Проповедь о жажде земной и небесной
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 6 мая 2018 года по евангельскому эпизоду о разговоре Иисуса с самарянкой у колодца Иакова [Ин. 4, 5-42].

Надлежало же Ему (Спасителю) проходить через Самарию (Ин. 4, 4). Иудеи обычно обходили стороной эту местность. Христос пошёл прямо, потому что Он Царь вселенной, и Его никакие страхи не преследовали, Ему не было это свойственно. Людей Он не боялся – ни самарян, ни язычников, ни тем более иудеев. В Нём этого ничего не было. Потому что страх – это следствие греха а во Христе греха не было никакого.

И вот, проходил Он близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев (Ин. 4, 5-6). Он существует до сих пор, и огромный православный греческий храм стоит у этого колодца. Не так давно иудеи там убили священника, топорами изрубили его из особой любви. Потому что, конечно, их раздражает, что земля их, а кто-то там строит храм. Никак не возьмут в толк, что земля эта общая. А так, чтоб выплеснуть свои эмоции. Мы же тоже часто говорим: «Так бы и убил бы». А как только память о христианстве ослабляется, тогда человек берёт и убивает, дело самое обыкновенное. И вот, в один прекрасный момент, озверевши, убили священника. Его там прославили как святого. Мне подарили иконку его, я её в нашем храме повесил так, чтобы каждый, кто входит, видел его лик. Этот лик человека, который в наше время пострадал за Христа служит нам напоминанием. Там в таком ковчежке есть даже часть ризы его окровавленной. Это напоминает нам о том, что христианство всегда остаётся христианством.

И вот, к этому колодцу направился Иисус. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 6-9) Это её очень удивило. Одет Он был как иудей. Раньше у нас в Узбекистане у каждого узбека своя форма тюбетейки, по ней сразу можно определить, откуда человек родом, какого роду-племени. Это вещь обыкновенная, как погоны у военных. Вот, она видит, что иудей – и вдруг у неё просит пить. За всю жизнь она с такими вещами не сталкивалась. Как это так? К человеку отнестись по-человечески, исключая его одежду, не глядя, как он одет, чтоб не сделать ему замечания, чтоб не сказать: «Все вы сволочи!» Вдруг. Она с этим не сталкивалась, это её очень удивило.

Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Потому что у каждого своя особенная гордость. Такое возможно среди детей Адама только из гордости. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Ин. 4, 10-12). Вот и не угадала. Ну конечно, больше! Иаков – это всего лишь родоначальник рода израилева. Конечно, важная историческая фигура, но уж не сравнить с Мессией, Спасителем человеческого рода и Создателем вселенной. Но так высоко она не могла заглянуть.

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию – из колодца Иакова – возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа (Ин. 4, 10-17). Это только русские женщины без венчания и без регистрации в ЗАГСе считают, что они замужем. Нет, ты просто бесплатная... В храме не буду это слово повторять. Вот ты кто есть. Но как-то неприятно сказать: «Я такая-то такая-то», поэтому говорит: «Я замужем». Поэтому по нашей отечественной статистике у нас замужних гораздо больше, чем женатых. Потому что живя с женщиной, очень разумные мужчины имеют все удовольствия брака: еда, жильё, стирка, уход, любовь. А взамен ничего. Какой же дурак при таких условиях будет жениться? Нести ответственность, воспитывать детей или вообще хотеть детей? Дураков нет. Дур – сколько угодно. Если б женщина не шла на это предложение! А если б все вернулись к женщине образца, допустим, 1943-го года, то к каждой женщине была бы очередь из 30-ти мужчин, которые бы наперебой предлагали ей жильё, брак, зарплату – всё-всё-всё. Но женщина думает так: я пока буду собираться, всех разберут, и спешит скорей. Я вчера у одной спрашивал: «Ну а зачем ты за него замуж вышла?» – «Ой, я очень хотела семью!» Ну получила? Ничего не получила. Получила только одно – изуродованного ребёнка. Изуродованного. Психика совершенно не в дугу. Потому что ребёнок же всё это видит, все такие, как это называется, отношения. Да это не отношения, у кошки с собакой и то лучше. Но у кошки с собакой нет общих детей – преимущество. А у людей бывают, к сожалению. Ибо у тебя было пять мужей – ну, по нашим временам немного, но всё-таки – и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4, 18). У неё был возраст замужней женщины, ну а потом, видно, перед тобой женщина одинокая, или девица, или замужняя. Это всё видно по всем признакам. Ну а Господь, мудрейший и прозорливый, Он это сразу увидел. Но интересна нам самарянка. Всё-таки в глубине души она знала, что никаких гражданских браков не существует. Есть обыкновенный грех, и она – в чём её подвиг – не постеснялась исповедовать перед Христом Спасителем, и Он её за это похвалил. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4, 19-20). Вот такие у них религиозные расхождения.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4, 21) – а будете и в Благовещенском поклоняться, и в Митрофаньевском, и в Троице-Сергиевой лавре, и даже в Антарктиде – там тоже храм, и на Земле Франца-Иосифа, где в июле плюс шесть, а остальное время прохладней гораздо. Это вообще никакой роли не играет, потому что Господь и Своим созданием, и Своим пришествием освятил всю землю. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев (Ин. 4, 22). Потому что именно к ним пришёл Мессия. А почему именно к ним? А потому что только они Его и ждали. Больше никто не ожидал Мессию. И вот это тоже очень важное дело. Бог приходит только к человеку, которому Бог нужен. Я как человек, сорок лет служащих в храме, совершенно откровенно говорю: большинству людей, которые ходят в храм, никакой Бог не нужен совсем. А нужны только дети, внучки, зятья, порядок. И вот как один юноша мне сегодня сказал: «Всё хорошо!» Всем нужно, чтоб всё было хорошо. Всем нужно, чтоб всё было хорошо. А закончить жизнь, как священник Филумен, никто не хочет. Церковь его прославляет как святого, иконы пишет, а нам это не надо. Нам нужно, чтобы всё было хорошо любой ценой, даже готовы пойти на страшное разорение – поставить свечку, только надо знать, куда. Вот, собственно, это очень так важно. И со своими делами разобраться – у кого долги, у кого там ещё чего, у кого какие-то ссоры. Лишь бы достичь такого блаженного состояния, когда всё хорошо. А Господь хочет человека спасти. Даже этой самарянке хочет указать путь, а ей надо, чтоб всё было хорошо. Вот это главная коллизия между человеком и Богом.

Потомки Авраама не были язычниками. Даже трудно себе это представить. Вот наша страна на 98 процентов состоит из язычников, только два процента воцерковлённых, но и то у них в голове полный сумбур. Если взять, спросить о вере православной, заблуждений море, страхов всяких море. Христианством там пахнет, запах есть. Поэтому нет ничего удивительного, что современные Христу иудеи тоже были исполнены всяких предрассудков, самарян боялись, обходили их за три версты, по жаре делали в десятки километров, лишь бы самарянина не увидать. А Христос даже в притчах говорил о том, что человек, который помог, оказался самарянином. Для Бога гораздо важней не этническая принадлежность, не какие-то звания, а только качества души. Я уж не говорю про качества ангельские, которых Господь для нас для всех желал, потому что это возносит нас на небо, но хотя бы человечность. Чтобы люди проявляли по отношению друг к другу человечность – и то, это уже большой шаг вперёд.

И говорит: настанет время, и настало уже – потому что Он пришёл – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе – их немного, но Он их находит – Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему – Богу – должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23-24). Попробуй пойми, что это в духе и истине означает. Дело в том, что истина – это Христос. И только человек, который свою жизнь устраивает по слову Христову, тот истинный поклонник. А дух? Каждый человек как существо духовное живёт духом – духом злобы, духом обиды, духом зависти, духом гнева, и можно перечислять до вечера. Духов много. И каждый человек в своих поступках руководствуется теми духами, которые в данный момент возбуждают его к действию. Например, дух воровства: увидел, что плохо лежит – раз, и спёр. И ещё оправдывается: «Ну ничего, там много» или «Ну это всё равно ничьё, поэтому я не украл, я просто взял». И так далее. Человек руководствуется этими духами. А когда Христос говорит о духе и истине, он говорит о Духе Святом. Человек должен быть руководимым в жизни благодатью Божией. Вот это и есть дух и истина.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною (Ин. 4, 25-27). Вообще с женщиной разговаривать – это нонсенс, как бы Горбачёв сказал. Ну что с ней разговаривать? Что она вообще понимает? А она оказалась способной понимать гораздо больше, чем апостолы, поэтому Он с ней и разговаривал, и сказал ей прямо: «Я – Мессия». Он апостолам так говорил прикровенно, а ей напрямую, несмотря на то что она была грешница.

Ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? (Ин. 4, 27-29). Это она говорила не для того, чтобы эти бедные жители Сихема ей подтвердили и она бы убедилась, нет, уже Сам Христос сказал: это Я Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь – они же еды принесли – Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? (Ин. 4, 30-32) Тоже замечательный эпизод. Он говорил о пище, сошедшей с небес, а они – о том, чтобы насытить свой желудок; Он говорил о пище, которая напитает душу, а они всё о своём. Ровно то, о чём я вам и говорил.

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4, 34-35). Он говорил о другой жатве и о другой ниве. Он говорил о людях. Эта женщина в течение нескольких минут поняла Его и уверовала. То есть у неё была готовность стать христианкой. Вот об этой жатве и об этих побелевших нивах Христос говорил апостолам.

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились – а трудилась веками благодать Божия – Другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4, 36-42). А жители Гадаринской страны, наоборот, говорили: «Уйди от нас, потому что из-за тебя мы потеряли своих свиней» (см. Лк. 8, 26-37). Вот так и люди делятся на тех, кто ищет пищу, которая приводит человека в жизнь вечную, и на тех, кто пасёт своих свиней, чтобы хорошо покушать, отпраздновать Первое мая, День Победы, главное – поесть и выпить. А для христиан совсем другое.

Я допускаю, что кто-то из нас захочет быть христианином. Тогда он должен в этом смысле изменить направление своей жизни. И это изменение, если хотите, называется покаяние. Только такое изменение, когда человек меняет направление жизни. У одного – направление от Христа, в преисподнюю. А другой человек из той помойки, в которой он живёт, придёт ко Христу и жизни небесной.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. melebergyt:

      Как звали священника про которого о.Димитрий рассказызал (зарубили топорами в Израиле)?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.