно продолжалось. Оно уже продолжается более 2000 лет, и через Церковь люди не только знакомятся с Божественными словами, но и с Самим Богом по Его существу. Мы все здесь собираемся... Мы ведь часто бываем в разных собраниях людей. Например, в магазине, или на каком-то музыкальном концерте. Некоторые даже на футбол ходят. Или, например, принимаем друзей. Или вот на свадьбах тоже бывает много народу, на похоронах. Но ведь то ощущение в душе, которое мы имеем в других людских собраниях, оно другое совсем, чем то, которые мы имеем ощущение в Церкви.

Что же наша душа ощущает? Некоторые люди на себя жалуются, даже у меня был такой курьезный случай, и даже не один: приходит женщина на Исповедь. Говорю: «Вы давно в Церкви-то были?». «Я, – отвечает, – не могу в Церковь ходить». Я спрашиваю: «Почему?» – «А я как приду, всё плачу». И сразу заплакала. То есть странно вот, пришла бы женщина в универсам и заплакала. Невозможно даже себе представить. Душа чувствует присутствие Божие. Отчего рождается это присутствие? Что, мы какие-то люди лучше, чем там, в универсаме? Нет. Мы хуже. А почему тогда? А Сам Господь сказал: «Ибо, где двое или трое (хотя бы вот совсем малое число людей) собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Мы, конечно, забываем об этом, но можете себе представить: Он сейчас стоит среди нас. И наша душа своей такой очень маленькой, но ещё до конца не омертвелой частью, это чувствует.

Некоторые говорят: «Зачем в храм ходить? Молиться можно и дома». Конечно. И в универсаме, пока в кассу стоишь, можно помолиться. Но все остальные, которые стоят в кассу, они пришли во имя той еды, которую покупают, но не во имя Христа, поэтому такого ощущения, которое в Церкви, в универсаме очень сложно достичь. Здесь, среди нас, хотя бы человек пять-то наберётся, которые во имя Христа сюда пришли, и поэтому мы это чувствуем. Наша душа чувствует. И вот это ты нигде не смоделируешь. Потому что мало среди нас таких людей, которые могут сказать: «Я дома это могу. У меня дома домашняя Церковь». У нас дома кто в лес, кто по дрова. Для нашей семьи лучше сказать: лебедь, рак и щука. Это такой пророк был Иван Андреевич Крылов, вот он намного вперёд про современную семью он сказал. Потому что у всех же никакого единства нет, любви тоже, поэтому каждый тянет в свою сторону. И поэтому телега не забирается в гору, в Царство Небесное.

Вот пришёл Христос креститься в Иордане, и услышали голос Божий, который ничего больше не сказал, как только указал на Сына и сказал, что Он Мой возлюбленный, в Нём Моя благая воля. А в чём благая воля Бога? Бог хочет всех нас собрать к себе. Как кокош собирает своих птенцов. Но своих птенцов. Поэтому нужно нам так вот умудриться, чтобы стать Богу своими. Это можно только через Церковь. Христос говорит – «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15, 1), а вы рождие, что значит привитые ветки. Надо ко Христу привиться. И вот эта прививка осуществляется в Крещении. Путь христианской жизни начинается со Святого Крещения. Поэтому Он и указал на этот путь, придя к Иоанну, крестившись от него, хотя он, понятно, не нуждался в Крещении, потому что он не нуждался в очищении грехов. Это каждый человек, который уверует в Христа Спасителя, он может креститься во очищение грехов и начать жизнь христианскую. Нам дана всем такая возможность. Всем людям Земли. Узнать Иисуса Христа, через Него познать Святую Троицу и Любовь Божию, возжелать стать христианином, возненавидеть грех, который оккупировал нашу душу и заставляет нас делать то, что наша вера отрицает, и то, что есть нехорошо, и это наша душа тоже чувствует.

Ведь все дети непослушны, но когда говоришь с этим маленьким человечком, и говоришь: «Ну как ты думаешь, надо слушаться?» Он говорит: «Надо». То есть маленькие дети понимают, что надо, а он этого не делает. Потому что он такое же грешное существо, как его папа, мама, дедушка, бабушка, тетя, дядя, учитель, батюшка. Слушаться – это очень трудно. Но он понимает, что это надо. Поэтому очень часто мы тоже понимаем, что надо, но не можем этого исполнить. Почему? Мы это можем исполнить только силою Божию. Вот эта сила Божия впервые поселяется в нас со времён нашего Крещения. А потом это угасает, как у большинства, а бывает, даже принимает свою противоположность, человек несмотря на своё Крещение может осатанеть хуже всякого некрещёного.

А благая воля Божия находится в том, чтобы все люди стали христианами. Так один мудрец ещё очень давно, во II веке, сказал: «Всякая душа по природе своей христианка». Поэтому как только человек начинает знакомиться со Христом, он узнаёт в Евангелии самого себя. Вот он читает и чувствует (любой), что эта правда. Он узнаёт, что вот в этом есть самое высшее благородство, самая высшая чистота. И он понимает, что может он так жить, не может, но это правда. И человеку остаётся только согласиться с этим и пойти за Ним, либо остаться на месте, либо идти в противоположную сторону. Поэтому каждый человек свои взаимоотношения с Богом строит сам, потому что Бог всем хочет спасения, Он всех хочет привести к себе. Но человек зачастую этого не может принять. Причины разные: лень, или некогда, или вообще недостаток желания, масса может быть всяких причин, или какой-то грех ему гораздо более сладок, чем общение с Богом.

Представьте себе: маленький ребёнок хочет есть, а мы ему вместо еды дадим кусок золота килограмма на полтора. Он это золото оттолкнёт и будет тянуться к банке с йогуртом, потому что вчера из неё его кормили. Вот собственно и всё. Вот это пища. Поэтому человек, который вкусил Божественной благодати, ему какие-то вещи, которые для людей очень важны (почести, чтобы его заметили, похвалили или вкусная еда, или там шубы, или нарядные тряпки, или то же самое золото) – оно не интересно самоё по себе, не представляет никакого интереса. Потому что он вкусил нечто большее. Потому что золотом нельзя напитать душу. Золотом можно напитать только греховное состояние души. Вот, допустим, если человек жадный, и ему каждый день давать по 1,5 кг золота, он будет от этого испытывать удовольствие. Больше, больше, больше, больше. Но это только до того как либо перестали давать это золото, либо отняли, либо в гроб. Египетским фараонам клали немножко золота в могилу, а так в основном всё так чего попроще. Золото наследникам пойдёт. Или тому, кто у этих наследников выморочит это золото. Поэтому вещь, в общем, довольно такая бессмысленная. Хотя создаёт иллюзию того, что человек что-то приобретает. Это он, так сказать, в каком-то пользовании или непользовании. Ну... А вот Благодать Божия остаётся с человеком навсегда. И в этой жизни, и в следующей. Поэтому дьявол хочет нас обмануть. Он нам предлагает прелести этого мира и нас этим увлекает. Но он обманщик, потому что то, что он нам даёт – это поиграть временно, потому что дальше нас ждёт гибель души. А то, что предлагает Бог – это вечно. Потому что со смертью тела жизнь человека не кончается. И вот, конечно, Бог не может насильно человека заставить себя любить, поэтому у человека всегда выбор – либо он выбирает любящего его Бога, либо он выбирает то, что ему подобрал дьявол, для того, чтобы его отвлечь от Бога. И вот, начало духовной жизни каждого человека начинается с Крещения. Когда-то мы с вами крестились. Большинство из нас, конечно, не понимали, что это значит. Мы были маленькими, я тоже. Вот. И это понимание пришло позже. Кого-то вере учили в детстве, но это редко, в основном здесь присутствуют те, кто пришли самостоятельно. Поэтому вера наша – она некоторым образом нами выстрадана, мы сами, как принято говорить, к этому пришли. Но в духовной жизни, как в езде на велосипеде, если ты остановился, ты упал. Нужно всё время двигаться. Поэтому вот то шествие ко Христу, которое мы уже проделали до сегодняшнего дня, нужно продолжать дальше. В противном случае всё теряет смысл.

Два альпиниста полезли в гору и не долезли полкилометра, и погибли. Какой смысл? Если бы они взяли эту вершину, про них сказали: «Они четыре тысячи пятьсот тридцать вторые, которые покорили эту вершину». Если бы они покорили и там бы остались. Лучше бы они, конечно, спустились вниз. Но если они не дошли километр и там остались, в том, что они сделали, нет вообще никакого смысла. Вообще. Только горе всем, кто их знал, горе тем, кто их любил, горе тем, кто им родичи. Так же и наша жизнь. Вот мы можем дойти сегодня до этой точки и остановиться. И несмотря на то что было вчера, позавчера, если мы остановились никакого смысла в этом нет. Как для человека, который не дошёл до вершины. А вершина – она не где-то там на Монблане или там Эльбрусе, вершина вообще вот здесь вот рядышком (показывает на сердце – прим. ред.). Потому что Царствие Божие – оно внутри нас есть. И идти надо не куда-то, а внутрь. Нужно всё время делать выбор, и этот выбор в сторону Христа. Что это значит? А вот каждый день какая-то ситуация. Как Христос поступил бы в этой ситуации, так и ты должен поступить. Вот, собственно, и всё. А подробности изложены в Евангелии. Если ты сумел так поступить, значит ты поступил по-христиански... Хотя это бывает трудно. Человеку бывает и грустно, и жадно, и раздражённо, и глупо ему бывает. Всё мешает человеку, потому что человек существо грешное. Но преодолеть это с помощью Божьей можно, только желая вырваться из этого порочного круга нашей обычной жизни. Вот для этого мы крестились. Если это нас не интересует, то мы крестились зря. Каждый из нас может всю воду, которую предлагают в Москве (завтра, крещенскую), выпить. Ничего не поможет. Ничего автоматически не происходит. Выпил водички и стал святой. Нет. Святой – этот тот, кто приобщился Святому Духу. Человек сам святым не может быть. Человек может только стать сосудом для Святого Духа, а уж Святой Дух будет в нём действовать. Только таким образом.

Поэтому действие Святого Духа – оно всегда настоящее, а когда человек что-то из себя изображает, то это просто цирк. И кому-то можно заморочить голову, про тебя будут говорить: «О какой там». А Бог-то всё знает, всё про тебя знает. И даже знает, что забыл твой дедушка, когда тебя на свете не было. Поэтому это совершенно бесполезная вещь. Мы, конечно, такие люди лицемерные, всё время пытаемся из себя что-то изобразить, то, чем мы не является на самом деле, ну мы так привыкли. Со школы. Нам не важно было, чтобы у нас что-то было в голове; нам важно, что у нас пятёрка в дневнике. «О, пятёрку получил!» Ну получил. Как был дурак, так дураком и остался. Ну и ходи со своей пятёркой. Там на работу не взяли, там не взяли. Ну и что, что твоя пятёрка? Ты ничего не умеешь, ничего не можешь, ничего не знаешь. Возьмут там, где человек умеет и что-то знает, что-то хочет, тогда что-то произойдёт. Поэтому мы должны по возможности искренне, честно раскрыть своё сердце Богу, увидеть себя самого в свете Евангелия и начать исправлять свою жизнь, ибо Господь сказал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Оно действительно очень к нам близко. Царство Небесное ближе нам, чем отец с матерью. Оно ближе к нам, чем родные дети и внуки. Это всё гораздо ближе. Для этого не надо никуда ехать, никуда идти, ничего есть, ничего пить, ничего для этого не нужно. Никого ближе, чем Бог, человеку нет. Как только сказал: «Господи» – Он уже рядом и ждёт. Поэтому если мы будем этому следовать, откликнемся на зов Божий, мы всегда соединимся с Ним в любви. И вот это будет исполнение воли Божией, потому что Он этого хочет. Он хочет, чтобы мы также любили Его, как Он любит нас.

Комментарии.

    Комментариев 19

    1. Aleftina:

      Cpacibo bolchoe za propoved,mogu ckazat odno;kakaya ya clabaya,kakaya ya grechnaya.

    2. Sergey_Kirsanov:

      Так много микрофонов, а звук всего лишь стерео, когда будете писать 5.1?

      • regent:

        много не микрофонов, а диктофонов и мобильников :-)

        • Sergey_Kirsanov:

          мне кажеться еще столько же сколько видно устройств еще столько же спрятано по карманам у прихожан. Пираты атакуют!

    3. Vladimir8246:

      Суперпроповедь!!! Спасибо ))

    4. lavrina:

      «не очень поняла сравнение с альпинистами. По моему смысл их восхождений — преодоление себя, стремление постичь тайны нашей планеты, а не только быть там где-то первым и записанным.»
      На мой взгляд, сравнение о. Дмитрия очень удачное.
      Это эмоциональное образное сравнение, он ведь художник.
       
      Но и рационально, по-моему, объяснимо /хоть и по-разному, как я прочла у наших блогеров/.
       
      На мой взгляд, альпинист не должен ставить цель — преодолеть себя и совершенствоваться, иначе он может по дороге на вершину начать петь или рисовать, тоже совершенствование, верно?
      Или делать гимнастику, которую дома ленился делать, — тоже преодоление себя.
       
      Альпинист ставит трудную, а может, и неразрешимую задачу: достичь вершины. Это его и будет в результате приводить к совершенствованию, развитию, а, может, гибели? Но достижение вершины необходимо для его жизни, и он карабкается вверх.

    5. Konovalenko:

      Про езду на велосипеде интересное сравнение. Как о.Дмитрий находит слова? Поразительный склад ума. В декабре «познакомился» с о.Дмитрием. Вчера первая исповедь и причастие. Земной поклон Вам

      • mtn:

        А я не очень поняла сравнение с альпинистами. По моему смысл их восхождений — преодоление себя, стремление постичь тайны нашей планеты, а не только быть там где-то первым и записанным. А так получается смысла вообще ни в чем нет, ни в полетах в космос, ни в исследовании морских глубин и вообще ни в какой работе — остается только монастырь.

        • regent:

          если альпинист не дойдет до вершины, а прекратит свое восхождение, то пройденный им путь будет напрасен (имхо)… как и с велосипедом — нельзя останавливаться…

          • mtn:

            А если кто-то начнет воцерковляться и умрет по какой-либо причине, например, по пути в церковь машина наедет, получается напрасно воцерковляться начал :) . Нет, либо пример неудачный, либо не поняла, что имелось ввиду. :)

            • regent:

              ответ неудачный :-)
              потому что, если человек пошел в церковь, а потом плюнул и пошел пивка попить и уже по дороге домой угодил под машину, то он никак не потянет на великомученика и даже его «начал воцерковляться» будет под большим имно сомнением…
              а по пути в церковь… это значит альпинист лезет-карабкается в гору (как на лествицу) и если он сорвется, то произойдет это при его стремлении ввысь, а не по дороге в пивнушку… как говорит о.Димитрий — главное вектор движения… имно пример абсолютно прозрачный и убедительный… :-)

              • mtn:

                Т.е. все-таки смысл есть в карабкании альпиниста ввысь, даже если по погодным условиям (а это самый распространенная причина) он погиб.
                Да, про пивнушку я что-то в проповеди не слышала, но если смысл сказанного был таков, как Вы написали, то это меняет дело :).

                • regent:

                  про смерть по дороге в церковь в проповеди тоже ничего не было сказано…
                  просто пытался своими словами и ассоциациями пояснить пример о.Димитрия, по своей наивности приняв за чистую монету Ваши слова, что Вы что-то не поняли… а вот просто настроение боевое и приподнятое… разве нет? :-)

                  • mtn:

                    Почему? Я правда не поняла. Из сказанного о.Димитрием про альпинистов сложно сделать вывод, который Вы сделали (ну, что за 1 км. до пика альпинисты оказывается выпили и разбились :)…) Вот про велосипед более понятно.

                    • regent:

                      Вы абсолютно правы во всём, и я со всем согласен, в т.ч. с Вами, что о.Димитрию нужно было бы лучше просто сказать о горном велосипеде, а не запутывать всех своими ассоциативными примерами из разных видов спорта! :-)

                      • s2235:

                        Похоже Вы дошли до пика обьяснений в этой ветке :).

          • mtn:

            А вот ответ Ваш как раз удачен, если альпинист начнет восхождение и прекратит его на полпути, трудностей испугается, тогда да, все становится на свои места.

    6. Ira-a:

      Ах, как много остановившихся и развернувшихся! Спасибо, отец Дмитрий. Мы забываем все время о том, что нельзя этого делать.

    7. lavrina:

      Как обычно, очень разумные слова. Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.