Проповедь о спасении из сумасшедшего дома
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу 28 апреля 2018 года.

Христос воскресе!

Но можно в своей жизни оказаться вне этого события. Совершилось нечто, что выше человеческого ума. Сам Бог, Который создал всю вселенную, как святые отцы говорили, преклонив небеса, сошёл на землю, стал Человеком, родился от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии для того, чтобы спасти людей от греха. Потому что большинство людей живут в аду, в постоянных сомнениях, в сквернословии, во всяких скверных чувствах, они постоянно недовольны, они мучают друг друга. Взять любую семью, все друг друга мучают, как пауки в банке. Поэтому они вынуждены разбегаться в разные стороны, разводиться, друг друга бросать. Но есть хочется, а не все же воровать могут, многие боятся, и поэтому идут на работу, а там опять пауки, и опять банка, и никуда из неё не выйдешь. И что? Осуждать: «А вот она такая, а вот он такой» – и опять в аду. И куда бы человек ни пришёл, везде ад. И Господь глядел на это с Небес и решил помочь. А как помочь? Как помочь людям, которые не слышат, не понимают?

Вот я на исповеди сижу, и сегодня так устал, прямо вот насмерть. А мне ещё работать целый вечер. И думаю: ну сумасшедший дом! Просто я в сумасшедшем доме бывал многажды, даже в один сумасшедший дом ездил в течение десяти лет, потом более молодому священнику передал это. Там разные люди, но все в очень тяжёлой форме – хронически больные сумасшедшие. И они в аду. Ужасно страдают, некоторые даже ничего не говорят, только так рычат или мычат. С теми проще всего: они понимают, когда их по руке погладишь. И сегодня опять такое же чувство, как будто бы я опять в сумасшедший дом попал.

И освободить от всего этого нас всех может только Христос, и для этого Он и пришёл. Мы называем Его Иисус, что в переводе с еврейского значит Спаситель. От чего Он пришёл спасти? Он может спасти от того, что нас мучает. Это наш собственный грех. Потому что из одного греха вытекает другой, из другого третий. И так человек кругом ходит. Все эти качества души, ума мы приобрели, живя среди старшего поколения, учась в школе, общаясь с этими людьми сумасшедшими, которые живут в аду, мы всем этим прониклись. Поэтому Христос-то воскрес, а у нас свои дела. Мы погружены в грех и там живём, мы дышим этим воздухом. А выход только тот, на который указывает Христос. Надо отвергнуться себя самого вместе со всем своим грехом и следовать за Христом (см. Мф. 16, 24). Что это значит? Он сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди мои соблюдёт» (см. Ин. 14, 15; 14, 21). Смысл жизни в том, чтобы следовать за Христом. А путь этот должен быть от ступеньки к ступеньке.

А у нас лицемерие, как бы двойная жизнь. Как платок вокруг бёдер поверх брюк. Так-то я в брюках, а платок надену, я вроде и в юбке. Ну что это такое-то? Это всё равно что на морду грим наложить и «я молодая». Да ты не молодая, ты старуха, только с гримом, больше ничего. Это же всё цирк. Но Бог-то смотрит не только сквозь грим, Он и сквозь кожу смотрит, и сквозь череп, и сквозь мозг, и сквозь сердце: правый желудочек, левый, правое предсердие, левое. Видит, где там сужение сосуда, скоро инфарктик, видит, как человек боится идти к врачу и не хочет. Бог всё видит. И человек думает о чём? Только о мясном. Совершенно не думает о том, как заповеди Божии исполнить, как вообще Богу угодить. Значит ли это, что не надо лечиться, не надо одеваться красиво? Да наоборот. Во всех народах всегда, когда люди в церковь шли, они надевали лучшую одежду. У нас в России был такой обычай, что мужики пешком шли из деревни в село, где была церковь, а сапоги несли на плече через верёвочку. Дойдёт до церкви, о траву ноги оботрёт, наденет сапоги и входит в сапогах в церковь. Почему он не шёл по дороге в сапогах? Ну у него стопа как деревянная, он и по шишкам, и по камням может ходить. А сапоги для красоты, для Господа. Ничего в этом плохого нет. Наоборот, проявление такого уважения к Богу. Это везде было, лучшие одежды доставали, шли в церковь, молились, причащались. Хотели предстать перед Богом не только с очищенной душой, но обязательно мылись в пятницу. Это не обыденный случай, встреча с Богом.

А для нас это превратилось в нечто такое обыденное. Поэтому на лица посмотришь – радости никакой нет. А её и нет вообще, радости. Как, интересно, человек в аду, на сковородке – и радостно ему? Ну это вообще уже тогда свихнулся. Нет радости. Почему? Нет христианства. Человек входит в церковь, а радость не испытывает. А детки? Детки пришли в храм, потом сразу выбежали на улицу играть. Что им этот храм, что им эта молитва? Так, взрослые привезли, поставили – и стой, мучайся. Опять мучение. Всё время мучение. Одно мучение. А рай-то рядом, даже не надо шаг делать, только: «О, Господи!» – и Господь рядом.

Вот и нам нужно найти Бога для своего сердца. Он-то всегда готов выбежать навстречу, как блудного сына, принять, одеть, накормить. А мы? В Бога мы веруем, но не веруем Богу. Что Он нам говорил, мы читали, конечно, но ничего в сердце не застряло, к сожалению. То есть мы чем жили, тем и живём. А надо нам перейти в другую жизнь, в христианскую. Мы должны с людьми говорить по-христиански, у нас поступки должны быть христианские. И самое главное, у нас должны быть мотивы наших поступков христианские. Что бы мы ни делали, мы должны делать, по слову апостола Павла, в 1968-й раз говорю, во славу Божию (см. 1 Кор. 10, 31). А что это значит? Значит, цель наша – совершить христианский поступок. Жизнь наша должна состоять не из сплетен, не из зависти, не из обид, а должна состоять из христианских поступков. И вот к этому надо стремиться.

Во имя чего жить? Во имя чего рожать детей? Во имя инстинкта что ли? Вот есть такой инстинкт у коровы, у лошади, у козы. И у меня. Многие мамаши приходят: «Вот, дочка не выходит никак замуж». Что за проблема? Ну не выходит – не выходит. Ну что за проблема? Потому что живёт человек инстинктами, как корова. Потом замуж вышла, начинаются слёзы, потом разводы, потом битва за то, чтоб прокормить себя и, если Бог дал, детей. Потому что мотивация жизни больше похожа на мотивацию коровы, а не мотивацию человека, который хочет стать христианином. И так родители готовят своих детей совершенно не к Царствию Небесному, а к тому, чтоб было стойло, было сено, был овёс, чтоб вовремя доили. Вот к чему. К абсолютно коровьей жизни. Чтоб можно было походить по лугу. А Господь нас готовит к высшему, Он хочет, чтоб мы были гражданами неба, а не силосной ямы. Если уж человек затевает семью, он должен строить её как домашнюю церковь. А для этого надо найти человека, который будет строить эту церковь, который бы знал архитектуру этой домашней церкви. А не то что «а вот она мне нравится и я её люблю». Ну для коровы это нормально, но не для человека. Это же только разговор инстинкта. Что ты о нём знаешь, о том, что в голове у него есть, ну хотя бы что он прочёл? Вот я помню, в семинарии учился, я в библиотеку ходил, дорвался в первый раз. Ведь эти все церковные книги изъяли у населения, и даже в комиссионный магазин не принимали. А там всё есть, потому что очень многие архиереи завещали свои библиотеки Духовной академии. И можно было прочитать всё что угодно, любых святых отцов. И читал там без продыху. И мне там говорят: «Отец Димитрий, Вы обратите внимание на этого юношу. Он такие вещи по формулярам заказывает читать!». Действительно, по тому, что читает человек и какая литература его интересует, сразу виден и круг интересов, и что у него в голове, в сердце. Ну вот. То есть библиотекари поняли, что этот человек не отсюда и незачем тратить на него время, силы, чтоб пытаться ему что-то изъяснить. Потому что никакой любви ни к какому Богу у него нет.

А у нас с Вами есть?

«Вот, батюшка, я ругаюсь матом, не могу никак перестать». Ради Того, Кто с Неба пришёл на землю и взошёл на Крест, и Его прибили гвоздями, и Он умирал на жаре, покрытый всякими насекомыми. Он это сделал, чтоб тебя спасти. А ты не можешь такой пустяк! Что-нибудь для Бога можешь? Не можешь. Почему? Да нет никакой веры, ни любви, ни надежды. Ничего нет. И приходит человек в церковь: «А я бы хотел...». Щёлкнул пальцами – и всё. Надо потрудиться, надо за собой последить, надо помолиться, ну и попоститься, наконец, чтоб Господь увидел, что человек действительно этого хочет. Тогда что-то сможет измениться в нашей душе. Если же этого ничего не можем совершить, тогда не удивляйтесь, когда будем умирать, сразу после смерти окажемся на сковородке адской. Понятно, что это образ, но чтоб наглядней было. Наши предки очень хорошо это всё изображали, даже на западной стене храма. Когда человек выходит, он видит. Ты выходишь из храма – вот смотри, дорогой, что тебя ждёт. Но это же мы сами всё моделируем в своём сердце. Поэтому нам так тоскливо, поэтому нам так неуютно. Потому что как жить без любви? «А меня никто не любит». А ты кого любишь? Покажи мне человека, которого ты любишь. И что это, это любовь? Это чувство коровье, а это совсем не любовь. Любовь – это когда ты готов для человека сделать, отдать, даже жизнь свою. Вот это любовь, а всё остальное – это ненастоящее. Если ты любишь того, о ком ты говоришь, что ты его любишь, ты жертвуешь, и даже и не задумываешься. А у нас как? Люблю и истязаю. Хочу вообще задушить, потому что хочу себе. А христианство – это самоотречение. Если нет самоотречения, нет и христианства.

Вот мы так и детей воспитываем. Что ни попросит – на! А детей-то надо к другому приобщать. Вот поэтому мы можем выращивать только уродов, подобных нам самим. Вот. В чём причина? А мы даже не задумываемся. А, идёт как идёт! Потому что корова, она не думает, что в душе её телёнка происходит. А когда год проходит, она вообще на него смотрит просто как на быка. Ей же не объяснишь, что это её сыночек, телёночек. Почему? Ну потому что она дура. Корова, что с неё взять? Ну вот, и мы примерно так, недалеко ушли. Очень печально.

Помоги нам Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Anastasya BD:

      Господи, помилуй нас грешных!
      Господи, пошли долгие лета отцу Дмитрию!
      Господи, помоги нам прийти к тебе!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.