Проповедь о терпении, кротости и душах фарисейских
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 29 апреля 2018 года по евангельскому эпизоду об исцелении расслабленного в Иерусалиме у Овечьих ворот купальни, называемой по-еврейски Вифезда [Ин. 5,1-15].

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию чтение начала пятой главы из Иоанна Богослова о тех событиях, которые произошли у Овчей купели. Верующие православные христиане хорошо знают этот текст, ибо он часто читается во время освящение воды, входит в чин.

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда – что значит в переводе на русский «дом милосердия» – при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду – на ней появлялись как бы волны такие небольшие, рябь – и кто первый входил в нее по возмущении воды, тут выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 1-4). Медицина тогда в те времена была почти на нуле, и последняя надежда была на Бога. Поэтому там очень много тяжело болящих лежало вокруг.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, задаёт ему самый странный, какой только может быть, вопрос: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 6-7). Представляете, и так 38 лет.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний (Ин. 5, 8-9). Потому что вода не исцеляет, даже святая. Исцеляет благодать Божия, которая в ней, и вера человека в то, что Господь его посредством воды благодатью Божией может восставить. Вот это и произошло.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел – как сказали, так и сделал. Вообще как это прекрасно: Бог сказал, а человек тут же исполняет.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 9-11). Потому что Тот, Кто ему сказал, знал одну вещь очень важную, которую каждый христианин должен твёрдо усвоить: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). То есть иерархия важности всегда идёт от человека. Например, целоваться в губы с незнакомым человеком считается неприличным (ну, не у всех конечно). Но а если человек лежит и не дышит? Никакого греха нет в том, чтобы сделать человеку искусственное дыхание. Одно и то же действие. Всё зависит от мотивации, она диктует поступок. Если тупо следовать инструкции, то максимум, чего ты достигнешь – станешь хорошим, добрым фарисеем, что само по себе неплохо, но фарисейство не спасает, а только удаляет от Бога. Причём так удаляет, что, как мы видим на примере фарисеев иерусалимских, туда пришедших на праздник, что они и Христа не узнали, и отвергли Его, да ещё распяли. Потому что даже хороший фарисей, который чтит все правила, их внимательно исполняет, относится к ним благоговейно (и в самом по себе в этом ничего плохого нет), может пропустить главное. Это по-восточному называется так: отцеживая комара проглатывает верблюда. Что это такое за решето? Бессмысленное дело. Получается ровно противоположный результат. Поэтому Господь и говорил: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Фарисейство делает человека лицемерным, потому что на вид он благочестивый, выполняет все правила, он такой знающий, воцерковлённый, а на самом деле он является гнусной скотиной. Как это вообще всё просто!

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5, 12-13). Потому что Иисус всегда исцелял не для того, чтоб устроить для Себя пиар-ход. Нет, Он помог человеку. А почему из всей толпы, а там в несколько рядов лежали больные. Почему Он выбрал его? Вчера меня даже по радио один спросил: «Вот, молюсь-молюсь, и никакого толку». Я говорю: «Ты почитай про всех людей, которых исцелил Христос». Вот здесь про одного написано, давайте это исследуем, почему Он его исцелил, а мимо других десятков больных прошёл. Ну, во-первых, он проявил долготерпение: 38 лет болел и не ныл. Во-вторых, он ничего не просил, не требовал и не жаловался. Он спокойно и кротко объяснил, не обращаясь к Спасителю: «А Ты не мог бы меня туда дотащить до воды?», он предложил Ему Самому это решать. И самое ценное, что он Ему не ответил на вопрос: хочешь ли быть здоров? так, как обычный бы человек ответил: «Ты что, дурак что ли? Я здесь почти сорок лет без двух лежу только для того, чтоб пожариться на солнышке!» Так же каждый бы сказал. Нет, Господь его испытал, его смирение, долготерпение. Потому что Господь дал ему поболеть этот большой срок потому, что Он за 40 лет, заранее, увидел в нём возможность стать Его учеником. Господь за каждым человеком смотрит – и в Африке, и в Антарктиде, и каждый у Него на счету, и каждого Он хочет спасти, привести к истине. Всем человекам хочет спастись и прийти к познанию истины (см. 1 Тим. 2, 4). И этого человека, в прошлом грешника. Сейчас уже, конечно, он не мог грешить по причине болезни. Он с помощью болезни остановил грех, а теперь вырабатывал в нём противоположные качества: терпение сначала, потом смирение, потом кротость, отсутствие раздражительности, гневливости. И когда Господь это увидел – всё, болезнь перестала быть нужной. И не надо ни в какую воду залезать. Говорит: встань <...> и ходи. Последнее проверил – послушание. И послушание имеется! Встал, постель свою взял и пошёл. 38 лет не вставал, а теперь враз пошёл.

Потом Иисус встретил его в храме – где бы им ещё встретиться, как только не в храме, правда ведь? – и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить (Ин. 5, 14-16). А, Ты исцелил, он выздоровел теперь? Теперь тебя надо убить. Логика железная. Как вот Англия любит Россию. Что бы там они не намухлевали, всё русские виноваты – и так на протяжении трёхсот лет, если не четырёхсот. Всегда одно и то же, и ничего другого никогда не бывало. Почему? Потому что фарисейские не только рожи, а фарисейские ещё и души. Христопродавцы и христоубийцы. Вот, и так всегда было есть и будет.

И вот почему Иудеи это делали? За то, что Он делал такие дела в субботу (Ин. 5, 16). Он нарушал их порядок жизни. А для чего Он нарушал? Действительно, не мог бы до следующего дня подождать? Ну конечно, мог. А какой смысл? Человека можно исцелить сегодня. Зачем страдать ему ещё дольше? А, он 38 лет страдал, один день – ничего. Это как у нас в судах или в тюрьмах. Те люди, которые могли бы человека выпустить, держат его месяцами для того, чтоб за это время его имущество перешло в другие руки. За это им и заплачено. Могут тянуть-тянуть какой-нибудь простой процесс, где всё очевидно, бесконечно. Потому что цель – не справедливость закона, а личное обогащение. И здесь – почему искали убить, почему такая ненависть? А потому что тот порядок, который они завели, им приносил вполне приличный доход. Нарушавший этот порядок Христос хотел вернуться к тому, что стало источником этой заповеди. Господь говорил: Помни день субботний, еже святити его (Исх. 20, 8). Потому что день субботний (шаббат – это покой) служит для того, чтобы изучать Священное Писание, слушать людей, которые разбираются в Священном Писании в синагогах и чтобы творить добрые дела в этот день ради Господа. Как упражнение, для того чтоб ты из жестокой скотины превратился в доброго Израильтянина. Но, как всегда, одно оставляется совсем, а другое используется для других целей. Потому что храм уже давно сделали вертепом разбойников (Иер. 7, 11), то есть таким бизнес-центром. Совершенно выхолащивается первоначальное назначение. И вот, Христос хотел их к этому вернуть. А они серчают. Поэтому и задумали убить, поэтому и убили. И что? Получили своё? Нет, потеряли даже то, что имели. По милости Божией Иерусалим был разрушен полностью дотла. Храм, превратившийся в вертеп разбойников, был разрушен полностью дотла, осталась одна стена как напоминание, как памятник того, что имели. Плугом перепахали весь Иерусалим. Это называется не оставили камня на камне римляне. А что теперь осталось? Тем, кто носил в себе духа фарисейского, нужно было осмыслить, что произошло. А что произошло? Мессию, Которого Господь Отец Небесный послал для спасения, отвергли, не признали и убили. Что надо было сделать? Либо, как Иуда, пойти удавиться – это неправильный выход. Есть другой, хороший – покаяться в собственном поступке. А они, как малые дети. Дети, особенно мальчики, с большим трудом раскаиваются, просят прощения и так далее, предпочитают, чтобы их выпороли. А надо было сказать: «Прости, Господи!» и признать свою вину. И всё бы осталось на своих местах. Тем более, в истории Израиля такие случаи бывали, когда народ каялся, и Господь отлагал Свои прещения. Так что разметался народ на не одну сотню лет и остался и без государства, и без армии, а уж сколько денежек потеряли на этом! Те денежки, которые так бесконечно они любили. Храм для них был центром, на каждый праздник, на Пасху или Пятидесятницу, каждый благочестивый еврей старался оставить свои торговые или меновские дела (эксчейндж производили, из воздуха давно уже деньги делают), для того чтоб прийти в Иерусалим помолиться о том, чтобы Господь не лишил их такой относительно прекрасной жизни, которую они вели. И приходили. И Храм потеряли. Всё потеряно. Когда человек теряет Бога, когда понимает свою маленькую, худенькую, волосатенькую руку, такой щупалец жалкий на Господа Бога, получается вот такой результат. Нужно было покаяться. Но гордость не позволяет: «Мы дети Авраама, мы это, мы то, мы самые умные, мы самые образованные, мы самые торговые, мы, мы, мы, мы, мы...» И вот, остались ни с чем и на тысячи лет по всей земле были гонимы. И как только их не преследовали, как их только не грабили! Всё, что для них было дорого, всё отнимается. Потому что единственный способ для них выжить – это иметь деньги. И каждый правитель наблюдал: «Вот, в области, в которой я правлю, что-то евреи забогатели». Придумывали какой-нибудь повод, потому что поводы всегда придумываются, и у них всё отбирали и выгоняли с позором, направляли толпу. Ну точно так же, как против Христа Спасителя. Толпу натравили на Иисуса Христа, их Мессию, Которого они отвергли, Который был истинный их Царь от Бога. Вот так гордость, фарисейство, непонимание заповедей Божиих приводит к тому, что не только одна семья или один частный человек, а целые народы, бывает, многие годы страдают и мучаются.

Очень поучительный рассказ приводит Иоанн Богослов. И мы должны, когда мы молимся, просим у Бога чего-то, особенно исцеления какого-то близкого нам человека или нас самих, подумать над этим случаем. Может быть, ещё мало времени прошло, а может быть, тебе нужно приобрести терпение. Если кто не знает, выучите такой стишок, который Амвросий Оптинский сочинил: «Без терпения нет спасения». Если ты хочешь спасения, тогда должно быть терпение. А не так: «Я уже молился! Сейчас мне на блюдечке, запряжённом четырьмя волами, вывалите мне, сейчас!» Нет, так не будет. Почему? А потому что Бог желает блага, но блага не материального. Потому что иному дай здоровье, и он на что его употребит? На то же самое, в результате чего он получил свою болезнь? Нет, надо, чтобы Бог увидел, что этот человек примет Его урок, который заключается вот в чём: «Иди и больше не греши». А если ты была бабой-ягой и не хочешь исправиться то тебе зачем исцеляться? Ты лучше помучайся, тогда будешь меньше людей жрать, будешь заниматься своим бренным телом, чтоб не болело, заниматься своим как раз «бабъёжскинским» делом, но по отношению к самой себе. Господь всегда благ, только Его благо духовное. Поэтому, дорогие мои, давайте усвоим урок, который Господь даёт через это замечательное событие у Овчей купели в Иерусалиме.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.