Проповедь о выборе сердца нашего
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Антипасху, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 15 апреля 2018 года.

Поздравляю всех с Антипасхой. Этот день, противостоящий Воскресению Христову, которое мы отпраздновали неделю назад, как бы обрамляет с двух сторон: это Пасха, а через неделю – напротив Пасхи, поэтому «анти». «Анти» – это же против, знаете, да? В этот день, как Евангелие нам повествует, Господь пришёл уже воскресший к Своим ученикам, и Фома был с ними. Потому что в предыдущее посещение Фомы не было, и когда апостолы рассказали, что к ним приходил Господь, Фома сказал: «Пока не вложу свои персты в язвы от гвоздей, я не смогу в это поверить» (см. Ин. 20, 25). И вот у нас, у русских, даже есть такое присловье: «Фома неверующий», что, конечно, не совсем правильно, потому что Фома был очень верующий, и Священное Писание показывает, что это было человек большой веры. А почему же он так ответил своим собратьям-апостолам? Его сердце наполнилось ревностью: «Ну как же так, меня не было, а Господь пришёл без меня!». И стал отрицать. И вот, велика милость Божия, Он ему тут же показал, что никакого в этом нет уничижения или недостаточной Господней любви к нему. Говорит: «Фома, ну давай». Раскрыл Свою одежду и говорит: «Давай свои персты». Ему, конечно, это не понадобилось, он прославил Господа. И оказалось, что Господь так устроил – а всё управляется Промыслом Божиим, что происходит и случается – потому что Господь хотел дать им урок. А урок заключался вот в чём. Каждый апостол был предназначен к тому, чтобы как ученику Христову сделаться проповедником Евангелия. Фома, например, проповедовал в Индии в дальнейшем. И Господь сказал такие замечательные слова: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Это мы с вами. Мы не видели Господа, многие из нас и в Палестине-то не были никогда, а некоторые никогда и не будут. Но это совершенно не мешает вообще ничему. Наш русский Патриарх Никон взял и Палестину построил под Москвой, на реке Истра, которую объявил Иорданом, и там назначил всякие географические пункты, и даже построил храм в виде храма Воскресения, который в Иерусалиме, и даже копию Кувуклии сделал, которая над Гробом Господним. У кого нет денежных сил добраться до Иерусалима, он всегда может съездить в Новый Иерусалим под Москвой. Там копия и Голгофы, и разных других святынь. И могут к ним прикоснуться. И очень многие люди прикладываются, и получают радость и благодать не меньше, чем те, которые это совершают в самом Иерусалиме. Потому что духовная жизнь никак не связана ни с каким местом, а связана исключительно с сердцем, и то, сердце понимается не анатомически, а сердце – это средоточие нашего «я», то есть наша бессмертная душа. И всё, что с ней происходит, то и играет роль. Вот ребёночек плачет – у него в душе сейчас горе, а у нас – напряжённое внимание. У всех людей по-разному – рассеянное, напряжённое, горе. И всё это в сердце. Человек может научиться себя блестяще вести. Все скажут: «Как хорошо воспитан! Какие хорошие манеры!» Но это все внешнее. Для Бога важны не манеры, которые могут быть замечательные, и это неплохо, всем нравятся люди, которые умеют себя вести и никому не нравится хамьё, это понятно. Но для Бога важно, чтобы человек сердцем стяжал то, чему Господь учил.

И вот, это второе явление Христа Спасителя было таким уроком, потому что апостолам пришлось в дальнейшем приводить людей ко Христу. Люди разные, разные у них были мотивы, некоторые вообще хотели на этом заработать, через что даже жизни лишились, потому что как бы всё перепуталось в голове.

Господь пришёл не для того, чтобы люди оделись в другие одежды, платочки, юбочки. В те времена вообще таких не носили нарядов, совершенно другая была одежда. Если для людей это представляет большую важность, это говорит о том, что у них в сердце пустота на самом деле. Уважать нужно каждого человека независимо от того, во что он одет. Поэтому русская пословица говорит: «По одёжке встречают». Чисто внешне мы людей как воспринимаем? Мы людей вообще не видим, мы видим только лицо и уши ещё. А если длинные волосы, то и ушей не видно. А уже провожаем по уму. А как можно определить, кто перед нами – умный или дурак, ангел или баба-яга? Через речь. Что человек изрыгает из себя? Если всякие недостойные слова, значит это баба-яга. И как бы человек ни скрывал это хорошими манерами, всё равно это «бабье-ёгство» обязательно проявится – не только в речи, но и в глазах, и в складках рта, и в трепете носа. Баба-яга, она как на ладони. Но не только баба-яга, но и ангел тоже. И Богу угодно, чтобы каждый человек был ангелом. А апостолы – ловцы человеков в эту большую сеть. В те времена была небольшая, это Церковь Божия. Для того, чтобы эту рыбку всю не съесть, а это действительно рыбка, потому что Иисус Христос Сын Божий Спаситель звучит как «Ихтис», то есть «рыба» по-гречески. Так всё премудро Господь устроил, для того чтоб уловить. А для чего? Для Христа. А не для того, чтоб её съесть. Чтоб соединить навеки со Христом. Люди попадаются, конечно разные, как и рыбы есть съедобные, несъедобные, а есть ядовитые просто. Это надо всё различать, иметь большие знания, опытность, которая приведёт к успеху. Поэтому Он говорит: «Вы будете иметь дело с людьми, которые никогда Христа не видели. А если кто-то и видел, то стоял в толпе, которая бесновалась, показывала пальцем и кричала: распни Его (Мк. 15, 13). И такие тоже к вам придут. Надо их обратить ко Христу, надо, чтоб они раскаялись в том, что они не то что непосредственно, но их голос там звучал. А этот голос отделяет человека от Христа».

Господь учил не только словом. Он Сам был, если вы обращали на это внимание, воплощённое Слово Божие, поэтому Он учил их и жестом, и походкой, и осанкой. Ну и, конечно, словом. Всем. Вот когда Он на берегу Геннисаретского озера ел перед ними рыбу, это тоже был урок – урок того, что Он действительно воскрес. Потому что очень часто человек как-то начинает колебаться: «А может, мне показалось? А может, вообще никакого Бога нет и это всё сказки?» А Господь напоминает, что это совсем не так. То, что Бога нет, вот это как раз и сказки. Это только может полный безумец, сумасшедший отрицать существование Бога. Древние греки говорят: «Пьянство – добровольное безумие». И так же и атеизм, только гораздо худшее безумие, чем пьянство. И вот, в заботе Господа о Фоме углядывается Его забота и о нас. Поэтому мы так торжественно празднуем этот день, который противостоит Пасхе. Но Пасха празднуется сорок дней по числу дней, в которые Господь являлся Своим ученикам. Мы вместе со всею Церковью ещё один год участвуем в проживании того времени, когда Господь являлся Своим ученикам и давал им свои уроки.

Каждый день жизни Христа Спасителя – это такая школа. А вся наша жизнь – это есть экзамен, чему мы смогли научиться в церкви? Научились мы тому, что Господь преподавал Своим ученикам или нет и это даром потраченное время? Поэтому мы должны постараться открыть глаза и уши и время от времени напрягать своё тело для того, чтобы прийти в храм и поучаствовать в том, что нам Церковь предлагает, нужно в это вникнуть. Если же человека в этой жизни ещё что-нибудь интересует, кроме Церкви, кроме богослужений, кроме Священного Писания, кроме святых отцов, это вполне законно, потому что многие из вас работают, например, а многие интересуются наукой. Но это всё должно стоять на одиннадцатом месте. Потому что человек так часто говорит: «Я не могу, я работаю». Спрашивается, зачем работать, если работа не позволяет тебе ходить в церковь? «Ой, Вы знаете, я без мяса не могу». Не можешь без мяса? А без Христа Бога можешь? Вот и всё. Всё время выбор. И этот выбор всю жизнь. И вот, надо нам научиться тому, чтобы всегда выбор нашего сердца – а ведь мы любим сердцем – был на стороне Христа. Как апостол Павел замечательно сказал, я просто очень люблю это выражение: едите ли, пьете ли <...>, всё делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Даже такие необходимые вещи, которые делают любые животные, просто они никак во славу Божию не умеют это делать, для них Бог совершенно непознаваем. А мы через Христа Бога нашего можем Его познать, потому что Он вочеловечился, стал во всём подобным нам, кроме греха.

С праздником Антипасхи! Спаси всех Господи!

Я вчера уже сказал, что в нашем приходе родился мальчик Фома. Очень распространённое имя, правда, больше в Европе, у нас реже встречается. Но даже есть персонаж один в русской литературе – Фома Фомич. Так что большая радость, украшение для нашей приходской жизни.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.