Проповедь о выборе человека, Страшном суде и о жизни вечной
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельской притче о Страшном суде [Мф. 25,31-46], произнесённая 11 февраля 2018 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы .

Счастливы мы, что имеем возможность слышать слова Господни. О чём же говорит нам Евангелие от Матфея, которое мы сегодня читаем во всех церквах? Жалко тех, кто уже ушёл. Ну, что тоже соответствует тому, что описывает Евангелие.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 31-34). Это, конечно, притча. Никакие народы Господь отделять не будет, в этом нет никакой нужды совершенно. Каждый человек в течение своей жизни отделяет себя сам. Либо отделяет себя от дьявола и всех слуг его, либо отделяет себя от Христа и от всех святых Ангелов. Он отделяет себя и словами, и делами, и поступками, и мыслями, и чувствами. В Писании сказано, что кто кому служит, тот тому и раб (см. 2 Пет. 2, 19). Слушаешь отца с матерью, у тебя будет одна жизнь, а слушаешь мальчика-второгодника, у которого и папы-то нет и который зол на весь мир, будет у тебя другая дорога в этой жизни. А выбредешь ли ты на тротуар или нет, всё зависит от тебя. А почему человек одно слушает, а другое отметает? Только по одной причине. По тому, что нравится. Что такое «нравится»? Это то, что по сердцу человека. Каково сердце человека, то он выбирает – либо добро и благо, либо всякую гадость и смерть. Сам человек выбирает. Бог никого не судит. Это притча, которой Господь объясняет механизм, как это всё происходит. А так – зачем Богу наказывать человека, когда человек сам наказывает себя? В данном случае слово «наказание» я употребляю в значении «кара». А на самом деле наказание от Бога – это есть благо человеку, ибо «наказ» в переводе с русского языка на современный значит «урок». Господь каждому человеку, желая его спасти, преподаёт ему различные уроки. Через отца, через мать, бывает, ещё через какого-то человека. Но этот человек чем отличается от других? Тем, что он любит этого мальчика или девочку, поэтому хочет сохранить, предупредить, обеспечить безопасность его бессмертной души. А другие, наоборот, хотят погрузить его во тьму кромешную, потому что зло любят. Когда один человек бежит и падает, один бросается ему помочь, а другой смеётся. Почему он смеётся, когда другой упал и разбил себе коленку? Ему нравится, что другому больно. Ему это очень смешно. Обратите внимание, в мультфильмах все всё время падают, дети их смотрят и смеются. Потому что сам режиссёр и сам художник любят зло и заражают этим злом мальчиков и девочек, которые смотрят эти гадости. А кто им эти гадости предоставил в распоряжение? Мама и папа. А какой у них аргумент, чтобы учить детей своих злу? Очень просто. Ой, он так любит мультфильмы! Это равносильно тому, чтобы сказать: «Он так любит зло!». Мы должны ему дать столько зла, чтобы он всё время им насыщался, смаковал. Потом это, конечно, на нас всё обратится чуть попозже. Но опять, кто виноват? Кто кого наказывает? Человек сам лепит свою судьбу и сам создаёт себе ту будущность в вечности, которую Господь ему не уготовал.

Послушаем, что говорит дальше Господь: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Ещё прежде того как Господь сотворил мир – сначала Ангелов, потом всех живых существ на земле, потом в завершение и нас, человеков – прежде этого Господь для каждого из нас (можете себе представить милость Божию!) приготовил нам Царство, чтобы нас сделать наследниками этого Царства. Такова Его любовь к нам. Но чтобы войти в это Царство, нужно быть детьми Божьими. И наша жизнь дана для того, чтобы таковыми стать. Нужно каждому из нас понять – как это, что это? Сам человек додуматься до этого не может – у него ни ума нет для этого, ни образования, ни терпения на это, ни мужества, ни сил. Просто потерпеть один день другого в своём доме человек не может, он уже весь раздражается. Почему? Потому что заповеди Божии для него неинтересны. Главное – себе обеспечить комфорт.

Ибо алкал Я, – говорит Господь, – и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ (праведники, потому что с правой стороны): “Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?” Ну да, не было такого, Господь в притче говорит, что Ему нужно от людей, которые пожелают спастись. В Царство Небесное входят только желающие, исключительно.

И Царь скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25, 40). Каждый страдающий человек, нуждающийся в нас – это есть брат родной Господу Иисусу Христу, Который Сам есть невинный страдалец за всех, ни в чём не виноватый и не имевший в себе ни тени греха, поэтому Он всегда вместе со страждущим, всегда. Всегда Христос сидит на койке больного. Поэтому приходя к больному, ты приходишь и ко Христу, просто ты Его не видишь. И это тоже по милости Божией. Я представляю, что бы с каждым из нас случилось, если б мы пришли к болящему, а увидели, что у него на краю койки Сам Христос сидит! Нам просто этого зрелища вынести нельзя по нашим грехам, мы просто замертво упадём, как Анания и Сепфора.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 41-45). Одному! Потому что Господь не призывает никого: «ты накорми всех», «ты напои всех», «ты всех отпусти из темницы». Таких прерогатив нет ни у кого. От тебя требуется только то, чтоб ты проявил участие, когда ты столкнёшься с нуждающимся ближним. Кто такой ближний? Это тот, кто рядом с тобой сейчас, сегодня.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Вот в этих словах Евангелия от Матфея всё Евангелие и весь его смысл и все желания Господни о нас. Эти люди сами пойдут в муку вечную, потому что возлюбили себя больше, чем правду Божию. Вот если мы хотим стать настоящими христианами, Господь говорит: «Очистите внутренние склянницы души» (см. Мф. 23, 26). Изображать из себя что-то довольно просто, а покаяться и стать другими и получать радость не от того, что что-то себе приобрёл, а от того, что что-то другому отдал, это высшее. И Господь призывает нас к этому. Кто откликнется на эти слова, тот войдёт в жизнь вечную. Поэтому никакого суда не будет, никаких состязаний сторон, никаких прокуроров-адвокатов, никаких судей, этого ничего не нужно. Каждый сам выбирает. Господь только как любящий нас отец призывает нас выбрать добро, как сказал пророк: «Избери жизнь». Вот это есть жизнь. Остальное, что предлагает нам этот вонючий мир, в который мы родились и в котором мы живём, это есть иллюзия и обман и временные, какие-то очень неинтересные удовольствия. А то, что предлагает Господь, то вечно и то есть блаженство. Обретём Бога, будем жить в блаженстве и счастье. Нам не нужно будет никого осуждать, ни за что-то бороться дурацкое, это всё совершенно неинтересно. Всё земное абсолютно неинтересно для того, кто ищет духовного. А духовное – это вечное, это навсегда. И ничего не нужно, никаких дополнительных орудий. Знай Евангелие, а молитва всегда с тобой, только скажи: «Господи!», и Он рядом с тобой. И проси у Отца Небесного, чего хочешь. Если ты исполняешь Его волю, Он всегда склонит голову к тому, чтобы исполнить и твоё желание. Опять же, если это желание совпадает с волей Божией.

Поздравляю всех с праздником. Наступает седмица, которую издревле назвали Масленицей, потому что начиная с понедельника уже не вкушаем мясной пищи. Это первый шаг в пост. И вот что нам мир будет предлагать: жечь какие-то идиотские чучела, так называемые фольклорные фальшивые праздники, которые совершенно не имеют никакого отношения к этой седмице. А эта седмица – воспоминание о Страшном суде по Евангелию, которое мы сегодня читали. И всю эту седмицу читают Евангелие Страстей Господних. Вот каким размышлениям должен предаваться сын Божий и христианин, а отнюдь не безумному веселью с обжорством, чтобы наесться на сорок дней вперёд. Совсем нет, наоборот, это время дано, чтобы уже начать подготовку к Великому посту, время покаяния, очищения души, упражнения в подвиге христианском. Вот это нам надо стараться не забывать. То есть проводить это время по-христиански.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.