Проповедь о жизни по страстям и по заповедям Божьим
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в преддверии Входа Господня в Иерусалим, читанная вечером 31 марта 2018 года на 6-й неделе Великого поста (седмица ваий) в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

На молодом осле Спаситель мира въезжает в Иерусалим, весь народ празднует, как на День города. Все ликуют, кричат, все друг друга поздравляют, ожидают чего-то такого необыкновенного. Царь Израилев въезжает в столицу. Ну и, как всегда, люди ожидают совсем не того, что будет. Они кричали: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! (Мф. 21, 9), тем самым именуя Его Мессией, Спасителем. Но случилось всё совсем по-другому: на глазах у всего народа, на краю Иерусалима Сына Давидова распинают на Кресте, как самого отъявленного разбойника или беглого раба. И те же самые люди, которые ещё несколько дней назад кричали: осанна, кричат: распни, распни Его! (Ин. 19, 6).

Почему это происходит? Потому что обычный грешный человек, в своей жизни подчиняется инстинктам, как вполне нормальное млекопитающее. Возраст пришёл – какой есть инстинкт? Инстинкт продолжения рода. И стремится сломя голову его продолжить. Или, например, стремится приобрести побольше денег, потому что он замечает, что та культура, в которой мы призваны жить, вся говорит о деньгах. Каждые 45 минут рассказывают, почём доллар, почём евро, в других новостях ещё йена или юань. Преподносится это как самое важное, что есть на свете. Когда случается какая-то беда, как, например, в Кемерово, все начинают безбожно врать. Почему? А кому в тюрьму охота? Поэтому человек защищается. Он уже с детства, с двух с половиной лет дитя начинает врать. Это единственный способ ему, ребёнку, защититься от взрослых. «Это не я!». Тогда, глядишь, из пяти наказаний четыре пролетит над головой. И вот, чтобы себя уберечь, чтобы что-то приобрести, что хочется, дети капризничают, жёны пилят, мужики дерутся и орут или напиваются вдрызг, потому что устают от этой «пилёжки». Каждый себе находит выход. Или в баню с друзьями, чтоб выпарить весь этот ужас и идиотизм обычной жизни.

И вот, приходит Христос, Который хочет людям указать дорогу, как от этого освободиться. Не жить по страстям и и не жить по инстинктам. Изменить это, чтобы жить по заповедям Божиим. Господь пришёл научить этим заповедям. Ясное дело, Его за это распинают на Кресте. Слушать никто не хочет. Что бы они хотели? Чтобы Он пришёл и устроил им хорошую жизнь. Он же умеет мёртвых воскрешать, Он умеет стихиями повелевать. Например, случилась засуха, а Он нам дождь пошлёт. Или случилось наводнение, а Он воду лишнюю высушит. Кто-нибудь нападёт, какой-нибудь другой царь, а Он в защиту легион Ангелов выставит. Есть захотим, Он хоть из леса пригонит целое стадо каких-то диких животных, и поедим. И вообще будем жить нормально. Заболеем – Он нас всех исцелит, ведь Он же скольких исцелял! Как в синагогу придёт, так обязательно кого-нибудь исцелит (исцеление сухоругого: см. Мф. 12, 9-13, Мк. 3, 1-5, Лк. 6, 6-10; исцеление бесноватого: см. Мк. 1, 23-26, Лк. 4, 33-35; исцеление согбенной женщины: Лк. 13, 10-13). А если кто убивается очень, как вдова Наинская, по поводу смерти сына, так Он его и воскресит (см. Лк. 7, 11-15). Вот жизнь-то! И делать ничего не надо. Потому что один из инстинктов, как у всех млекопитающих, это жить очень рационально, то есть как бы ничего лишнего не сделать. Например, если кота хорошо кормить, он перестаёт ловить мышей. А если его не кормить, он всех переловит, потому что есть хочет. Так же человек, как всякое животное, не хочет работать тяжело, он хочет пенсию получить – пусть не очень большую. Конечно, лучше бы и побольше. Но всё равно, главное – чтобы ничего не делать и с этого «ничегонеделания» жить.

А Христос совершенно другую жизнь предлагает. Мало того, очень тяжёлую. Чтобы самого себя управить. Например, обуздать свой язык. Ставится такая задача. Или из древних заповедей: чти отца и мать (см. Исх. 20, 12). И много-много другого. Всё хочет, чтобы мы жили не по инстинктам. А какой у нас инстинкт? Ну что-то нас раздражает, та же мать: «Молчи, дура!». И она: «А, сын дурой назвал». И уже не знает, что делать. Ну, истерику какую-нибудь закатит, и дальше всё. А он хлопнул дверью, стёкла вылетели, и ушёл. Обиделся.

Всё человечество живёт по инстинктам. И конечно, такая жизнь очень похожа на жизнь в аду. В аду как раз соберутся те люди, которые живут по инстинктам, а в раю – те, которые живут по заповедям Божиим. Жизнь человеку дана не для того, чтобы он жил по инстинктам. Тогда он превращается в зверя, а в отдельных случаях даже в демона. Он становится хуже зверя, потому что то, до чего додумывается человек, никакому зверю в голову не придёт никогда. И, конечно, Христос пришёл на землю, когда эта жизнь по инстинктам, по грехам, по страстям, бушевала среди народа, в государстве, среди законов, и так далее. Было как в диком лесу – закон джунглей: кто сильнее, тот и прав. Сильнее не обязательно физически. Главная сила – это деньги, потому что за деньги ты можешь нанять любого воина, который тебя защитит. Или тысячу воинов. И уже тысячная сила с тобой. Ты можешь вообще лежать на даче, по телефону рассказывать, кого нужно убить, а кому просто рёбра переломать. И всё, и ты спокоен, пока на более сильного не нарвёшься, который скажет: «Этот что-то вообще оборзел, надо историю его закончить». Так вот люди и живут.

А что же, если человек узнает Христа и Ему поверит? Что значит «Ему поверит»? Его слову. Поверит, что то, что Он говорит, это истина. И жизнь свою исправит согласно тому, как Он учил Своих учеников. Это не значит, что человек будет купаться в счастье, в деньгах, в здоровье. Нет. Всех учеников Христовых убили, кроме Иоанна Богослова, который написал последнее Евангелие и Апокалипсис. И то, его приговаривали к смерти, и он очень большую часть своей жизни провёл в тюрьме. Прожил он долго, чуть ли не до ста лет, и отошёл ко Господу. А остальные все были убиты. А ученики учеников? Они тоже были убиты. А ученики учеников их учеников? Что с ними? И они были убиты. И Сам Господь говорил, что ученик не выше учителя (Мф. 10, 24), и ещё сказал: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). Но цель человека не в том, чтоб прожить подольше, или повкуснее, или полегче. Цель не такая. Цель – не деньги, не блаженство какое-то себе на земле устроить, обжираловку сплошную, нет, совсем нет. Совершенно другая цель. Цель – угодить Богу. И ради этого человек трудится. И понятно, что такой человек в нашу собачью жизнь, которая происходит здесь на земле, совершенно не вписывается. Вот представьте себе, некий мальчик 9-ти лет, у которого папа – христианин, мама – христианка, и они его таки и воспитывают, и он уверовал в Бога. И он пойдёт в какую-нибудь школу, 1112-ю. Ну что? Да его затравят же там! Сверстники, учителя. Потому что они же этого ничего не понимают. Они, конечно, будут его травить, смеяться, бить, и так далее. Мальчики, которые ругаются матом, стараются заставить ругаться того, кто не ругается, издеваются над ним всячески. Зачем им это надо? А потому что для них главное – власть над другими. Потому что для остальных двуногих животных главное – власть. Потому что эту власть они превращают в свои блага. Имеешь власть, значит ты больше защищён, чем тот, который не имеет. А христианин всю надежду возлагает на Бога. тем и проверяется, серьёзна ли твоя вера или это только показуха.

Вера христианская проверяется только в искушениях и в гонениях. Как узнать, человек христианин или не христианин? Самый простой способ подойти к нему, и дать по правой. Если подставит другую, значит христианин. Если возмутится – извините, вряд ли он крещёный. Один святой был епископом, но зарабатывал себе на жизнь тем, что пас домашних животных. Пришёл он на Вселенский собор, так как все епископы со всей ойкумены собиралсь. Стражник видит, что одет в какую-то пастушью одежду. Тот говорит: «Я епископ», он возражает: «Какой ты епископ!», да как ему дал, тот подставил другую. Он говорит: «Вижу, что епископ. Проходи!». Без всяких пропусков. Прям по физиономии со всего маху. А это не просто какой-то там торговец пирожками. Воин! Это целый день тренировки, это очень здоровые такие мужики. Может так дать, что голова отскочит. Вот такая проверка. И если человек ради Христа готов потерпеть ту жизнь, с которой он живёт, без ропота принять, то значит этот человек сильный духом. Потому что вытерпеть это может самый сильный духом человек. Не потерять ни смирения, ни кротость, которая покажет, что он безгневен, в нём нет страстей. Он не жаден, он никогда за деньги не будет что-то такое делать противное Богу. Наоборот. Вот так это проверяется. А если он в гневе, в раздражении, ещё в каких-то инстинктах, то значит он пока ещё не христианин. Поэтому если кто-то из нас думает, что, мол, хожу в церковь, картошку ем без масла, то значит я уже христианин, он ошибается. Это вообще ничего не значит. Потому что за ту картошку, которую мы едим постом, в Ленинграде во время войны люди б дали любые деньги. Так она вкусная, картошка, хоть и без масла. Но с солью, хлебушка ещё. Моя тётка мне говорила: «Когда война кончилась, я мечтала купить буханку хлеба и одна её съесть, чтоб хоть наесться один раз». Нам это как-то сейчас непонятно. И когда она мне это говорила, мне тоже было непонятно, но я старался это её чувство как-то понять, почувствовать.

Христос въезжает в Иерусалим, чтобы людям преподать этот последний урок. Он, будучи Богом, Который одним словом может создать новую вселенную и новых людей, этого не делает. Он показывает пример послушания Отцу Небесному, кротости, пример безгневия, пример терпения Он показывает.

Вот мы с вами все, всею Церковью вступаем в Страстную неделю, когда день за днём мы будем переживать каждый день последние дни жизни на земле Христа Спасителя. Для чего Церковь создала такое богослужение? Через это богослужение, через Евангелие, которое тоже будет читаться во всех храмах, мы лучше чувствуем, что это такое значит – православное христианство, и далеко ли мы от него отстоим. Потому что главное – это не та еда, которую мы едим, а главное – какое мы имеем отношение ко всему, что нас окружает: к человечеству, к Богу, Который нам Отец и Создатель. Вот что важно. Чему мы в церкви научились – тоже очень важно. Вот нам наша вера в какой-нибудь прок пошла духовный или нет? Вот над этим нам надо задуматься. И тогда праздник нам будет понятен. Что мы празднуем? Мы празднуем победу Христа над злом. Вроде бы оно торжествует. Осанна! кричали, сейчас: распни! Распяли. Вроде неудача. Но Христос сказал: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). На третий день Он воскрес, как и обещал. А тот, кто имеет настоящий дух Христов, тот совоскреснет со Христом. А остальные пойдут в муку вечную, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12). Но каждый человек сам выбирает, кем ему быть: либо животным, либо демоном, либо христианином.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Гуминский Алексий:

      Не понятно, Батюшка. Каждый человек сам выбирает кем ему быть и куда идти, но, в итоге, сам человек себя спасти не может, спасти его может только Господь. Слушаю все Ваши проповеди и передачи по тв и радио, а вот в этом разобраться хочу и не получается. Если возможно, Батюшка, то ответьте пожалуйста в одной из передач, как одно с другим совмещается. Человек сам все решил, а без Господа, своими силами, он спастись не способен. С уважением, Алексий Гуминский

      • regent:

        Вопросы следует задавать согласно правилам мультиблога, а не в комментариях.
        ——
        А вообще-то человеку предписаны некоторые правила (заповеди), которые он может совершенно самостоятельно соблюдать или нет (кем ему быть и куда идти). Если он их не выполняет по своей свободной воле, то почему Давший их должен его спасать? Насильно что ли? Непонятно, о каком противоречии (сочетании) Вы говорите.

        • Гуминский Алексий:

          Спаси Господи! Теперь понятно!!! Господь всем изначально желает спасения! А нам предоставил свободу выбора путей. Нам только надо встать идти по пути, ведущему ко Господу!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.