Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

Крещение Господне настолько великое событие, что вся Пресвятая Троица во всей Своей полноте явилась в этом величайшем действии. Отец Небесный произнёс для нас очень важные слова. Сын Божий вошёл в водную стихию и, как некоторые толкователи говорят, что Он принял на себя грехи человеков, которые приходили на Иордан к Иоанну и каялись. И Дух Святый тоже нашёл возможность явить себя явно – некое трепещущая сияющая Божественным светом сущность появилась над главой Спасителя, чем-то напоминающая голубя. И Господь сказал, Отец Небесный: Сей – имеется в виду «этот Человек» – есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 17, 5). Он сошёл на землю, и то, что Он уже претерпел, и то, что Ему предстоит, Он совершает не потому что Сын чем-то виноват перед Отцом, а из одной только любви к созданию Божьему, к человеку. Но человек с тех пор, как вынужден был покинуть рай, настолько потерялся. Я не знаю, как в предыдущие эпохи, но сейчас это очевидно. Такое ощущение, что как будто мир действительно сошёл с ума. Настолько, что даже то, что ещё совсем недавно старались скрыть за какой-то дипломатией или какими-то объяснениями, то сейчас это просто безумие зла совершенно обнаружилось Все маски спали, никто их даже не сбрасывал, просто они как-то упали, и люди о каких-то жутких вещах, которые произнести даже страшно, говорят так, как будто это съесть бутерброд с сыром. Всё так обычно. Самое печальное, что и дети к этому настолько привыкают, что начинают об этом рассуждать. То есть мир, в который мы с вами попали, действительно практически тождественен самому аду. То есть никакой разницы нет, кроме единственной: пока Господь удерживает это зло и не даёт возможности просто нас всех пожрать.

Но тогда тоже были трудные времена. И совсем не так уж много народу пришло на Иордан, чтобы исповедовать свои грехи. Но услышав об Иоанне, всё-таки пришли, исповедовались. И вот, приходит Агнец Божий, на Которого указал Иоанн Предтеча, и голос Божий всем, кто хотел и мог слышать, сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Благоволение в самом Его пришествии. Это именно благоволение к человеку. Бог совершенно не сердится на человека, но нам это трудно понять. Бог не может человека заставить быть хорошим. И, вообще-то, если у кого есть дети, прекрасно знают, с помощью страха можно ребёнка заставить что-то сделать или чего-то не делать, но нельзя заставить быть хорошим. То есть пока действует страх, это как-то работает, но со временем к середине его детской жизни этот страх становится меньше, он обучается и сам по себе, и от сверстников, которые в этом больше поднаторели, начинает такую ловкость приобретать в том, как это всё обойти, и с радостью, с вожделением каким-то обращается ко злу. Казалось бы, вот есть добро, вот есть зло, и если ты держишь зло, то, выражаясь современным языком, у тебя, выражаясь современным языком, будут проблемы. Но почему же всё-таки ты стремишься ко злу? Потому что от греха Адама зло вошло в человека, оно ему свойственно. Так не бывает, чтобы дети вдруг были послушны или кто-то вдруг ни с того ни с сего стал бы трудолюбивым, так не бывает. Нужно очень многое человеку в себе с помощью того, кто пытается его воспитать, в своей душе изменить, чтобы он почувствовал красоту и любовь к добру, почувствовал вот эту радость райскую от того, что давать, оказывается, блаженнее, чем получать. И воспитатели, родители, те, кому Господь поручил это дитя, он должен его научить, что сделать что-то полезное лучше, чем делать гадости, это на душе лучшим образом отражается, даёт большую радость. Но большинство служит как раз всяким гадостям. А потом это всё вырастает, мышцы души крепнут, развиваются, но только в сторону зла. И придёт такое время, а может, и уже пришло, когда человеку, в котором есть добро, здесь на земле просто будет невозможно жить. Меня всегда удивляет, что с некоторых пор даже на такой простой доверенности как разрешение на управление автомобилем – моим, кому хочу, тому и разрешаю! – надо писать фамилию, имя, отчество, да ещё подпись. Думаю – почему так? Да потому что никто, никому, никогда заранее не верит. Такого вообще уже нет между людьми. Почему? Потому что все всегда бесконечно друг другу врут. От детей до взрослых. Вы можете себе представить, суд, присяга, человек обязуется говорить правду – и чтоб он говорил правду? Да нет, всегда человек говорит то, что выгодно. Сейчас уже редко-редко бывает, чтоб человек, сбив кого-то на дороге, не уехал. То есть когда ситуация опасная, он с адвокатом сначала посоветуется, а тот ему говорит: «Тебе выгоднее сдаться». И если он поверит адвокату, тогда он сдаётся, а не потому что ему жалко чьих-то переломанных костей. То есть вообще. Или, например, два автомобиля столкнутся, а опытные сотрудники ДПС извлекают из этого себе дополнительный приработок. Этот говорит одно, а другой – прямо противоположное. Почему? Один врёт, и другой врёт. Без конца и всегда. Бывают случаи фантастические. Мне один священник рассказывал, что он спешил на епархиальное собрание, и не посмотрел, что перед ним автомобиль затормозил, он ему дал в задний бампер, выходит человек, говорит: «Ты можешь осторожней ездить?» и поехал дальше. Вот такие фантастические случаи бывают. А так в основном все всегда виноваты: и тот, кто тормозил, и тот, кто догнал. Конечно, в такой ситуации жить невозможно.

Сегодня получил письмо от очередного немца, который с 12-ти лет живёт в Германии, сейчас ему 38: «Как бы в Россию сбежать?». Стало просто невозможно, как в аду. Говорит, у людей только один интерес – денежный. Больше вообще говорить не о чем. Как так можно жить? Он простой человек, просто, видимо, не может найти. Наверняка, конечно, там они есть, я сам встречал таких.

Но это всё сгущается, сгущается, сгущается. Это есть продукт жизнедеятельности человека. И Господь хочет от этого освободить, но Он не может этого сделать насильно. Вот явление Христа народу. Он пришёл даже обнажённым совсем: нет у Меня ничего за спиной – ни ножа, ни автомата Калашникова, никакой бомбы, никакого динамита, вот Я, Царь вселенной, ваш Создатель, вот Я стою перед вами голый. Хочу только одного. Послушайте, что вам говорит Тот, Кто вас создал. А Он говорит: Сей есть Сын <…>, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). Сын Божий, Божественный Логос, Имже вся быша, Он сошёл на землю для того, чтоб на человеческом языке людям рассказать, как можно спасти свою душу от того ужаса, в котором они живут. Причём, пришёл, конечно, ко всем, потому что для Бога нет всяких национальностей, Он Сам сказал через Своих уже учеников, что во Христе нет ни Еллина, ни Иудея (Кол. 3, 11), даже нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Это же не значит, что полов нет. Это значит, что для Бога главное – душа человека. И тут не может быть такого, что «ты жена, ты должна», «ты муж, ты должен». Никто никому ничего не должен, кроме одного – любви. Да, так тоже написано, что муж должен любить свою жену (см. Еф. 5, 28). Вот его долг. А если этого нет, тогда ты просто не муж, можно другие какие-то термины вылавливать.

Бог затем пришёл, чтобы человек жил в любви. Святая Троица живёт в любви: Отец любит Сына, Сын любит Духа Святаго, Дух Святый любит Отца и Сына. И Они хотят нас так же научить этой жизни в любви. И кто этому поверит, тот войдёт и станет, а от этого мира придёт в страдание. Нет другого способа. Представьте себе, идут в горах два человека: хороший, добрый, воспитанный, послушный и скотина. Как Вы думаете, кто победит? Конечно, скотина, если Бог намеренно каким-то образом случайно не вмешается, например, какая-то глыба скотине на башку упадёт до того, как они столкнутся. Потому что зло всегда сильнее. И мальчики наши чем хотят заниматься? Конечно, какими-то единоборствами, чтоб быть сильными, чтоб можно кому-то дать, чтоб можно было другому что-нибудь сломать. И так далее. Совершенно они не думают, что это для того, чтоб я встал и кого-то защитил, чтоб жизнь отдать. Ну, раньше ещё говорили, что это делается для этого. Человек всегда немножко демагог. Почему? Потому что он всё время врёт, и даже самому себе. на самом деле прекрасно понятно, зачем это всё нужно.

Поэтому никто нас заставлять не будет. Хочешь быть христианином или, можно сказать, христианкой, потому что здесь женщин, как всегда больше, будь, старайся. Ты никогда не будешь понят, у тебя не будет такого количества подруг. Да и зачем они нужны? Чтобы перемывать друг другу кости, завидовать и делать пакости исподтишка? Вот зачем. На это время уходит. И так во всём. Есть у нас Друг, Учитель, и Заступник, и Отец. Это Бог. И Он никогда нас не выдаст, ни за что не променяет. Почему? Потому что Он испытывает к нам настоящую любовь. Мы забываем о Нём, а Он о нас никогда. Мы его чада, чада возлюбленные, и Он Сына Своего Единородного отдал на смерть, для того чтобы попробовать некоторых из нас спасти. Если хочешь сквернословить, сквернословь. Если хочешь у слабого отнимать и брать себе, давай. Если у тебя есть ресурс, выигрывай суды, давай, радуйся. Но это всё недолго. Потом опять, уже ты сам в морге голый предстанешь на Суд Божий. Потому что вся наша жизнь – это такой краткий миг. Стоило всю жизнь посвятить каким-то гадостям? Да, конечно, не стоит, но, к сожалению, уже ничего сделать нельзя. Хоть высыпи всё, что наворовал, и пусть тебя восемьсот раз отпоют. Потому что некоторые думают, что если отпел, всё нормально. Да ничего подобного! Ничего подобного. Тем большему осуждению подвергнешься, потому что кощунствуешь. А в чём кощунство? Ну лежит перед священником отпетый негодяй. Слово какое хорошее – отпетый. Что это значит? Значит, ничего не меняет тот факт, отпели его, не отпели. Главное – кто ты по существу, а не что над тобой пели. Лежит этот покойничек, и поют: «Со святыми упокой». То есть там преподобный Сергий, Александр Невский, Серафим Саровский, Елизавета Фёдоровна, Параскева Пятница – и он там. С какого мороза? С крещенского? Нет, пусть он думает, что если он в купель погружается, ему грехи прощаются. Сейчас! Сам человек либо живёт в грехе, либо кается. Другого нет состояния. А что значит «кается»? Это значит изменяет свою жизнь. А не то что искупался, пусть и в прохладненькой водичке – и ты уже чист. А почему так люди считают? Потому что они сумасшедшие, у них отсутствует логика. Даже у шимпанзе есть логика какая-то своя. Зоопсихология это изучает. А у современного человека нет логики, он верует в такую чушь безмозглую, что просто диву даёшься. Начинает что-то изобретать: через левое плечо, через правое плечо. Просто слышать противно.

Единственный у нас путь. Это, с одной стороны, трудно – у нас нет выбора, кроме одного: мы идём со Христом, скользим, падаем, каемся. Не исповедуемся, а каемся. Это совсем другой глагол, надо тоже это различать. «Батюшка, я два аборта сделала, но я, правда, каялась». Я теперь всегда так говорю: «Ну как, детки-то воскресли?». Ну а тогда что толку-то? Вот если б ты покаялась, а дети бы воскресли, ты взяла, грудью бы их выкормила, дала бы им образование. «Я правда каялась». Что-то незаметно. Потому что, если б ты каялась, у тебя бы волосы от ужаса вылезли от того, что ты натворила. Вот это покаяние. Поэтому, если грешишь, кайся. Но кайся. Не думай, что ритуал, исповедь тебя спасёт от ответственности. Не думай, что от того, что ты назвал то или забыл это, зависит твоя участь. Ещё в ХI веке Симеон Новый Богослов написал: «Священник говорит: «Прощаю и разрешаю», а Бог говорит: «А Я не прощаю и не разрешаю»». Ничего автоматически в Церкви не происходит. Покрестили человека, он что, стал христианином? Нет. Повенчали двух людей, они что, стали мужем и женой? Нет. Как были два животных, так и остались. И поэтому ясно, у животных брак недолговечен, вот они и разбежались. И эти. У них совершенно нет задачи строить домашнюю церковь. Им что главное? Сегодня звонит одна в храм: «Скажите, пожалуйста, а какое нужно платье?» Какая разница? Где, в какой книге церковной написано, какое нужно платье? «Муж хочет, чтоб белое». Ну раз хочет муж, да Господи! Хотя надо бы фиолетовое. Это бы больше соответствовало тому, что будет происходить в церкви, когда их будут венчать. Цвет такой, более напряжённый, глубокий, сложный. Потому что белый – это уж извините. Это либо цвет, в котором мы отпеваем усопшего, либо уж ангельской чистоты. А какая и где она, эта чистота? С каким фонарём и где её искать? Может быть, в мыслях младенцев? Да, она там присутствует. А остальное всё – Филипп Киркоров и Алла Пугачёва. Вот, это плод современной нашей культуры. То, что мы вырастили, то, что собирает зрителя, то, что людям интересно, то, что они обсуждают. К сожалению, это так.

А Христос? Те люди, которые приходят за водой, хоть знают, что это такое? Некоторые из них, получая воду, даже в храм не зайдут, потому что то, что здесь происходит, им не только непонятно (это можно очень просто выучить), а им это чуждо. Это совершенно не их стихия, это им совершенно не родное. И вот, если мы хотим стать христианами, нам каждый камешек храма должен стать родным настолько, что мы должны быть готовы жизнь за него отдать, не раздумывая. Потому что если нет этого камушка, зачем эта жизнь? Ну воспитаем ещё одного борова, он будет заниматься своими боровскими делами. «Это, – говорит, – мой сын!» Господи! Уж молчал бы, не позорился.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Albin:

      Дорогой батюшка! Вчера всей душой стремилась поздравить Вас с Крещением Господним,но чисто технические причины помешали этому. Ваши проповеди учат нас быть подлинными христианами,заставляют трезво и критически оценивать себя, дают нам горькое лекарство от наших духовных недугов. Храни Вас и Ваших близких Господь наш!!! Пусть Ваши духовные чада возрастают на пути спасения благодаря Вашему пастырскому попечению. Пусть Вас окружают многочисленные помощники, соработники, друзья. Мы Вас очень любим, только не всегда умеем проявить это. Надеюсь,что наша ежедневная молитва за Вас как духовного отца будет услышана на небесах и Господь сотворит Вам МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
      Алевтина (Адлер)

    2. Анна:

      Такая прекрасная проповедь. Особенно слова о том, что вы(христиане) не будете поняты. У меня впечатление, что я вообще в контрах со всем миром. Но ничего, все преодолимо с Господом.

    3. IgorEst:

      Яркий пример всеобьемлющего и глубочайшего недоверия, такая мерзость, как брачный контракт.
      Спасибо, Батюшка.

    4. Ludmila59:

      Согласно правилам http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/pravila/ вопросы следует задавать в соответствующем разделе http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/questions/#ask1 , а не в комментариях
      ——————————-
      Батюшка Димитрий правильно говорит о том, что сегодня, к нашему всеобщему стыду, «примерами» для подражания являются Киркоров, Пугачева и подобные им.

      Православные люди согласны, что такие персонажи пагубно и разлагающе действуют на сознание людей и молодежи в частности.

      Но напрашивается вопрос — почему Церковь дала согласие на вторичное венчание Аллы Пугачёвой, для который брак с Галкиным, помимо всего прочего, был ПЯТЫМ ?!

      Может быть у Православной Церкви есть тарифы на отмену предыдущего венчания ? Хотелось бы знать позицию всеми нами уважаемого батюшки Димитрия Смирнова. Долгих лет ему жизни.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.