Проповедь в Прощёное воскресенье о греховности и праведности
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в Прощёное воскресенье в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 18 февраля 2018 года, по поучениям Господа нашего Иисуса Христа [Мф. 6,14-21].

Сегодняшнее воскресенье именуется у нас в народе Прощёным воскресеньем по той причине, что читается Евангелие от Матфея, в котором Господь в такой свойственной для Него приточной форме изъясняет очень важную вещь в духовной жизни. В силу того, что наш жизненный опыт не только далеко отстоит от богооткровенных истин, но, как правило, даже противоположен им, Господь говорил в притчах, которые не сразу человек мог понять, но в течение жизни они до него плавно, более или менее скоро доходили и освещали ум человека смыслом того, что ему хотел Господь сказать. В Евангелии всё противоположно обычному человеческому опыту. Человек в силу извращенной искажённой грехом своей природы всё делает наоборот. Начиная с младенцев и кончая старцами. От начала до конца всё наоборот. При том, обуреваемый гордостью, не только считает, что он всё делает правильно, а ещё дерзает других учить и о каждом пункте своей программы спорит, что выглядит вообще глупо. Результат просто сумасшедший.

И Господь нашёл такую замечательно форму, которая привычна более или менее для этой ситуации, в которой живёт человек: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Человек всё время находится в состоянии обиды. В отдельных случаях старается как-то просить, это называется у нас «наладить отношения». Часто такие отношения, в которых вообще мы и не нуждаемся. Если вдуматься в эти евангельские слова, то совершенно непонятно, как Отец Небесный, Который есть любовь (1 Ин. 4, 16), вдруг может не простить. Что за этим скрыто? А скрыто вот что: на самом деле Богу незачем никого ни прощать, ни «не прощать». Каждый человек, родившийся на земле, проживает свою собственную жизнь, на которую влияет всё, начиная от лунного затмения и всяких изменений погоды, приливов-отливов, кончая антивоспитанием.

Я сегодня по радио услышал: «неадекватное семейное воспитание». То есть родители учат детей тому, что прямо противоположно тому, чему учит Господь. И получается очень такая искажённая воспитанием ситуация. У большинства людей много всяких предвзятых мнений, которые не зависят никак от научного исследования объекта. А в основном человек излагает то, что ему привычно, и он в это верит. Вся жизнь человека направлена его верой, но во что верует и как верует человек, это, к сожалению, совсем не то, что соответствует тому, чему через Сына Своего Отец Небесный учил всех жителей земли, способствуя тому, чтоб слово Божие распространялось.

Вот младенцу, который орёт, глубоко наплевать на то, зачем мы сюда пришли. Он мешает, он доводит маманю свою, она не знает, что с ним делать, и создает проблемы. Ну он живёт своей жизнью. Так и большинство людей. Большинству людей абсолютно наплевать на всех остальных. А по замыслу Божию это совсем не так должно быть. Мы должны быть вообще едином родом и все вместе солидарно, исполняя волю Божию, Ему служить. Человек создан Богом не как самостоятельная какая-то единица, плавающая в бездонном космосе, совсем не так. Сам Господь пришёл на землю, давая образ, чего Он от нас ждёт. Он пришёл, чтобы послужить, а не чтобы Ему послужили, Ему кланялись, возводили Ему какие-то дворцы, совсем не для этого. Он сам пришёл послужить и послужил даже до смерти. Всё, что Отец Небесный Ему предписал, Он исполнил, и этого хочет и от нас. Потому что это путь возвращения к истине, а истина – это и есть Христос. Никакой другой истины нет. Это всё такие суррогаты. Вот там нужно избавляться от этих суррогатов и Евангелие через притчи вот этому учит.

Чему же вот в этих пяти строках учит нас Евангелие от Матфея? Предположим, ты не прощаешь другому то, чем он совершил против тебя, причём речь не идёт о том, кто из вас прав, потому что перед Богом все неправы. Изначально. А всякие коллизии – это есть повод для того, чтобы исполнить волю Божью. Вот такой императив Господь задаёт: если ты не прощаешь человеку согрешения против тебя, то Отец Небесный просто не может тебе простить все твои грехи. А мы ежесекундно согрешаем.

Что такое грех? Надо с этим тоже разобраться. Большинство людей, ходящих в церковь, вообще не понимают что такое грех. Иногда чувствуют, иногда выучили или прочли в какой-то книге встретились с тем, что некоторое событие является грехом. Это и правильно, и неправильно, потому что да, это событие, конечно, есть грех, но из всех остальных событий нашей жизни, из которых она состоит, грехом является всё. Русская пословица адекватно отражает эту истину: у нас всё с грехом пополам. Вот это всё так перемешано, такой микс получается. Что же такое грех? Грех – это всё то, что отделяет человека от Бога. Это может быть поступок, это может быть слово, это могут быть мысли, это может быть чувство. То, что мы излучаем, это довольно далеко и даже противоположно тому, чему учит нас Господь и хотел бы в нас видеть. Поэтому вот самый частый вопрос который задают священникам: «А вот это грех? А вот это не грех?» Успокойся, милый, всё грех, любое твоё проявление – это грех, потому что апостол говорит: едите ли, пьете ли <...>, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). А мы не знаем что это значит – есть и пить во славу Божию. Следовательно, когда мы едим и пьём, мы совершаем грех. Мы думаем, если на первой седмице мы сырку себе не отрезаем, то это уже не грех? Можно с таким сладострастием скушать корочку чёрного хлеба, что это будет вполне грех. Почему? А он настолько поглотит твои вкусовые ощущения, что ты забудешь Бога. Тебе вкусненько. А всякое сладострастие отделяет человека от Бога. Грех – это есть результат нашей греховной жизни, и другого не может быть по определению. Почему? А потому что мы грешные существа. Если мы там чего-то не делаем, это ещё ничего не значит. Ну, перестаём запойно пить. Ну, на какое-то время, конечно. Но не надо считать, что ты уже безгрешен. Да ничего подобного. В социальном плане запойное пьянство – вещь и опасная, и неприятная, и, к сожалению, приводит к тяжёлым последствиям. Но речь идёт не об этом, а о том, что очистить человека от греха может только Спаситель. Так Его и назвали – Иисус, что по-еврейски значит «Спаситель». Вот Он может очистить. А ни один человек не может очиститься от греха. Господь именно об этом говорит. И очень важное условие нашего очищение от грехов. Почему это связано с прощением нашего ближнего? А это просто такой маркёр. Если у тебя сахар 18 единиц, то, значит, поздравляю, голубчик, у тебя диабет. Вот, собственно, и всё. Если ты хотя бы одного человека на земле не прощаешь независимо от того, мать это твоя, или полицейский на дороге, или какое-то трамвайное хамло, что это значит? Это значит, что ты просто очень грешный человек, что ты ещё не очистился. Потому что человек, который очистился от греха, видит только одно вокруг себя – только одних ангелов, а грешным видит и ощущает, и это истина в его очах, себя. Видит, что он грешный, ему только до этого дело. Как человека, у которого рак IV степени, мало интересует, в какой стадии грипп у соседа в соседнем подъезде, он занят своей болезнью. Вот это и есть такое правильное устроение, когда человек алчет и жаждет правды (см. Мф. 5, 6). Правда заключается в том, что ты грешник. И «правда» в переводе со славянского означает «праведность». И этой праведности сам человек не может достичь. Он либо может её имитировать, что-то там из себя изображать, внешнее чему-то подражать: юбка в пол, платочек до бровей, ещё какая-нибудь ахинея. И он думает, вот это вот он исполняет некую такую праведность. Для Бога всякая такая имитация отвратительна. Он так и сказал: Горе вам, <...> фарисеи, лицемеры (Лк. 11, 44). Любое лицемерие Богу отвратительно, потому что Он смотрит не на внешние скляницы нашей души, а только на внутреннее , а внутри мы полны хищения и всякой неправды (см. Мф. 23, 25-26). И вот это очень важно.

А если человек прощает, это говорит о том, что, значит, он очень много усвоил из того, что Господь ему сказал. Он и усилие над собой делает, и просит у Бога. Сам Господь нас этому научил: молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44). До тех пор, пока обида не пройдёт. И придёшь в состоянии мира с Богом. А каждый человек, кто в распре с ближним, он и в распре с Богом, потому что Господь из-за этого ближнего тоже пролил Свою кровь. А человек всё время находится в мнимой правоте, что вот, мол, я прав, он не прав. И так без конца, годами. И люди погружаются при жизни своей в ад. Потому что ими руководят мерзкие адские чувства. Такой человек живёт постоянно в аду, и ему это нравится. То есть не Бог не прощает ему, и поэтому он идёт в преисподнюю. Нет, человек сам выбирает ад. Ему сладка месть, ему приятно рассказывать про другого, какой негодяй. И он этим живёт. Вот это очень важно понять.

Что дальше? Дальше о посте. Сейчас наступает время поста. Господь говорит: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимся. Истинно говорю вам,что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё чтобы явиться постящимся не пред людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). Это о чём? О том, что отношения с Богом души человека – это вещь строго интимная. В тот человеке, который всё хочет рассказать о каких-то чудесах, явлениях другим, говорит только честолюбие и тщеславие. Перед Богом это отвратительно. «Каждый перед своим Богом стоит или падает» – сказал Господь (см. Рим. 14, 4). Каждый понимает в свою меру, это не требует никакого обсуждения. Это связано исключительно, можно сказать, с духовным ростом человека, который заключается в покаянии. Если ты увидел свои грехи как песок морской, во-первых, ты уже не будешь никого осуждать, потому что у тебя в мириады грехов больше, во-вторых, ты очень хорошо будешь понимать, что только Господь может тебя от этого песка морского, который тебя утягивает на дно, очистить. А всякая имитация, как я уже сказал, она для Бога отвратительна. Хочешь быть в очах Божиих отвратительным? В буквальном смысле Бог отвращается, отворачивается от такого человека, потому что уж больно тошно смотреть.

И третье: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21) О каком сокровище идёт речь? Ну, во-первых, о любом. Сокровище может быть духовным, это качество души. Ну, допустим, в результате сорокалетнего подвига человек из злого стал добрым, из жадного стал щедрым, из блудного стал целомудренным, из гордого стал смиренным, из злого стал коротким. Это сокровище, причём такое сокровище, которое нельзя украсть. Как у доброго человека, который ещё каждого готов простить, украсть его доброту? А человеку, у которого нету этой доброты, достаточно просто плюнуть в лицо, и ты увидишь какой он добрый. Сразу тебе всё расскажет в подробностях, как и что он по этому поводу думает. А на самом деле решение вопроса простое: достал платок, утёрся, «Спаси Господи!», пошёл дальше по своим делам. И никаких достоинств, никаких прав человека, никаких судов. Всё сразу решено. А тому, кто это сделал, обычно бывает стыдно, то есть тоже начинается покаяние. То есть ты не только себе пользу принёс, но и тому человеку, который дошёл до такого озверелого состояния.

И есть сокровище материальное. Им обычно человек владеет лет 30, а потом – кладбище. А перед этим ещё болезнь. То есть совершенно бесполезная гонка. На вид-то вроде это что-то такое важное и серьёзное: я могу туда поехать, могу вообще не ездить, могу дома у себя построить чего хочу. И так далее. И вот люди в этой иллюзии пребывают. Кроме суеты ничего это не даёт.

А Господь говорит, что есть сокровища, которые для твоей души будут навсегда и в этом мире, и в следующем. И Господь предлагает нам поиск этих сокровищ. Где сокровище ваше там и сердце ваше. B этого будешь искать и каждую минуту своей жизни использовать для того, чтобы из этих духовных сокровищ себе что-то добыть. Каждый день представляет такую возможность. Либо ты отвергаешь либо ты используешь.

Вот три маленьких абзаца по пять-шесть строк, и этого вполне достаточно, чтобы понять, что Отец Небесный от нас хочет. Понять – это неплохо, без этого понимания человек не может стать христианином. Но нужно быть не только не только слушателем Евангелия, но и делателем. Я допускаю, что есть несколько среди людей, которые хотели бы быть христианами. Если так, тогда они будут следовать словам Христа Спасителя.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Natalia S:

      Спасибо, дорогой батюшка!

    2. Nina V.:

      Спасибо большое.отец Димитрий! Про платочек и юбочку верно напомнили .. Стою в храме и вижу,что многие пришли ,тк дома не хочется быть одной и принарядились таким образом ,что по -внешнему виду самые благопристойные дамы.., а чуть прикоснись к такой в толпе верующих и взгляд сразу недовольный. Двойная мораль …Церковь -место, где встреча с Христом и не важно ,как ты одет ,(лишь бы опрятно) важно твое сердце.. ОН зрит каждого…Как хотелось бы поменьше фальши …!Пост начался . Величайшее испытание для человека..(не обидеть . не оскорбить и несчастному помочь )Помоги Господи нам , несуразным !НЕ всем , конечно…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.