Проповедь о возможности человека стать святым
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 2 июня 2018 года под праздник Всех Святых.

Сегодня такой день замечательный, обилие святых в календаре. И ещё Святая Церковь завершает пасхальный цикл пением Триоди Цветной, как бы указывая на то, что то, что было прежде – Великий пост, празднование Воскресения Христова, Пасхи, потом через Вознесение к Троице – это всё ради Дня всех святых. Цель того, что Господь наш Иисус Христос в Вифлееме родился от Девы Богородицы, цель того, что Архангел Гавриил принёс благую весть Деве Мариам, и цель Сошествия Святаго Духа на апостолов, и цель Господня Вознесения только одна – чтобы человек имел возможность стать святым. И очень многие люди достигли этого. Вот Константин и Елена, которых завтра память мы празднуем. Совершенно не было никаких предпосылок у императрицы и у её сына, императора, стать святыми, потому что это такая должность, которая к этому не располагает, а наоборот. Поэтому не так часто люди, занимающие эту должность, достигали святости. Но вот, с помощью Божией и, конечно, качеством и своего ума и сердца они этого достигли и совершили великие дела веры. Обоих называют равноапостольными, то есть уравнивают по тем плодам, которые принесло их пребывание на земле, с апостолами. Если сравнить с нашими плодами, то мы ничего не можем даже предложить для рассмотрения. Равноапостольный Константин обратил целую империю ко Христу. Конечно, не всех людей, это понятно, но с него началась совершенно другая эпоха, которая способствовала тому, что люди приходили ко Христу и достигали святости. Можно сказать, что он провёл дорогу Духу Святому к сердцам людей своими указами, распоряжениями своими войнами. Потому что как император, конечно, он достаточное количество времени воевал бесстрашно. Если вот смотреть по плодам: один человек не может своих детей обратить в христианство – одного, двоих, троих; а другой человек обращает целую империю. Понимаете? А если анатомически посмотреть – человек как человек. Конечно, он и умный, и сильный, и образованный, начитанный, и храбрый, и мудрый. Но всё равно человек. А ему споспешествовал Дух Святый.

Вообще, воспитать детей – это очень трудное дело, но если с помощью Божией, если Бог тебе помогает в этом воспитании, то это очень легко и просто. Если ты стяжал Святаго Духа, то вокруг тебя – а дети, они вокруг тебя – обязательно пропитываются благодатью Святаго Духа. И тогда всё, что свято, чисто, благородно, соответствует воли Божией, к ним прививается. И никакой в детях нет гадости сопротивления, наоборот, они становятся кроткие как агнцы. И все наши с вами неудачи, неуспехи связаны с тем, что мы не обладаем даром Святаго Духа. Как преподобный Серафим говорил, мы его не стяжали. И поэтому наши все такие попытки жалкие, неуспешные. С этим связано.

Нам Святая Церковь указывает, что единственное, что Господь хотел – это собрать людей вокруг Себя, и из этих людей, которые согласились собраться, создать Церковь. И всех их привести к благодати Божией. Спасти их от той жизни греховной, которой они живут, и дать им жизнь новую, жизнь во Христе. И вот, мы нынче вспоминаем, начиная от Матери Божией и апостолов, прям вот последними святыми наших дней. Их было немало. Это целый народ, который получил название – христиане. Потому что христианином надо быть не по крещению, а по духу. Крещение – это только начало духовной жизни, а завершение её – это святость.

Сегодня мы прославляем всех наших именинников, всех святых. Так что такое святой? Все люди разные: мужчины и женщины, старики и дети, императоры и рабы, самый верх социальной лестницы и самый низ, величайшие учёные и совсем люди простые. Среди святых гораздо больше неграмотных даже, которые не умеют читать и писать. Потому что для Бога это совершенно не важно. А что же важно для Бога? Для Бога важно, чтобы душа человека, восприняв Святаго Духа, слушалась не духов тьмы, злобы, раздражительности, воровства, всякого греха непотребного, а слушалась Святаго Духа. Чтоб каждый человек, который хочет быть христианином, в своих поступках, словах, мыслях и чувствах управлялся Святым Духом, всё время поверял свою жизнь с волей Божией. А воля Божия как раз и содержится в обладании сердцем человека благодатью Святаго Духа.

И как же человеку привлечь благодать Святаго духа? Да, святые все были разные, но было у них и общее: абсолютно все святые были людьми смиренными, потому что тот Христов Дух, который они стяжали – это дух мира. Мы вот с вами, некоторые каждый день по пятьсот раз, другие пореже, но мы возмущаемся. И как мы на это возмущение реагируем? Мы считаем, что мы правы. Ты можешь быть тысячу раз прав, но от Царства Небесного ты будешь отторгнут вместе со своей вонючей правотой. Потому что твоя правота – это использованная туалетная бумага, она ничего не стоит, это всё уже отход человеческой деятельности, твоя правота. Можешь беситься, кричать, спорить, драться, хвататься за топор или за пистолет, что-то кому-то объяснять. Нет, дух Христов – это дух смирения. «А как же, – говорит, – можно с этим смириться?» Ну, ты не знаешь, потому что ты и не в Царствии Небесном. Для этого нам Христос показал образ правильной жизни. Глядя на Христа через Евангелие мы можем смотреть, как. Христос не был императором, это гораздо выше. Что такое император? Одна стрела из лука – и нет императора. Христос – Создатель этой вселенной и всего, что в ней, и в лесах, и в морях, и в воздухе, и под землёй, и самого человека. И как Он вёл себя и на допросах, и во время казни, и в темнице? Он, будучи Самим Богом, Создателем, Творцом, даёт нам пример того, как надо жить. Он даёт пример того, что главное. Главное – это дух мирен. Почему? Потому что жизнь даётся человеку не для того, чтоб он медаль получил или какую-то пенсию персональную, и не для того, чтобы его лик висел на какой-нибудь доске или про него писали в энциклопедии. Это не стоит ничего. Стоит только одно – есть в сердце благодать Святаго Духа или нет. Если она есть, она вводит человека в Царство Небесное, потому что Царство Небесное приходит с благодатью в сердце человека, поэтому Христос говорил: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Вот это ценно, это навсегда, это в вечности.

И вот, те люди, которые действительно поверили Христу, переменяют всю свою жизнь. Этот процесс называется покаяние. Они не раздражаются, не клевещут, они не мстят, они терпеливы, они выносливы, они ни в ком не видят причин своего несчастья. Нет, они всё принимают, что даёт Господь им испытать в этой жизни, ради Христа, чтобы прожить жизнь христианскую. Те святые, которых Церковь прославляет, все объединены этим качеством. И если каждый из нас это не поймёт, то наше хождение в церковь бессмысленно.

Некоторые дураки думают: «Вот, я сейчас повенчаюсь, и у меня брак будет прочный». Да ничего подобного! Брак будет прочен, если брак создан с целью создания домашней церкви, чтоб там, в брачной семейной жизни царствовал Господь Святой Дух. А люди перед браком думают об автомобиле, о цветах, о том, сколько народу пригласить, сколько денег надо потратить. А это совершенно к делу не относится. Вон в Питере сейчас уже 90 процентов браков разводятся. Что-то построить в отношении людей можно только на духовной основе. Апостол Павел говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). А мы как поступаем и дети наши? По зависти. Один идиот шкуру себе продырявил и сделал себе, как американский индеец, по всему телу татуировки, и другому надо. А почему? Из зависти. Он же увидел, и он хочет тоже себе это. А почему? А это круто. А что такое круто? Откуда это «мне тоже хочется»? Это от гордости. Один пенёк бьётся о кирпич головой, и мне надо. И так далее. Всё исключительно обезьянье подражание, начиная от юбки, заканчивая раскраской физиономии или анорексией. Всё что угодно. Потому что человек руководим только завистью, страстями. Никакого собственного рассуждения нет, поэтому одинаковая одежда, одинаковые причёски – ничего своего. Даже японцы оделись в эти костюмчики, в эти галстучки. Что японец, что кореец, что американец. Правда русские – в рваных джинсах. Вот это, конечно, выделяет. Раз весь в дранье идёт, это русский. Ему кажется, это круто, чтоб коленки торчали из порток. Это же совершенно сумасшедшие люди. Разве в этом состоит жизнь человека?

Христос и Церковь, создавая такое прекрасное богослужение, указывает, что цель человека – это святость. Все усилия должны быть направлены не на спорт, не на образование, не на добычу денег, это всё дело десяток. Даже Господь сказал: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Представляете, что Господь говорит, Он, Царь вселенной, Он говорит нам: не заботьтесь <...> вам есть и что пить (Мф. 6, 25). Почему? Если человек ищет Святаго Духа, Господь его прокормит. Даже в пустыне, как Илью Пророка, ему ворона приносила еду. Все голодали, а он ел. И не побирался даже. Вороны приносили. Потому что он всю надежду возложил на Бога. А мы всё думаем, мы своими усилиями достигнем. А молиться некогда. Молиться некогда, причаститься некогда, правило читать устал. Конечно, устал. Ты всё время чем-то занят. Только, к сожалению, не тем. А надо стараться тем. Ничего плохого нет в том, что человек стирает бельё. Ну не вонять же, так сказать, на весь автобус. Ничего плохого нет в стирке. Но стирка – не главное. Пожар в доме. Что сначала берём? Выносим ребёночка. А потом? А потом документики. Всё надо разумно. Почему? Потому что без документиков тебя чиновники будут так встречать: «А откуда я знаю, что ты из этого дома?» Ну что, не знаете, как чиновники действуют? И ты должен что-то доказывать. Чтоб кто-то кому-то так поверил – да где это видано? Почему? Да потому что все врут. Сто процентов населения земли, и даже дети родителям, а родители детям врут и врут, и поэтому никто никому не верит. И поэтому главное что? Это паспорт. Вот так. А как же вы думали? Без бумажки ты вообще даже и не человек. И даже вообще говорят: «А тебя нет». Замечательно. Как раньше люди жили без паспорта! Как Христос без паспорта прожил!

И вот так во всём. Человек не только сам таков, но и своих детей учит не тому, что нужно для спасения. Поэтому всё у нас разваливается постепенно. Так постепенно всё и развалится. Обязательно. Это неизбежно. Это не жизненно. Если человек ест гвозди, гайки и запивает соляной кислотой, он долго не проживёт. Чтобы прожить долго, нужны белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины. Без витаминов заболеешь. Вроде есть и белки, и жиры, и углеводы, и клетчатка, а всё равно без витаминов нельзя. Вот так же и здесь.

Только через смирение мы можем достичь своей меры святости. У каждого она своя. Один, как Константин Великий, может целую империю обратить к Богу. А другой нет, другой может только вот хотя бы одного ребёночка из нескольких воспитать настоящим человеком, который угождает Богу, зажечь его огоньком веры.

Вот поэтому, дорогие братья и сестры, нужно смотреть, кому мы веруем и во что, и каков наш смысл жизни, и отличается ли наш смысл жизни от того, что от нас хочет Господь. Если задумаемся над этим, тогда действительно, этот день сможем по праву праздновать, и мы будем подражать нашим святым. Вот на этом я и закончу.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Nina V.:

      Читала проповедь на одном дыхании .Особенно про детей..Про рваные джинсы. Татуировки .. Не может народ жить тихо и спокойно..

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.