Проповедь о познании Бога через Иисуса Христа
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, о познании единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа

Сегодня ради памяти святых отцов Вселенского Собора мы читали Евангелие от Иоанна, из начала 17-й главы, где Иоанн Богослов, любимый Христов ученик, передаёт нам слова Христа Спасителя, которые именуются у богословов первосвященнической молитвой. И там есть для нас очень важные слова. Например: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Что это значит? У людей обычно детское сознание. Таких и всегда было большинство, и сейчас. Но теперешнее состояние христианства изменилось к лучшему пониманию слов Христа Спасителя. И это важнейшие слова, потому что такое вульгарное народное сознание имеет странные представления о загробной жизни. Можете проверить. Войдите в автобус, подойдите к кому-нибудь и скажите: «Царство тебе Небесное!» и внимательно смотрите на лицо, что происходит. Получается, вроде Царство Небесное человеку не нужно, потому что у большинства людей Царство Небесное почему-то связано со смертью. Почему так? Потому что люди думали, что когда человек умрёт, он обязательно куда-то попадает. «Ой, попал!» Царство Небесное – это вроде как рай. А ещё есть ад. И вот, конечно, человек ничего для этого не делает, но каждый мечтает попасть в рай, достать какой-то билет или какую-то молитву особую, которую прочитал – и попал. Но реальность, к сожалению, совсем не такова. И как бы Господь ни говорил о том, что Царство Небесное внутрь вас есть (Лк. 17, 21) и в Царство Небесное не попадают, всё бесполезно. И если Господь и сказал разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43), это совсем не значит, что разбойник попал в рай. Нет, просто состояние его души прошло в течение часа такую эволюцию, что он навсегда и до нынешнего часа, и в вечности он всегда будет со Христом Богом нашим, потому что он разделил с Ним одну жизнь, одну смерть и одну участь. И этого достаточно. А не то что: так, сделаю 16 добрых дел, 11 раз согрешу, 16 вычесть 11 – пять, и я на пятёрку сдал экзамен. Нет, ничего подобного нет. Человек сам созидает свою жизнь. Сам ругается, сам спорит, сам завидует, сам изменяет, сам врёт, сам пьёт. И так далее. Всё человек делает сам. И в результате его жизни он либо приближается к Богу, либо удаляется. А вечная жизнь – это познание истинного Бога через Иисуса Христа. Бог не познаваем для человека, это невозможно. Говоря по-латыни, Бог трансцендентен. Это невозможно – познать Бога. И поэтому Господь, чтобы облегчить нам эту задачу познания Бога, посылает в мир Иисуса Христа, Который рождается как Человек от Пречистой Девы Марии. И кто во Христе увидит то, к чему стремится его душа, тот начинает следовать за Ним, прислушиваться к Его словам. Такой человек никогда к какой-нибудь бабке не пойдёт или к каким-то колдунам, или ещё к кому-нибудь на рога. В этом нет никакой нужды. Он любит Христа Спасителя и так жизнь устраивает, чтоб Спаситель был всегда с ним. Ему не надо никуда попадать, потому что Царство Небесное внутри него, и он всегда с Богом. Не на словах, как большинство сумасшедших говорят: «А Бог у меня в душе». Скажи, пожалуйста, миленький, а где твоя душа? А давай заглянем, посмотрим, что там у тебя, в душе твоей. В твоей душе гады, им же несть числа (Пс. 103, 25). И никакого Бога там, в твоей душе нет. Потому что аще любите Мя, – сказал Христос, – заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). А спроси у любого человека хоть в храме, хоть в троллейбусе: а какие заповеди-то? Обычный среднестатистический крещёный человек не знает заповедей Христовых. Слава Богу, Моисеевы помнят: не убивай, <...> не кради (Исх. 20, 13-15). Ну, все десять-то не назовёт, готов об заклад биться. А уж заповеди Христовы – нет. Почему нет? Потому что не любит. Если человек любит другого человека, ему дорога каждая пожелтевшая фотография его, каждый листочек бумажки, на котором он что-то когда-то написал. Он любит всё, что имеет отношение к этому человеку. А что на земле относится к Господу нашему Иисусу Христу? Это Его Церковь, Он её создал на Своей Крови, Он ею живёт, Он ею управляет. Не надо думать, что Патриарх или Архиерейский Собор управляет Церковью. Нет, только внешней частью, а внутренней, духовной – только Сам Господь Иисус Христос.

А в Царство Небесное никто не попадает, и даже попасть не может. Туда берут. И берёт Сам Спаситель. Он человека спасает и берёт Себе. Потому что Бог любит человека каждого и готов для человека постараться. В Евангелии всё наполнено такими эпизодами, где видно, как Господь любит человека, вплоть до того, что явившись Своим ученикам по Воскресении Своём, Он даже заботится о том, чтобы они были сыты. Встретил их на берегу. Подплыли апостолы, видят: костёр. Господь им говорит: придите, обедайте (Ин. 21, 12). Больше незачем было воскресать из мертвых после страшной казни, как только накормить эту братву. Да, для Бога это важно, потому что Он этим самым проявляет к ним Свою любовь. И они это запомнили, и никогда не забыли, и в Евангелие записали, и мы две тысячи лет читаем эти Божественные в своей любви тексты.

А если человек не удосужился даже книгу раскрыть и почитать, я уже не говорю наизусть выучить. Не так уж это и много, чтобы выучить наизусть. Нет, такая леность и косность. Почему? Неинтересно. Человек изучает только то, что ему интересно. И человек созидает в своём уме, сердце только то, что ему интересно. А если ему неинтересно, это почему? Потому что у него нет к этому любви. Человек любит музыку – он интересуется музыкой. Человек любит математику – он интересуется математикой.

Мой дедушка был математик. У него было четверо детей, которые не давали ему спать, и поэтому он занимался математикой по ночам. Только ночью, потому что тишина. Заработал себе бессонницу, но вот так любил человек математику. А другого не заставишь. «У меня, – говорит, – не получается». Потому что лень ума. Ну какая там в школе математика? Это не математика, это просто такие раскладушки для дураков. В школе никакой математики не изучают. Так, арифметику и какие-то там начатки чего-то, причём называется всё неправильно.

Так что, дорогие братья и сестры, спасение души, вечная жизнь – это только познание Бога через Иисуса Христа. Когда человек узнаёт Иисуса Христа, он не может Его не полюбить, потому что любовь Христова – это сокрушительнейшая сила. И когда человек это познаёт, он всю жизнь свою посвящает тому, чтобы послужить Христу Богу и научить этому своих детей. Потому что в противном случае эти дети далеко отстоят от Бога. А если они далеко отстоят от Бога, зачем они нужны, эти дети? Смысла в их бытии нет, кроме как всем всё портить, гадить себе жизнь и своим родителям, которые сердцем проливают свою кровь. Смысла нет. Главное, для чего существует человек – чтобы послужить Богу. Чтобы приподняться над своим звериным существом, достичь человечности, и чтобы подняться над своим человечеством – чтобы достичь ангельского состояния души, когда уже ничто на земле не притягивает, и человек уже за жизнь двумя руками не скребётся, не цепляется. А сколько не скребись, всё равно тебе конец. И твоей облизанной квартирке конец. И всё, что тебе на земле тут нравится, это ты всё оставишь, даже болезни свои, от которых ты страдаешь, тоже здесь останутся. А то, что ты собрал в сердце своём духовного – например, тщеславие, злоба, мстительность, ревность – это всё сокровища твоего сердца вместе с хамством, с жадностью. И вот эти все вещи будут тебя мучить в вечности. Или, наоборот, ты стяжал кротость, смирение, любовь, самоотверженность. Это тоже во веки вечные твоё. Это те же качества, которые были, как говорит апостол Павел, во Христе Иисусе. Потому что ходил за Ним по Его стопам, по этим заповедям Христовым, которые есть ступени, которые, можно сказать, вводят в жизнь вечную, или можно выразиться наоборот: дают благодати Святаго Духа войти в сердце человека. Мы молимся – вернее, не мы, а Церкоувь молится – “Царю Небесный, <...> прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”. Очищая нас от скверны, Святый Дух спасает нас, наши души. От чего спасает? От всякого вида греха. Потому что только грех возводит между нами и Христом стену, которая не даёт нам Его видеть, познать и полюбить. Вот в этом и смысл жизни христианской.

А никакой другой жизни, кроме христианской, нет. Всё остальное – существование. Демоническое, животное, ну хорошо ещё, если человечное. А так, тот мир, в который уйдёт наша душа – это мир нематериальный, а духовный. И нас ждёт пребывание в нём. А уж в каком качестве, это зависит от того, сколько в нас любви к Тому, Кто пришёл, чтобы нас спасти. Если я хожу в церковь, это не значит, что мне там что-то гарантировано. Нет, это значит, что с тебя больше спрос. Больше ничего. Поэтому жизнь надо проводить в полную силу. Но эта сила должна направлена быть на Христа Бога нашего, в чём нам, Господи, и помоги.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Nina V.:

      Спасибо.отец Димитрий! Здоровья Вам ! Крест тяжелый и нами поддерживаемый.Ждем Вас и Вашего вразумления…Простите нас .несуразных!

    2. Юлия Л:

      Спаси Вас Бог,батюшка Димитрий.

    3. EVL:

      Спасибо, отец Димитрий, очень уж по душе пришлась сегодняшняя проповедь. Помоги, Господи, всегда следовать твоим заповедям.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.