Проповедь о гадостях мира и о спасении человека
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на двунадесятый переходящий праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), отмечаемый в этом (2018) году 1 апреля. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Господь въезжвает в Иерусалим на молодом осле, и Его встречает народ, взмахивая пальмовыми ветвями, не хуже чем мы с вами (см. Мф. 21, 1-11). Господь въезжает, а лицо Его печально. Почему? Потому что из всех присутствующих на площадях и улицах Иерусалима, только Он один знает, что Он идёт на вольную смерть, добровольно отдаёт Себя в руки людей, которые Ему враги. Он прибыл на землю, родившись в Вифлееме Иудейском в пещере для домашних животных, для того чтобы передать людям благую весть – весть о спасении. Но, к сожалению, как Он Сам говорил, люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19).

Сегодня дети исповедуясь, что говорят? «А я вру, а я не слушаю маму, а я ругаюсь скверными словами». То есть люди, хоть и молодые, но прекрасно знают, что хорошо, что плохо. Но вместо того, чтобы читать прекрасные стихи – Пушкина, Ахматову, Мандельштама, они говорят всякую гадость. Вместо того, чтобы смотреть по телевизору или в интернете прекрасные образцы кинематографа, они смотрят всякую гадость. И едят они всякую гадость, и пьют они всякую гадость, и дружат с детьми, которых в лучшие времена даже на кухню бы не пускали. Почему? Потому что всякая гадость им сродни.

А тут въезжает на молодом осле Тот, про Которого люди говорят: благословен <…> Царь Израилев! (Ин. 12, 13). И Он не радуется этой радости. Некогда, за много сотен лет до этого, пророк Божий сказал: Новомесячия <…> и праздники <…> ненавидит душа Моя (Ис. 1, 14). Почему? А потому что ничего, кроме пошлости, в этих праздниках нет, потому что это всё ненастоящее, ненатуральное, в этом только демагогия и лицемерие. Человек потерял сам себя. Человек даже не знает, каков он. Я у одного мальчика давеча спросил: «Ты хороший мальчик?» – «Да». Это после того, что он там в бумажке написал свои грехи. Я говорю: «А как это вот, ты хороший мальчик, а у тебя такие поступки?». Не знает, что ответить. Почему? Он потерян. Он не знает, в чём состоит жизнь, он не знает, к чему ему стремиться, его раздирает на части. Очень много и часто мы слышим слово «единство». Какое может быть единство, если человек сам внутри себя разделён? По-медицински это шизофрения. Но это ещё полбеды. Потому что разделено всё: сердце раздирается на части, ум раздирается на части, всё тело раздираемо болезнью до такой степени, что даже самый маленький микроб способен человека и убить, и уложить надолго. И вообще, человек нонешний не знает, куда он бредёт. Некоторые даже спрашивают, есть ли рай и ад. То есть вообще непонятно, как живёт человек. Хотя он полностью в ад погружён, и не знает, есть ли ад. Человек в нём, внутри, он им дышит, им питается, он в этом аду отыскивает для себя какие-то радости. А Господь бы хотел человека от этого освободить. Но Он тоже прекрасно понимает, что понимал тогда: можно ведь освободить человека только в одном случае – если он этого хочет. У любого нарколога спросите, можно ли вылечить алкоголика. Только при одном условии – если он очень-очень-очень-очень хочет вылечиться. Только при этом условии. А так – совершенно бесполезно. Так же и здесь: пойти за своим Царём и Господом может только тот, кто этого хочет. А большинство – замечательное выражение! – подавляющее большинство это не интересует. Как в любом классе каждой школы есть подавляющее большинство, которое всех подавляет, кто не такие, как оно, и заставляет быть такими. И наше бытие подавляет, потому что царствует зло. Люди с ним не только свыклись, оно им нравится. Нравится. Конечно, этому большое воспитание предшествует. В частности, мультики, где всегда, когда персонаж падает, все остальные смеются. И не на человеческом языке разговаривают, а всё время кривляют этот язык. Так люди не разговаривают. Поэтому чему-то научиться из этого жанра так называемого человеческого творчества нельзя, только гадости. Но маме не хочется разговаривать с ребёнком, она лучше мультик включит и будет трепаться по телефону, а ребёнок занят поглощением всякой гадости вредоносной. А почему? А потому что любовь к болтовне сильнее, чем любовь к своему дитяте. И так во всём. Человек всё время выбирает, к сожалению, гадость, а к добру не стремится.

И к этим людям приходит Христос. И находит дюжину человек. И, как всегда, хотя бы один предатель нашёлся, это неизбежно. И так далее. Всего, пока Господь ходил три года по Палестине, набралось около пятисот учеников, о которых евангелист Лука пишет в Деяниях святых апостолов, они и составили Церковь Божию. Нас здесь сегодня было пятьсот человек. Вот и вся Церковь была на всём земном шаре, состояла из такой маленькой горстки людей. Что с ними случилось? Их всех убили. Люди, которые стремятся ко злу, ничего другого не могут. Они не могут созидать, они могут только убивать.

Так, большинство родителей на земле занимаются убийством собственных детей. Причём не тела, о теле они беспокоятся, а души, что гораздо хуже. Поэтому вырастают монстры. В них нет ни добра, ни сочувствия, в них нет желания кому-то помочь. Родителей они воспринимают только как источник своего благополучия: «дай» и «купи». А родители это всё время поощряют: «Ну как же, у всех есть, а у него нет!». Он сотрясается от зависти. Тут же папа, и мама, и бабушка предоставят: всё, чему ты завидуешь, сейчас на последние деньги, без штанов останемся, а тебе купим. Ну и что это за воспитание в итоге? Воспитание человека, любящего только себя и стремящегося всё время получить то, чего у него нет, причём за счёт других, а до этого палец о палец не ударив. Вот такая наша жизнь.

Поэтому ничего другого быть не могло, как только убийство Иисуса Христа. Жесточайшее убийство и по форме, и по тому страданию. А перед этим ещё избили. А перед этим ещё поиздевались. Били сзади, говорили: кто ударил Тебя? (Мф. 26, 68). А когда уже прибили ко Кресту, говорили: если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27, 40). Но Он ради правды Божией не сошёл с Креста. Если бы Он тогда сошёл с Креста, нас бы давно уже не было на земном шаре, мы давно бы друг друга сожрали. Обязательно. И так всё на липочке держится, чтоб это всё не взорвалось. Буквально, как раньше говорили, на честном слове. Сейчас говорят: на соплях. Всё поддерживается только за счёт мощной демагогии со всех сторон.

А путь есть. Как и тогда, в первые века христианства, так и сейчас, уже на закате, каждый человек может выбрать жизнь Христову. Конечно, придётся себя обуздывать, это очень трудно тем людям, которые выросли на мультиках, людям, не знающими для себя никакого запрета. Они не могут даже сдержаться, когда что-то у них клокочет, злоба какая-то внутри. Кто посильнее, тут же бьёт, кто послабее, рычит или гавкает, как пёс. Он не может просто промолчать, потому что он такое бесноватое существо. Хотя Христос рядом. Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Если любой человек – крещёный, некрещёный, любой религии – обратится к Богу в этот трудный момент, Господь всегда ему поможет. Господь только этого и хочет. Он иначе и поступить не может.

И вот, Он входит в Иерусалим, чтобы хотя бы некоторые люди, увидев всю эту злобу, беззаконие, ужаснулись и выбрали сторону добра. Праздник заключается в том, чтобы нас научить. Раз мы уже пришли в церковь, это свидетельствует о том, что у нас, пусть не христианская, мы об этом ничего даже не понимаем, мы не понимаем, что значит христианство, но вера, что существует Бог, у нас есть. Мы каким-то интуитивным инстинктом понимаем, что Бог добр. Вот, собственно, и все наши сведения. И Он хочет нас спасти. И спасение заключается не в том, чтобы благополучно операция произошла, которая у нас в понедельник ожидается, не в том, чтобы врач хороший нам попался. И не в том, чтобы нас банк не ограбил, и не в том, чтобы с родственниками не произошло каких-то невыносимых ссор, и не в том, чтобы дети из дома не выгнали. Нет, это будет всегда. Потому что мы живём в таком мире. От мира ждать добра бессмысленно. Единственное, где мы можем созидать добро, это внутри собственного сердца. Вот это есть зона наших возможностей и область нашей ответственности. Ответственности перед кем? Перед Богом. Но в какой-то части и перед самим собой, потому что каждому человеку любого цвета кожи, говорящего на любом языке, исповедующего, может быть, другие религии, самые сумасшедшие, Господь хочет добра. И Он бы хотел, чтобы люди выбрали Его, и узнав Его, Бога, познав Его, они бы возлюбили Его и захотели бы жить ради Него. Чтобы, когда будем переходить в вечность, мы остались с Ним. Почему? Как сказано в Писании, Господь, обращаясь через апостолов ко всем Своим будущим ученикам, говорил: вы <…> сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19). Хочешь быть Богу своим? Хочешь быть гражданином Неба? Ты можешь здесь на земле прожить очень тяжёлую жизнь, это не важно. Но надо знать, во имя чего ты это делаешь. Если во имя того, чтоб быть гражданином Неба и своим Богу, то значит жизнь потрачена не зря. Иной просвещённый демократ скажет: «Это твоя точка зрения». Ну отлично.

Так вот, Господь въезжает на молодом осле в Иерусалим, а люди в восторге постилают Ему ветви. Постилают одежды свои, чтобы хотя бы осёл наступил своим копытом на эти одежды. Чтобы потом принести эти одежды в свои домы и через это получить благословение от Мессии, Царя Израилева. А через четыре дня будут орать истошным голосом: распни, распни Его! Потому что толпа есть толпа, она всегда безумна, у неё нет ума, она подвержена инстинктам. Как её настроить, как внушить, так и будет. А сейчас к этому есть такие мощные средства, что можно что угодно, как угодно, как теперь говорят, переформатировать любого человека, и вряд ли кто-то сможет против этого устоять, кроме человека, который верует в Иисуса Христа. Почему? А потому что Христос заполнит его сердце, и там уже ни для какого такого мирского соблазна просто не останется места.

Некоторые спрашивают: а как детей воспитывать? Надо воспитывать так, чтобы сердце было заполнено Христом. Почему наши дети перестают в храм ходить? А что туда ходить, что от этого хождения? Бывает, воробей залетит – и что, он после этого полетит креститься что ли, а потом начнёт поститься? Да нет, как был воробей, так и есть. Так и люди заходят, свечки пудами жгут. Ну а что толку? Что толку? Ноль. Потому что каким был, таким и остался. У каждого своя жизнь, у каждого свои стремления. Кто театром занимается, кто футболом, кто просто с работы что-то тащит, а четвёртый вообще просто грабит на большой дороге. Каждый приспособился к жизни, как он может. Но заодно и в церковь сходить. В кино сходил, в церковь сходил, к ребятам сходил, на рыбалку сходил. И всё. «Ой, в церкви так хорошо, меня так успокаивает, такая психотерапия». Вообще! И бесплатно. Хочешь, свечку бери, хочешь – не бери. Вообще отлично. Но долго, конечно, трудно стоять, ну зайди на пять минут. И что? Да ничего. Что-то возникает, когда человек становится христианином.

Закончился Великий пост, сейчас начинается пост Страстной седмицы. Для чего пост? Чтобы человек научился воздерживаться, сам себе говорить «нет» и этому следовать. Дело не в колбасе, не в пельмешках, дело е в этом, а чтобы научиться. А многие до старости этому не научились, они думают, что в пельмешках или в творожных сырках вообще всё дело заключено всей религиозности и спасения. Нет, отнюдь нет.

Каждому из нас нужно понять, в чём заключается спасение и как к нему идти. Без изучения Библии это невозможно. Господь говорит: Исследуйте Писания – исследование – это вообще из научного обихода термин – <…> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Вот свидетельство главное. Если каждый, кто хочет спастись, не изучит Священное Писание, не видать ему Царствия Небесного как своих ушей. И все наши посещения храма говорят о том, что мы ногу-то всё время заносим, а по мячу ударить не можем. Всё время мажем. Так что, дорогие братья и сестры, праздник заключается в том, чтобы исполнить то, к чему Господь нас всех призывает.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. NadyaDm:

      Любимый наш Батюшка! Спаси Вас Господь! Какие поучительные слова! В самое сердце!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.