Проповедь на память сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского.
Воскресная проповедь о Церкви как единственном источнике благодати Божией на земле, об отсутствии света - благодати Божией - в сердце современного человека, о том, кто и как спасает душу человека, о людях в белых халатах и о смысле жизни.
NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь на память сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского.

Господь говорит своим ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14-16). Не только сказал «свет мира», но и объяснил, что имеется в виду. Тьма – это грех. Свет – это есть благодать Божия. Единственным источником благодати Божией на земле является Церковь. И только в Церкви человек может приобщиться к этому Божественному Свету, но не только для того, чтобы осветить свою душу. Господь с самого начала ставил апостолам такую задачу: «Светить всем в мире». Потому что люди, которые не знают света Христовой Истины, усматривают жизненные ориентиры в окружающих их людях.

Вчера разговаривал с одной женщиной, она занимает очень высокий пост в нашем государстве. Она верующий, церковный человек, причащается Святых Христовых Тайн. Спецслужбы её проверяли и говорят, что это, наверное, единственный человек такого уровня, за которым не стоит ничего противозаконного. Человек не украл ни копейки, хотя есть огромные возможности. Мало того, она мне пожаловалась, что муж всё время заставляет это делать. А она – нет, не соглашается. Я говорю: «Правильно. Держись до последнего». Одно дело, когда тебя оклеветали, за клевету пострадать, а другое дело – за что-то. Многие христиане, Сам Христос в тюрьме сидел, многие Его ученики в тюрьме сидели – это нормально. Но это за клевету, а не за то, что они были разбойниками, взяточниками, ворами и так далее. Бывает, что вор ускользает от тюрьмы, а человек исполненный света – нет. Это закономерность. Потому что таков мир. Даже родной муж может явиться соблазном, как у этой женщины. Он каждый день читает ей лекции на эту тему, его зло берёт, что она в сто раз больше получает, и всё время склоняет её ко греху. Почему так происходит? Потому что для него, как для большинства людей, свет жизни – это деньги. Я даже у неё спросил: «А что он хочет?» А он хочет виллу во Франции, яхту – самые пошлые вещи. Чтобы было как у Абрамовича. Даже фантазии нет. Вот Абрамович футбольный клуб купил, вложил в него деньги, чтобы клуб не погиб и развивался, ещё игроков покупает: тут хоть какое-то движение. А здесь – пошлее не придумаешь – домик и лодку! А ты умеешь ей управлять-то? Просто надо покататься? Взрослый мужик! Ну, купи себе трёхколёсный велосипед и катайся. Пойди в парк, дай 30 копеек – тебя покатают на лодке. Зачем миллионы платить, что за дурь? Одно дело, когда у человека полно денег, но у тебя нет, и заработать не можешь ни на жену, ни на себя. Потому что свет у людей – деньги, и нет никакого другого света. И не знают, чем жить. И страдают, мучаются от зависти: у кого-то что-то есть, у кого чего-то нет, – всё хочется иметь. Но даже если ты всё будешь иметь, это же не значит, что ты будешь счастливым человеком. Счастье не купишь и любовь не купишь. Баб можно купить сколько угодно, а вот любовь – нет. Нет! Хоть миллиарды заплати – ничего не получится.

И Господь говорит: «Вы – свет мира». Ведь откуда люди узнают об этом свете. Они могут узнать это только из Церкви, от людей церковных. Но Господь говорит: «Если свет, который в тебе, тьма…» (Мф. 6, 23). Так, многие из нас, питаясь этим светом, в мир вынести ничего не могут. Посмотришь, как живут… В раздражении, в злобе, в злопамятности, в осуждении. Ну, где свет-то? Нет. На нет, говорят, и суда нет. Если апостолы просветили весь мир и сделали весь мир христианским, то мы не можем ничего сделать. Почему? Потому что света нет. Не хватает благодати Божьей в наших сердцах, чтобы даже не весь мир просветить, а хотя бы своих деток или внучков. Даже на собственного супруга не хватает.

Апостол Павел говорит, что если муж не верующий, а жена верующая, то муж, может быть, со временем просветится. Да, так бывает. Но бывает и иначе. Потому что не хватает энергии Божественной. Почему? Потому что нет жизни христианской. А почему её нет? Господь дальше говорит, потому что многие думали, что Он – нарушитель закона. Как суббота, когда евреям запрещается что-либо делать, Он то исцелял больных, то воскрешал мёртвых, то ещё что-нибудь делал. Всё это их возмущало. И Господь обращается к ним: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, – (имеется в виду их Писание), – не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Исполнить. Мы сейчас это слово употребляем немножко в другом значении. Например, исполнить какой-то трюк, исполнить какую-то песню. А изначально слово «исполнение» означало полноту и происходило от этого слова этимологически. Поэтому исполнить закон – значит наполнить его новым духовным содержанием, потому что сам закон – это и есть исполнение каких-то правил. Есть и очень хорошие правила, например, никогда не сквернословить, никогда не брать чужого, никогда, допустим, не напиваться до пьяна и так далее. Хорошо это? Да, хорошо. Спасёт это душу? Нет. В социальном плане, исполняя эти правила, ты будешь хорошим человеком. Спасает ли это тебя? Нет. А что же спасает? Спасает Бог. При каком условии? Как Бог может спасти человека? Только благодатью. Человек должен быть не просто хорошим, а он должен быть исполнен благодатью. Он должен жить так, чтобы Господь захотел прийти к нему в сердце со Своей благодатью, а для этого необходима любовь к Богу. Необходима настоящая сильная любовь. Любовь, превышающая любовь и к внуку, и к сыну, и к дочери, и к жене, и к Родине, и к собственной работе, к чему бы то ни было. Любовь к Богу должна превышать. Если этого нет, то и благодати Божией нет. Благодати Божией нет? Будь ты хоть идеальным человеком: зубки почищены, всегда причёсан, морда выбрита, ботинки блестят, никому плохого слова никогда не сказал, никому в морду не дал, никого ничем не обидел. Дальше что? Ничего. Это что, спасение? Нет. Ну просто хороший, воспитанный человек, слава Богу, побольше бы нам таких. Значит ли это, что он унаследует Царствие Небесное? Нет. Некоторые говорят: «Ой, он был такой хороший человек». Ну и что? А в преисподней знаете, сколько хороших людей? Миллиарды хороших людей, но они не просвещены светом Христовой истины. А в Царствии Небесном – одни плохие, но покаявшиеся и просветившиеся светом Христовой истины. В Царствии Небесном нет ни одного праведника, а только одни кающиеся грешники. И Христос их, грешников, пришёл спасать. Потому что праведников зачем спасать? Господь говорит: «Я не к здоровым пришёл, а к больным». А в чём же тут дело? А очень просто: возьми любого праведника с его чистыми ботиночками и чистыми зубками и плюнь ему в лицо. Ну и посмотришь, какой он праведник. И из него, как из тюбика гуталин, всё полезет сразу, вся его праведность. А попробуй, ударь его по правой щеке. Если это человек, просвещённый светом Христовой истины, он подставит левую. А этот: «Да какое ты право? Да я тебя посажу, да я сейчас ребятам скажу, да мы тебя размажем!» Вот будет какая реакция у «праведника», потому что это праведность не глубокая. Неплохо, когда кто-то хорошо воспитан, но это ничего не значит перед Богом. Совершенно неважно, в какой ты квартире живёшь, какой у тебя автомобиль, какой у тебя костюмчик, какая маечка под костюмчиком, какие у тебя мышцы – это не играет для Бога никакой роли. Господь глубже смотрит, даже не на само сердце, а что там внутри в сердце, какова твоя душа. Вот для Бога что интересно. Мяско наше червячки съедят, костюмчик – располнеем –родственникам отдадим… А вот душа – это вечное создание Божие.

Поэтому говорит Он: «…истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 18). К сожалению, иудеи тоже это понимали формально, как и очень многие юристы, пользуясь формальным знанием закона, могут любого посадить, любого оправдать, любому снизить срок. И говорят: «Закон!», и бровки так ещё важно хмурят. Да при чём тут закон? Дай тебе денег, и ты этот закон свернёшь в трубочку, и не буду говорить, куда ты его потом отправишь. Это всё называется демагогия. Когда человек свои подлые намерения камуфлирует в какие-то очень благопристойные рамки. Это является лицемерным актом подлости на самом деле, полным равнодушием и совершенным нежеланием вообще вникнуть в суть. Чисто формальный подход. И иудеи действователи формально: если в субботу ничего нельзя делать, что же Он делает, подождал бы до понедельника. И Господь говорит: «Ну хорошо, а если корова твоя в яму упадёт, ты будешь ждать, пока не настанет следующий день?» Она же пить хочет. Животное же не знает, что у тебя суббота. Всякий нормальный человек постарается вызволить её оттуда, но это же труд, значит, он нарушает субботу. Но когда это твоя корова, то ничего, если нарушишь субботу. А когда человек больной страдает, пусть ещё два дня подождёт. Или, например, больному человеку говорят: «Талончиков нет, приходите позавчера» Но человек болен, зачем ему ещё мучатся два дня? «А у меня, – говорит врач, – рабочий день кончился». А ты врач или ты кто? – «Я не врач, я услуги оказываю медицинские, у меня нет цели тебя вылечить, у меня цель – взять с тебя побольше. И даже желательно, чтобы ты всё время болел и всё время деньги давал». Когда-то египетский фараон платил деньги своему врачу только тогда, когда был здоров, чтобы тот побыстрее желал вылечить. А доктор теперь не смотрит на больного с состраданием, у него глазки алчные: что бы ещё с больного взять, какую бы ещё процедурку придумать, чтобы взять либо со страховых компаний, которые безжалостно обманываются, либо с самого пациента, если человек платит. «А давайте вот это, а давайте это, а вот 1500 в кассу, а вот это 1800, а это – 8200». А слов-то! «Самая гуманная профессия», «белые халаты», «мы людям помогаем»… Миллиардные бюджеты отпускаются, а в результате шесть тысяч человек спасают. Да отпустите миллиарды на лечение туберкулеза, а они ради шести тысяч человек богатеньких разрабатывают какие-то новые технологии, а в это время сто пятьдесят тысяч человек умирают от туберкулёза, и это вообще никого не волнует. Где же вы, гуманисты? Всё это демагогия. Просто человек не может искренне сказать: «Я вас, люди, ненавижу. Мне нужны только ваши деньги. Я надеваю белый халат, чтобы только о вас не пачкаться. Я руки после каждого из вас мою. И вы мне совсем не интересны». И поэтому человек говорит: «Мы спасаем людей. Вот у нас бесплатный пациент и вот ещё один бесплатный пациент». И по телевизору показывают его восемь раз одного и того же, потому что он один. А с остальных – по сто пятьдесят тысяч долларов. Вот он, полный гуманизм за деньги. Потому что единственный свет для этих людей – это деньги. А ведь некоторые уже старые люди, казалось бы, что ты, гроб себе какой-то особый драгоценный, листовым золотом обобьёшь? Ну, подумай, можно ведь действительно за твои деньги что-то создать, действительно прекрасное, действующее. Посмотри, все больницы в Москве: имени Склифосовского, Первая Градская – всё это построили князья, «графья», которые строили для народа, они за свои деньги содержали врачей, они кормили за свои деньги пациентов. Давай, на свой миллиардик сделай хорошую больницу, чтобы любая старуха могла позвонить туда, и её бы привезли, а не говорили: «О-о, сколько Вам? Восемьдесят два? Нет, таких не возим, подыхай». Чтобы пришёл человек, и всё бы получил. Да, это будет дорого стоить, но зато ведь сколько людей – миллионы, сотни тысяч людей – будут тебе благодарны, потому что им не надо будет ничего ждать, чего-то добиваться, ни в какие минздравы ничего писать. Как было бы хорошо: позвонил человек, за ним приехали, забрали, отвезли, что возможно сделали, обеспечили полный уход, а помер – похоронили, – и слава тебе, Господи! Это же можно сделать? Можно. А почему-то это не делается? Почему? А потому что не просветилось сердце светом Христовой истины!

Человек не понимает смысла жизни. Это же огромное благо, когда у тебя есть возможность взять кому-то и бесплатно помочь. Зачем? Ради Христа. А Христос, видя то, что ты втайне делаешь для этого человека, воздаст тебе явно. Чем? Благодатью Божией. И она, действительно, как свет, который не может укрыться, обязательно будет сиять. Как свечу ставят не под кровать, а на подсвечник. Вот в этом смысл жизни. Ты умираешь, а за тобой – тысячи добрых, прекрасных дел. Если ты уставал, так уставал по делу, и это хорошая усталость, потому что ты что мог хоть кому-то в чём-то помочь. Это же замечательно! Это же гораздо лучше, чем всё время что-то из себя изображать, какого-то гуманиста или очень строгого человека, живущего по закону и так далее, и так далее.

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном. Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 19-20). То есть христианская праведность совсем другая. Она не в поступках, а в желании их совершать.

Представим себе: два человека умерли в одну секунду и предстали на Cуд Божий. Один сделал за всю свою жизнь пятнадцать добрых дел, а другой сделал сто восемьдесят тысяч добрых дел. Кто из них войдёт в Царствие Небесное? Фарисей бы сказал: «Тот, кто сделал сто восемьдесят тысяч». Нет, он ошибся. Надо смотреть, что это был за человек, и каков был мотив его поступков. Если мотивом этого поступка было собственное прославление, то хорошие поступки превращаются в их противоположность, потому что он это делал не для человека, а для своего тщеславия. Для того, чтобы его прославляли, для того, чтобы доска висела с его фамилией, написанной золочёными буквами. Это ничего не стоит. А как же другой человек умудрился за всю свою жизнь совершить только десять добрых дел, ведь даже любой злодей больше сделает? А очень просто: он был слепоглухонемым, и у него не было ни рук, ни ног. А как же он мог делать добрые дела? А вот когда ему было больно, он не стонал, когда его роняли – не обижался. И вот за жизнь – пятнадцать таких эпизодов. Поэтому он гораздо выше того, кто сотворил сто восемьдесят тысяч «добрых» дел. Первого никто не помнит и не знает, умер он, и все скажут: «Ну, слава Богу, отмучился». Больше ничего и не дождешься от людей, хотя он такой же человек, как и все. А второго будут прославлять, при жизни памятник поставят, благодарить будут за всё. Но это здесь, на земле, а там? А там ему скажут: «Слушай, родной, а ты уже получил свою награду на земле. Хватит. За одно и то же дело два ордена не полагается. То, что на земле получил, на небе уже за это – ничего». Господь видит только то, что человек делал тайно, перед Богом, когда он об этом не трубил. Когда смысл поступка был не в том, чтобы стать каким-то значительным, важным человеком, чтобы все его уважали. Сейчас все просто помешаны, даже в письмах пишут друг другу –«уважаемый» даже тогда, когда не уважают. Для людей очень важно, чтобы их уважали, а перед Богом это ничто. Перед Богом важно, какого качества сам человек. Ему не важно, ни то, кем ты там перед всеми прикидываешься, ни какие заслуги получил, ни какие железки, которыми тебя всего обвешали. Совсем не это важно, важно – качество души. Любовь есть? Смирение есть? Терпение есть? Воздержание есть? Снисходительность есть? Искреннее желание помочь ближнему есть? Не так, чтобы этот ближний подальше отвалил и вовсе не приставал, а действительно: нуждается он – я оставлю своё дело и помогу ему. И не то, чтобы этот ближний был хорошим человеком, он может быть самой паршивой дрянью, ведь дело-то не в этом, я это не для него делал, а для Господа нашего, Иисуса Христа. Почему? Потому что Он заповедовал так. Например: еду, смотрю – человек, израненный разбойниками, подхожу, беру, сажу на свою скотину или в свой Мерседес на заднее сидение. Ну ничего, потом отмою. Химчистка полторы тысячи рублей стоит, заплачу, и всё за ним потом вымоют. Отвезу, врачу дам денег, потому что не дашь – ничего не будет. Они ведь прямо уже в реанимации вымогают, прямо и откровенно: «Вы какой хотите наркоз? Чтобы потом неделю блевать? Или чтобы проснуться, и всё у Вас было в порядке? А вот если так, тогда Вам надо столько-то заплатить». Прямо открытым текстом. Стыд потерян уже полностью. Поэтому очень важно именно качество души. Вот тогда Господь к Себе возьмёт. А почему? Потому что Сам Господь таков. Он дождь посылает и праведным, и неправедным, и солнышко – и праведным, и неправедным. Евангелие – для всех, и для праведных и для неправедных, и для людей очень противных, и для очень хороших, и для хамов, и для воспитанных. Всем, пожалуйста, вот тебе Слово Божие, спасайся, родненький, – всё тебе! Каким бы ни был человек, какой бы ни был национальности, какую бы дурацкую религию ни исповедовал, только скажешь «Господи, помоги!», и Господь, как мальчишка, бежит ему помогать. Кто может сказать, что я просил у Бога, а Он мне не помог? Всегда Господь готов помочь человеку. Ну, если он, конечно, не просит чего-то безумного во вред себе.

Поэтому Господь хочет, чтобы наш свет просветился пред человеки. И, видя наши добрые дела, мысли людей обращались бы к Богу, а потом бы и сами они, потому что человек, который узнаёт Бога, не может Его не возлюбить, не может. А возлюбив Бога, можно изменить свою жизнь. Только возлюбив Бога, а не выполняя какие-то правила, предписания, инструкции «это можно, а это нельзя». А то слышишь каждый день: «Батюшка, а это можно?», «Батюшка, а это нельзя?», «Батюшка, а то можно?». Апостол Павел говорит: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Но это каждый знает. Водку пить по два литра в день полезно? Да любой алкоголик скажет, что конечно неполезно.

Комментарии.

    Комментариев 5

    1. vadim 0764:

      Народ, просыпайтесь! Надо, чтоб у нас был федеральный православный канал, пишите президенту России, по интернету, будет много писем, тогда им никуда не деться, разрешат такие проповеди слушать всей России.

    2. Vadim:

      Спаси Вас Господи ! За содержательные проповеди.

    3. natalia:

      Храни Вас Господь отец Димитрий, всех людей помогающих Вам во всех ваших начинаниях! Всегда с удовольствием слушаю ваши проповеди, если будет возможность, хотелось прослушать аудиоверсии проповедей за период сентябрь-декабрь 2009 г., а также за 2010 г. Спасибо.

    4. bifford:

      Спаси Бог за этот проект. Хотелось бы аудиоверсии проповедей.

    5. Oleg:

      Благословите, батюшка Димитрий.
      Спасибо.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.