Проповедь о святых людях и христианской жизни
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 9 июня 2018 года.

«Светоявленно показавшии» – то есть как свет явились для нашего народа святые, как того и требует жизнь. И Сам Христос о Себе говорил: Я – свет миру (Ин. 8, 12). В древней Церкви крещение называлось просвещением – от слова «свет». Но так, к сожалению, бывает, что в силу закоснелой греховной природы человек не хочет и не может углубиться умом и сердцем в то, что говорит ему Бог. И то, что на поверхности, больше занимает внимание человека, беспокоит, он об этом думает, но не думает о том, что есть самое главное. И вот, каждый святой угодник Божий, как явившийся свет, просвещает. Люди глядят на него и начинают понимать, что такое христианство. Мне это очень близко и понятно. Я, когда ещё был молодым человеком, до 20-ти лет, я первый раз увидел святого, и как-то наглядно понял, что такое есть христианство. А когда в дальнейшем святых встречал, я смотрел, похож ли он на того. Конечно, люди все были разные, с разным жизненным опытом, но тот свет, который в них, он сиял одинаково. И поэтому это очень вообще-то заметное явление, когда мы встречаемся с настоящей святостью. Конечно, можно сказать, мне действительно как-то повезло. Но с другой стороны, мне совсем не повезло, я сам ездил и смотрел, а не то что шёл по дороге – и на тебе! Хотя я святых людей и в нашем храме встречал. Они, к сожалению, уже умерли. Зачастую люди произносят какие-то общие слова: «Мы всегда сохраним о них память в нашем сердце», постоянно такое на поминках говорят. Но вот такие люди, в которых замечена жизнь Святаго Духа, в памяти неизгладимы, потому что они совершенно не похожи по своей жизни, по выражению лица, по тому, как они говорят, по их поступкам на всех остальных. Это очень их выделяет. Апостол Павел однажды сказал: Если мы духовны, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). Все поступки различаются. Есть поступки греховные, есть поступки добродетельные, а есть поступки людей святых. То есть он поступает как святой. И это, конечно, на людей, ну, может быть, не на всех, даже скорее всего, не на всех, но действует сокрушительно. Потому что когда человек соприкасается с настоящей святостью, он резко чувствует своё несовершенство, а это приводит его к покаянию. Потому что обычный человек, не знаю, как у нас в Америке, но наш советский человек думает про себя всегда так: «Ну, я ещё ничего, вон те, они хуже». Но святому человеку никогда даже в голову не придёт себя сравнивать или кого-то осуждать. А почему не придёт? А потому что он чувствует своё несовершенство, потому что его опорой является Сам Бог. А у нас нет такой опоры. Для нас это всё какие-то такие действия, например, яйцо не есть Петровским постом. Мы в это яйцо входим умом и только смотрим, как бы в пироге не оказалось нарубленное яйцо, потому что если яйцо оказалось, то мы согрешили. Хотя нигде не написано, что яйцо – это грех. Не то, что не написано, а это даже не может быть написано. А что такое грех? Например, орать на своих детей, потому что на детей надо не орать, а их воспитывать в любви, в терпении, учить их не истеричности, а наоборот, учить терпению, учить всему доброму. И так во всём. Но, к сожалению, человек останавливается на каком-то детском развитии. Господь говорит: не заботьтесь <...> что вам есть и что пить (Мф. 6, 25), а современному, с позволения сказать, христианину очень важно, оставил ли он крестик дома. Тоже какая проблема? Ну оставил, ну и что? Ну такая невнимательность. Ничего хорошего в невнимательности нет, но забыть крестик дома – это не грех, а грех по этому поводу устроить скандал: «Почему ты мне на напомнила?!» Вот это уже поступок совершенно не христианский.

И вот, желательно нам тоже вкусить свою меру той святой жизни, которой жили ныне прославляемые нами святые, особенно святые мученики. Потому что до сих пор в нашем народе очень медленно просыпается любовь к этим людям, которые за Церковь отдали жизнь. Нам это даже трудно представить. Ну представляете, если с завтрашнего дня за то, что мы ходим в церковь, нас начнут убивать, сколько в следующее воскресенье придёт народу? Только те, кто не слышали, что убивают. Точно совершенно. Для меня это совершенно очевидно. Потому что не прослеживается что-то такое твёрдое, мужественное, какое-то стояние, чтобы потерпеть. Мы даже детей всё время воспитываем таким образом, как бы им не было тяжело в дальнейшей жизни. Совершенно непонятно, как это София своим девочкам, когда их казнили жесточайшим образом, кости им дробили, говорила: «Только не отрекайтесь, держитесь». Таких сейчас мамаш и не найдёшь. Учат совершенно не тому, а всё как бы полегче прожить. А христианство – это не полегче, а наоборот, это самый трудный, во-многом скорбный путь, когда человек плывёт против течения, идёт против всех людей, идёт против порядков, которые существуют, потому что они совершенно не христианские. Даже из-за того, что он живёт по правде Божией, его не понимают, крутят пальцем у виска: «Смотри, как люди живут». А Церковь нас учит: смотри, ни в коем случае не живи, как люди живут. Они живут ужасно. Такая жизнь приводит только в преисподнюю аккуратно. И мы все пропитаны вот этими навыками так называемой мирной жизни. А христианская жизнь – это жизнь подвига.

Ну вот, теперь у нас уже определилось, ещё одну новость вам скажу. В здании, каркас которого мы видим, у нас будет ещё храм в честь царской семьи. Небольшой, но мы так с церковном советом пришли к выводу, что нам нужно его строить. Мы на 2000-летие христианства колокол отлили с надписью. Мы таким образом радуемся тому, что две тысячи лет уже слово Христово по всей земле распространяется, как некий благовест, потому что Евангелие – это благая весть: «εὖ» и «ἀγγελία» – значит «благая весть». И так же в этом году – сто лет со дня злодейского убийства всей царской семьи этими уродам, которые захватили власть. И будет у нас такой маленький храмик. Так что прошу всех святых, или уж какие там есть, молитв за это дело. Нам и деньги на это нужны. Мы, конечно, не к юбилею, но вот, просто с вами делюсь своими мыслями по этому поводу. Потому что всё лето нынешнее окрашено воспоминаниями об этом злодействе. И удивительно. Казалось бы, прошло сто лет. Для человека, который по земле ходит, сто лет – это что-то очень большое. Сто лет назад тоже жили на земле грешные люди, жили и святые, их было побольше. И вот это гонение на Церковь показало, сколько много святости в нашем народе было тогда. Сейчас совсем оскудела, но всё-таки, она существует. И мы стоим этот храм, чтобы как-то обратились наши взоры к самому лучшему императору из всех наших царей. Хотя там все люди были замечательные во многих отношениях, просто их жизнь оболгана, а так, конечно, они собрали такую великую страну, они очень много сделали для народа и для облегчения его жизни, и в общем, во всю старались. Но, к сожалению, некоторых из них не удалось уберечь от этого народа, потому что в силу своих душевных качеств люди скорее склонны верить тем, которые их ненавидят, чем тем, которые их любят.

Вот возьми любой класс: мальчики между собой всё время ругаются, дерутся, ябедничают друг на друга, то есть живут, как дикие собаки между собой. А папа и мама их любят. А они нет, они всё время родителей стараются обмануть, всё время сделать вид, что слышат, а на самом делают всё наоборот. Всё время относятся к родителям, как к врагам. К тем, которые их любят, которые их зачали, взрастили, выкормили, одели, обули, кормят до сих пор. И всё равно дети находятся в конфликте. А вот тех, которые ничего для них не сделали, они готовы слушаться, и им подражать, и слушать их идиотские совершенно советы. К сожалению, это так. А почему так? Потому что зло, которое в сердце, оно родное. Человек соткан из зла. Поэтому, когда он видит зло, он воспринимает как что-то своё. Спрашивается, ну что хорошего в табаке? Почему дети с девяти лет пытаются курить? Потому что они видят тех, которые курят, их прокуренные хари, нюхают, как они воняют, как разговаривают, и им это нравится. А воспитание заключается в том, чтобы им понравилась святость, благородство, воспитанность, красота души, в этом. А они так и будут всяким сволочам подражать, если мы не дадим этого примера. И вот, я думаю, что взоры тех, кто входит в наш приход, обратятся к этой святой семье.

Вот, всех вас поздравляю с этим замечательным днём, а тех, кто носит имена русских святых, как я, например, с Днём Ангела!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Татьяна:

      Спасибо, батюшка! И Вас и всех чад Ваших с именинами!Будем молиться о благополучном строительстве храма!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.