Проповедь о формализме в человеческих сердцах
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Торжество Православия, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 25 февраля 2018 года, по евангельскому эпизоду о призвании Филиппом Нафанаила [Ин. 1,43-51].

Сегодня Православная Церковь празднует день Торжества Православия. И в этот день Святая Церковь избирает для нас чтение из Евангелия от Иоанна о том, как Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (первозванными). Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 43-46). Нет, не может. Но и Сам Христос родился не в Назарете, а там, где и полагалось Ему родиться – в городе Вифлеем. Ибо это город, где жили потомки царя Давида. И когда надлежало уже Деве Марии принести в мир своего Младенца, Который был Ею зачат от Духа Свята, Она и всё их Семейство Святое пошли в город Вифлеем, чтобы записаться. Перепись населения уже с тех пор существовала, потому что для каждого, кто управляет людьми, главное – налоги. Перепись проводилась, чтоб можно было подсчитать, сколько ожидается денег, на что их можно потратить. В переводе на наш язык – бюджет составить. Без этого государство может только существовать стихийно, и можно очень обмануться. А римляне были такой народ весьма учёный, там были развиты науки, очень много было мыслителей, умных людей. Все они обладали тем, что сейчас называется классическим образованием, которое сейчас растворилось, исчезло в мире за некоторыми небольшими исключениями. Вот и Нафанаил прекрасно знал как правоверный иудей, что Назарет, который находится в Галилее, никак не может стать местом рождения Мессии. Но обстоятельства рождения Христа Спасителя ему не были известны.

Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Вот сталкиваются два взгляда на мир. Для одного апостола важно, что он видит своими глазами и слышит своими ушами. И он этому опыту доверяет. А другой принимает во внимание лишь формальную сторону: раз Он из Назарета, Мессией быть не может. И вот здесь, в этом эпизоде, собственно, показана главная коллизия, которая произошла между, как мы её именуем условно, Ветхозаветной Церковью и Господом нашим Иисусом Христом. Потому что всегда формально действовать гораздо легче. Самое трудное для грешного человека – это к своему решению прилагать сердце, самое лёгкое – это «ушла на базу», и всё. Вот есть закон, вот по закону. Не важно, прав ты, не прав, виноват ты, не виноват. Есть, конечно, всякие такие экивоки в сторону права, ещё какие-то такие хорошие слова, но само по себе это людей, особенно тех, которые профессионально этим занимаются, как мы теперь выражаемся, не волнует. Очень правильные слова. То есть человек вообще не волнуется. Я раньше удивлялся: как же так, человек знает, что прав тот, которого он обвиняет, а ему до этого нет дела. Сядет он в тюрьму, не сядет. Ему главное, чтобы начальство было довольно, потому что от начальства зависит его карьера, зарплата. А то, что человек будет из-за этого в тюрьме сидеть – не волнует. Сердце не волнуется. Вот Христос пришёл, для того чтоб взволновать наше сердце. Чем мы отличаемся от всех других существ? Например, тараканов. У таракана тоже есть сердце, а у некоторых червей несколько сердец. Поэтому если червяка разделить пополам, каждая часть может жить отдельно, и в каждой части – своя часть сердца общего. И он будет существовать, потом ранка заживёт, и он будет продолжать развиваться. У людей не так по замыслу Божию. Господь хочет, чтоб сердце человеческое управлялось не какими-то формальными правилами, пусть очень хорошими, составленными очень грамотными, толковыми людьми. Нет. Потому что жизнь настолько многообразна! Чтобы правильно её прожить, обязательно ко всему нужно прилагать сердце, к любому делу. Вот пашешь землю, выращиваешь хлеб или картофель. Если это делать бездушно, то это дело превращается в абсурд.

У меня один мой знакомый из школы, младший брат моего друга кончил специальный факультет, его направили в совхоз управляющим. И приходит разнарядка из центра района, что ли, а может, и области: нужно засеять такое-то количество картофеля. Он засевает, а потом, когда приходит время его собрать, в это место доехать невозможно, потому что идут дожди, дороги становятся непроходимыми, и весь урожай гибнет. Он туда звонит, говорит: «Что делать?» – «Как «что»? Перепахивай». И он несколько лет урожай закапывал в землю по приказу начальства. От этого портится земля, от этого уничтожаются семена, от этого нет никакой прибыли и от этого развращается народ. Представим себе, мы хотим своего сынка чему-то научить. Допустим, писать сочинения. Он пыхтел-пыхтел, составил. Мы берём и разрываем. Пиши дальше. Второе сочинение, может быть, он и напишет. Третье – уже никогда. А потом, чтобы избежать этой муки, он будет ещё постоянно врать. Кого мы вырастим? Того ли, кого хотели бы? Нет. И вот такая история убивает всё. Любой формальный подход к любому делу – к педагогике, к медицине, к судопроизводству, к чему угодно – всё омерщвляет.

И так же был омерщвлён тот закон, который дал пророк Божий Моисей народу Израилеву. Он не приносил никакого плода. Закон, как апостол говорит, есть детоводитель ко Христу (см. Гал. 3, 24). По-гречески «педагог», кто не знает. Закон должен быть таким учителем, который подготовил бы народ Израилев к встрече своего Мессии, Которого ждали сотни лет. И вот, Мессия приходит. И что? Этот Мессия делает всё противоположно закону. Самое ужасное, что он делал – исцелял в субботу. Приходит в синагогу, там какая-то женщина больная много лет, Он её исцеляет (см Лк. 13, 10-17). Это их возмущало до глубины души – настолько, что они хотели Его постоянно убить. Этим дело и кончилось. Он их раздражал. Потому что главное что? Главное – не результат, главное – порядок. Главное – чтоб была наглядная агитация, главное – чтобы сходились цифры. Пусть они сходятся. Не важно, что ты там украл 30 миллиардов. Главное – чтоб сошлось. Главное – чтоб начальство было довольно и ему, начальству, тоже с этого всего перепадало. И так далее. Людям совершенно не нужна истина. И вот, приходит Мессия, Который на их глазах это всё разрушает. Воскрешает мёртвых (см. Мф. 9, 23-25; Лк. 7, 11-15; Ин. 11, 17-44). Что за безобразие?! Уже приготовились поесть, может быть, даже выпить, я не знаю, какие у них там были обычаи. И всё. А Он отдаёт вдове её единственного сына, и всё (см. Лк. 7, 11-15). И похоронное настроение сменилось на другое. Он всё делал не так. Господь этим хотел сказать всем, кто желал бы увидеть, услышать, понять: люди Мои дорогие, народ Израилев (в храме раздаётся звонок мобильного телефона – прим. ред.), Я хочу вам показать, что вы живёте не так. Что ваш звонок мне мешает. Настолько поглощён человек, что не замечает. Так вся жизнь становится противоречием.

И такое же противоречие между Филиппом и Нафанилом. Филипп говорит: пойди и посмотри. А некоторые из учеников Иоанна Предтечи спрашивали Христа: Ты ли, <…> или ожидать нам другого? (Мф. 11, 3). Он отвечал: Слепые прозревают и хромые ходят <…>; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 5-6). А почему именно так отдано на волю именно самого человека? А потому что это и показывает, есть ли у человека сердце. Ты спокоен к тому, что какой-то человек умирает и есть Учитель, Который может его воскресить, или тебя это не волнует? То есть тебе вот жалко человека или нет? «Жалко» – это такой удивительный глагол. В советском кино всё время говорили: «Меня жалеть не надо». Понятно, большое спасибо. А почему так? А потому что отсутствие жалости – это отсутствие христианства. А жалеть – это самый главный глагол в русском языке, который означает любовь. Человек «жаланный» – это человек любимый, к нему относятся как к родному. А вот это и ушло. А с этим ушла жизнь. И человек превращается в мёртвое существо, исполнителя инструкции.

Многие граждане, которых после войны арестовывали за их деятельность, говорили: «А я исполнял приказ». Ну и что? Приказ-то плохой. «Ну если не я, так меня!» Правильно. Лучше самому умереть, чем убивать другого. Мало ли кто чего прикажет! Должна быть всегда своя собственная голова и своё собственное сердце. А этим наполеончикам главное всегда только одно – чтоб власть, чтоб их во всём слушали и уничтожение Церкви. Настолько глубокая, совершенно инфернальная ненависть к Церкви, которая дала возможность Вольтеру сказать, что нужно «уничтожить гадину». Всё что о любви, о правде, о творчестве, о красоте – всё уничтожить.

И вот, когда пришёл Христос, возникла коллизия, которая частично отражается и в сегодняшнем Евангелии. Почему святые отцы выбрали именно это чтение для Торжества Православия? Некоторым гражданам, которые себя считают шибко православными, всё время мерещатся католики какие-то, ещё там что-то. Они боятся через какой-то барьер ногой заступить, потому что своего чувства и понимания, что такое католицизм, что такое православие, нет. Поэтому боятся нарушения какого-то правила. Хотя сути самого правила, конечно, большинство не то, что не понимают. Это было бы полбеды, потому что всем можно научиться. А нечем воспринять здравое учение. А чтобы довериться Церкви – никак нельзя. И человек начинает искать какую-то свою правду и оказывается вне Бога. А ему это неважно, потому что он не Бога ищет, а всю жизнь искал инструкцию, которая бы его успокоила. На радио всегда народ звонит с вопросом: «А где грань? Как различить любовь и человекоугодие?» То есть вы мне дайте инструкцию, и всё. Вот если я иду из пункта А в пункт Б, это как, любовь или человекоугодие? А из Б в пункт А? Почему человек задаёт такие вопросы? Потому что человек не хочет прилагать своё сердце. Он хочет всю ответственность за свою жизнь свалить на кого-то другого. Пусть это закон, или канон, или чьё-то мнение, какого-то авторитетного человека, который жил в VI веке. «А как же, он святой отец». Конечно, да, святой отец. Но человек, даже читая текст, часто даже не может понять, его глубинную суть.

Так же и в сегодняшнем Евангелии, текст вроде такой простой, но здесь открывается коллизия, которая, собственно, и привела к распятию Христа. Люди, которые сотни лет ждали Мессию, убили Его, когда Он к ним пришёл. Совершили христоубийство. Так и очень многие люди, которые ходят в церковь, очень любят поститься, на самом деле никогда христианами не были, потому что у них нет сердца. Они постоянно раздражаются. Они всё время живут в негодовании по поводу других людей, соседей, родственников, детей, внуков, государства, начальства, милиции, международной политики. Потому что на самом деле это такое состояние души, отравленной такими вещами. Это очень вредно для души. Настолько вредно, что убийственно.

И вот, надо нам последовать примеру святых апостолов, которые пришли и увидели. Каждый из нас сам пришёл в церковь, кроме малых детей. Они, бедненькие, не сами пришли, их привели сюда и поставили, некоторые даже и не хотят, они хотят спать и ещё – играть в компьютер, вот этого они хотят. А находиться в храме не хотят. Почему? Очень просто – они этого не понимают. Не понимают, почему их заставляют. Задача воспитания заключается в том, чтоб показать им. Можно выразиться словами Евангелия: смотри, сыночек, приди и виждь (Ин. 1, 46). Здесь живёт Господь, здесь с нами Дух Святый. Хочешь ты такой жизни? Или живи, как прочие мальчики в твоём классе, которые постоянно друг друга обижают, которые постоянно врут, которые обращаются к родителям только словом «дай», которые обижаются, если те чего-то дать не могут. Им только купи. А ещё они сквернословы, они в любой момент готовы предать, украсть, втроём бить одного. Ты хочешь с ними? Ну, как говорят в американском кино, это твой выбор. Каждый себе выбирает ту жизнь собачью, которую он ищет. И он её обязательно на что-то меняет. Большинство готовы что угодно отдать за то, чтобы бать как все. Христианин выбирает жизнь, которая не как все, а только как кое-кто. И очень немногие выбирают жизнь христианскую. В основном выбирают жизнь фарисейскую. Это такая подмена. Вместо лекарств – дженерики, которые не все адекватны изначальному лекарству и принимаются для успокоения самого себя. А такая успокоенность – это есть совсем не христианское состояние. Христианство – это неуспокоенность, беспокойство насчёт своей души, насчёт того, где мне найти Бога. Люди уходили в пустыни, чтобы только оставаться с Богом наедине и всё время Его звать, и всё время искать. И находили. Все нашли, все встретили Бога. Главный смысл жизни оказался найден. А что это такое? А это значит, что в его сердце воцарилось православие. Что такое православие? Это совсем не диагноз – православие головного мозга, нет. Православие – это когда человек всей свой жизнью, словом, делом, помышлением, чувствами славит Бога. Как Христос говорил: чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). А глядя на большинство из нас можно сказать: ну это какие-то уроды или ведьмы. Они всё время находятся в раздражении, в гневе, в зависти, в осуждении, всё время кого-то учат. Ну написано же: Кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим. 14, 4). Ну как же ты можешь осуждать какую-то мамашу, что она не так воспитывает свою дочку или сыночка? Какое твоё дело? К тебе что, обратились как к детскому психологу, чтоб ты составил план, как им выходить из той или иной ситуации? Нет, не обращались? А тогда что ты лезешь? Да очень просто: потому что тебя это раздражает. Потому что человек находится в раздражительности. А при этом? А при этом он постится. Святые отцы говорили, что лучше всех постятся бесы, которые вообще ничего не едят. И такой пост человека уподобляет бесу. Хотите поститься? Есть и не только вера не христианская, а бесовская, но есть и пост бесовский, который радует бесов. Человек приходит в большее раздражение. Лучше пельмешек поешь со сметанкой и успокойся. Рано тебе поститься, ты ещё больной совсем и на голову, и на сердце. Потому что не понимаешь вообще, зачем пост. Пост – не для того, чтоб людей есть заживо, превращать их жизнь в ад, а наоборот, чтобы каждому хоть в чём-то, а облегчить совершенно бескорыстно, не требуя себе за это ничего взамен. Вот такого торжества православия ждёт от нас наш Христос Господь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. alexs1973:

      Добрый день. Когда появятся ссылки на скачивание?

    2. Anastasya BD:

      Так мы все умервшляемся… и даже рады такому умервшлению, потому что так проще. Упрощение умственных способностей человека приходит к обнищанию духовному….. Господи, дай сил и здоровья батюшке Дмитрию! Господи, помилуй нас грешных!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.