Проповедь о терпении, страдании и утешении
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 17 июня 2018 года, в которой исследуются слова Иисуса о свете и тьме внутри нас [Мф. 6, 22-33].

Господь сказал: Светильник для тела есть око (Мф. 6, 22). Иными словами, глаза – зеркало человеческой души. Душа находится в теле, и глаза – как такие окна в душу. Глаза очень много могут сказать о человеке, о его состоянии в данный момент.

Итак, – говорит Господь, – если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22-23). Это слово Господне нуждается в изучении. Если продолжить это сравнение, то мы можем представить тело как сосуд для души. Иной человек говорит: «Я вспыльчивый, но отходчивый». Зачем он это говорит? Он говорит, чтобы себя оправдать. Он думает, если он отходчивый, это вообще что-то меняет. Но твоя вспыльчивость внутри тебя сидит, и когда ты исполнен гнева, глаза твои темнеют, зрачки расширяются или, наоборот, сужаются, человек это не может сам регулировать, это помимо него. Поэтому если око твоё темно, это отражает состояние твоей души. Что это значит? Это значит, в душе твоей не свет, а темень непролазная. И это не зависит от того, отходчивый ты, не отходчивый, берёшься ли ты за нож или за автомат. Не играет никакой роли. А что же играет роль? Почему Господь это говорит? А потому что тот грех, который в тебе есть, который помрачает твою бессмертную душу, не даёт благодати Божией войти в твоё сердце. Вот это очень важно. Значит, ты принадлежишь аду, ты в нём живёшь, не зависимо, отходчивый ты, не отходчивый. Вообще-то люди все отходчивые. Время настанет – все мы отойдём ко Господу. Кто пораньше, кто попозже. Но наследуем ли мы жизнь вечную? Нет. Только те, у которых око светло, которое отражает мир и благодать его души. Поэтому все усилия человека, который хочет быть христианином, должны быть направлены именно на это. Усилия заключаются в том, что на первой стадии человек терпит, не даёт выплеснуться злобе, которая в нём, раздражительности, гневливости, осуждению, желанию какую-то сплетню рассказать, потому что прям зудит. Вот взять и потерпеть. Если человек так делает постоянно и долго, то все эти прегрешения постепенно в нём умирают, исчезают. И Господь усилия человека награждает тем, что Сам Своей благодатью очищает его от скверны. Если человек это упражнение с терпением постоянно не использует, то постепенно злоба захватывает его полностью. Если это женщина, она становится бабой-ягой, а если мужчина, Кощеем Бессмертным, потому что злоба в человеке так же бессмертна, как и добро. Люди это давно уже поняли и такое состояние души называют адом. И каждый человек сам выбирает, как ему жить – в аду или в раю. В аду постоянное уныние, постоянное недовольство, постоянный ропот. Посмотришь на человека, который живёт в аду – и у него такая морда противная, такая безнадёжная, такое уныние, радости вообще никакой нет ни от чего. А райская жизнь души – это непрестанная радость обо всём. На улице хоть ядерная война бушует, а человек не равнодушен, нет, но он просто правильно к этому относится. А как правильно относиться к каким-то бедствиям, непогоде, болезни? Да очень просто. С терпением. Ни один из нас не может изменить ни своего папу, ни свою маму, ни свою сестрёнку, ни своего братика, ни кабинет министров, ни начальника министерства обороны. Ни один из нас не может ничего. Что же мы можем? Мы можем по-разному к этому относиться. Первое: вступить в бессмысленную борьбу, стать ещё более злобным. Вот как поступают братья-террористы. Он думает: «Вот возьму грузовик и наеду на толпу». В тот момент, когда он едет по толпе, у него в крови адреналин, он доволен. Он что делает? Он мстит. Кому? Совершенно невинным людям, которые так же страдают от братика, от мамы, от сестрёнки, от кабинета министров. То есть он убивает таких же людей, которые так же страдают. А почему он испытывает радость? Эту радость ему посылает дьявол на некоторые минуты. Но как только пуля коснётся его затылка (потому что как ни поздно, но снайперы приедут), с этого момента начинается уже ад кромешный. Ничего ты не достиг. Ни один, никакой премьер министр не изменит своей политики, потому что не он её назначает, а люди, которые его туда поставили. Он ничего не может сделать. Не только мы с вами, но и ни один министра ничего не может сделать. Может только человек, и то, на это очень много времени уходит и очень много денег, который может изменить систему. А любая система ещё и сопротивляется. Человек задумал изменить систему, и денег куча, а надо будет – подпечатает ещё. И у него есть и патроны, и орудия – всё есть. Ой! Возьми да умри. Потому что снайпер одинаково убивает и министра, и террориста. Вот и всё. Поэтому сражаться с этим – полное безумие. Если б в этом был какой-то толк, Господь наш Иисус Христос организовал бы армию, научил бы её применять правила битвы и сделал бы их вообще неуязвимыми, как Ахилл. У Ахилла только одна пята могла воспринимать смертоносное орудие. И что же вы думаете? Именно в пятку и вошла стрела. Великий герой Греции погиб, как все остальные, в которых вонзилась стрела. Ничего ты с этим не сделаешь. Но всё меняется, если человек имеет терпение уже состоявшееся. У нас бывает терпение на несколько секунд, а надо, чтобы это стало качеством души на всю жизнь. Тогда мы эту всю жизнь можем преодолеть.

Сейчас, не знаю, в связи с чем, наверное, с увеличением пенсионного возраста, что-то стали говорить о столетних людях – кому 105, кому 106. Я помню, у нас в приходе тоже Елена жила, умерла в 106 лет, в полном разуме была женщина, жена священника, ещё в те годы репрессирована была, ещё до войны его уничтожили добрые люди, которые хотели изменить мир, «до основания разрушить, а затем...» А затем они ничего не построили, конечно. Потому что одно дело убивать, а другое – строить. Это совершенно разные специальности.

Вот поэтому Господь и говорит, что надо идти путём стяжания терпения, потому что если человек научился терпению, то он преодолевает этот мир и не идёт у него на поводу, не идёт путём дьявольским. Но наоборот, как русский народ говорит: «Господь терпел и нам велел». Коротко и ясно. Это самая сильная позиция на свете, потому что, во-первых, она реальная, во-вторых, она требует огромного мужества, огромной воли и делает, собственно, человека человеком. Но самое главное, что соделывает с нами терпение – оно постепенно перерастает в то, что Господь Святый Дух приходит в сердце человека и преображает его терпение. А терпение – это всегда страдание, только добровольно на себя взятое. И в сердце возрастает безмерная радость о Духе Святом. Недаром Святая Церковь называет Святого Духа по-гречекски Параклит, а по-русски – Утешитель. Дух Свтяый утешает человека. И «утишает» от слова «тишина». Он смиряет сердце. И что бы ни случилось, радость от Духа Святаго, пребывающего в сердце, неизбывна, она многократно, тысячекратно превышает те скорби, которые случаются с человеком. И он может очень легко без всякого труда радоваться. Многим из нас кажется, что апостол Павел пошутил, сказав: Всегда радуйтесь (1 Фес. 5, 16). Как же это можно можно радоваться, когда посмотришь на свою угрюмую рожу и думаешь, ну какая же радость? Отчего ты угрюм? Потому что нет благодати у тебя в сердце. Ты недоволен. А что значит «недоволен»? Значит, в ропоте на Бога. Ты недоволен той жизнью, которую благословил прожить тебе Господь. А Господь благословил тебе именно такую жизнь, в которой ты потерпел сполна, пострадал. А тогда, если ты страдаешь, от долготерпения рождается смирение, а от смирения приходит благодать. Только одним смиренным. Все остальные в аду. Рай приходит в сердце только тогда, когда пришла в него благодать. Господь говорит Своим ученикам: если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23). Если то, что ты носишь в сердце – злобу, осуждение, недовольство – так противно, то представь себе саму тьму, сам ад, где ты там не один такой, а миллиарды таких озлобленных существ. Да просто ужас! Вот это компания! И нам надо ужаснуться, если мы представим такое пакибытие для нас.

Дальше Господь говорит: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Большинство людей в полном своём безумии, забывая о скоротечности своей жизни, думают, что богатство лишит их всяких страданий. Медицину куплю, машину бронированную куплю, охрану найму и, как сказал в одной притче некий безумец: душа! <...> пей, веселись (Лк. 12, 19). Ничего подобного. Как только ты подумал, что всё в порядке, так твои активы в английских банках и заморозят. Вот они вроде есть, а на самом деле их и нет. Вот и думай. А что ты сделаешь? Как ты можешь повлиять на международную финансовую политику? Да будь ты четырежды Сорос или Сорос в кубе, ничего тебе не удастся. Удастся только тогда, когда ты будешь с ними вместе. Тогда будешь выполнять то, что тебе скажут. А не выполнишь – опять же, есть для этого винтовочки с оптическим прицелом. Вот и всё. Всё в мире устроено очень просто и давно уже отлажено, отлажено уже века. Что меняется? Меняется только система винтовок и всяких ядов, они изменяются. А остальное всё – всегда подлость, всегда обман, всегда дезинформация и так далее. А даже методы вербовки те же самые. Поэтому Господь нас об этом и предупреждает. В какой-то момент, чтоб тебя, бедный глупый человек, привлечь деньгами, дьявол тебе будет способствовать становиться богатеньким. Но в итоге конец твой ужасен. А если ты служишь Богу, тогда ты всегда богат, потому что с тобой самая великая творческая сила во вселенной, причём исполненная любви. Это Сам Бог. Тебе вообще не надо ничего бояться. Что, убьют, что ли? Но ведь это надо ещё сподобиться, заслужить мученическую кончину. А во-вторых, если человек умирает за Христа, то он слышит голос своего Учителя, Господа нашего Иисуса Христа: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Сегодня же ты наследуешь жизнь вечную, потому что служил Христу и за Христа всю жизнь отдал.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться – не надо этому много придавать всякого значения – Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? (Мф. 6, 25) – это такая прекрасная поэтическая фраза!

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6, 26). Да хуже, конечно. Но можем стать лучше. Вот Господь нам предлагает этот путь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. СветланаМ:

      Просто гениально.

    2. ElenaP:

      Спасибо, отец Димитрий! Храни вас Господь.

    3. Михаил:

      жаль что нет текста проповеди…

    4. Ирина:

      Одна из лучших проповедей!
      Спаси Господи нашего батюшку!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.