Проповедь о вере и маловерии
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 24 июня 2018 года, по евангельскому эпизоду с сотником, удивишим Христа своею верою [Мф. 8, 5-13].

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию очень полезный для души отрывок из Евангелия от Матфея, в котором повествуется, как вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8, 5-6). Сотник – это начальник роты солдат, которая была расквартирована в Капернауме, представитель оккупационных властей. Но, услышав слух об Иисусе Христе, проникся к Нему верой и решил к Нему обратиться по поводу своего слуги.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 5-10). Не нашёл такой веры, как у этого сотника, хотя он был не израильтянин, а исполнял службу по отношению к жителям Израиля ту, которую они возлюбить никак не могли, потому что народ свободолюбивый. Господь его похвалил. За что Он его похвалил? За качество его души. Потому что очень редко кто из начальников так сердцем своим участвует в жизни своих подчинённых. Обычно люди используют своих подчинённых помимо целей той службы, которую они исполняют, ещё как-то для себя. Например, лоб у меня вспотел, я алтарнику говорю: «Дай мне полотенце» – он приносит. А мог бы и сам сходить – шагов десять, а я не иду эти десять шагов, я посылаю его. И так же и сотник этот говорит: «Я так делаю. Но этот заболел, и я знаю, что если Ты скажешь слово, тогда это будет». А нам кажется, слова Божия недостаточно. Нам кажется, надо куда-то ехать, у кого-то что-то спрашивать, потом делать по-своему. Потому что у нас нет уверенности. Почему? А у нас есть маловерие. Почему Господь сказал, что Он и в Израиле не нашёл такой веры? Он просто видел, что чаще всего вера у людей формальная. А Господь на это не смотрит, Он смотрит на то, есть ли в сердце милость. Вот у сотника есть. Принадлежал ли он народу избранному? Не принадлежал. А веру явил такую, что она оказалась сильнее, чем у любого в богоизбранном народе.

И так каждый из нас, если приобретёт эти качества – веру и милость – он может надеяться, что Господь одним словом может нас спасти и взять нас Себе. А если у нас не будет таких качеств, мы можем все правила на свете исполнить, и останемся ни с чем. Потом что правила служат для того, чтобы мы выработали качества. А если мы формально к ним подходим, то качества не вырабатываются, как у ученика, который аккуратно всё списывает, не вникая, он думает, что главное, чтоб с ответом сошлось. Ну и понятно, большинство так и делает. Поэтому человек поступает в школу бараном и бараном из неё выходит. Но к сожалению или к счастью, на первой же сессии в институте это выясняется, даже если у тебя 100 процентов ЕГЭ. Вот и всё.

Бог видит, что у человека внутри, и от Бога нельзя выполнением каких бы то ни было правил откупиться. Ничего не получится. Богу нужен человек, а не начётчик. Мало ли, человек что исполняет! Обычно он исполняет то, что требует начальство. А начальству нужно, чтобы его похвалило ещё более высшее начальство. А до сути дела никому никакого нет даже интереса. Почему это чрезвычайно вредно? В каждом государстве, в каждой стране существуют какие-то законы. Но если исполнять законы формально, то сразу получается концентрационный лагерь, в котором нет ни добра, ни справедливости. И действует закон: «Вас много, а я один. И что мне, каждый раз во всё это вникать?» И сердце черствеет, и человек превращается потихонечку в ящерицу, которая ничего не чувствует. Если на солнце, ей жарко, если в тени, ей прохладно. То есть зависит исключительно от внешней среды. Начальница требует повесить, я повешу, требует отпустить заведомого злодея, я отпущу. А в суть дела совершенно не вникает. И человек из человека превращается в животное, причём в животное низшего порядка, называется пресмыкающееся. И вот, чтобы мы окончательно в пресмыкающихся не превратились, как превратился дьявол в эдемском саду, когда подползал к Адаму и Еве со своим шипением, мы должны действовать не по инструкции, а обязательно с участием собственного сердца и, у кого есть, ума. У кого нет, ну что ж, сердце тоже подскажет. Без этого нельзя. И Господь в этом отрывке из Евангелия от Матфея показывает, сколь для Него это важно.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. s2235:

      Совершенно верно Батюшка! Только не в животное не в ящерицу, а в механическое, в неживое, лишённое способности обладать волей принимать то или иное полезное ему решение,хотя бы полезное ему решение. Попробуйте поймать ящерицу, это молчаливое существо проявит изобретательность которая многим, особенно современным, и не снилась. При этом люди по собственной лени и развращению желает такого механического, не живого состояния… чего Ты ищешь Живого среди мёртвых?!!!
      Как то Мама храни её Бог рассказывала как на уроке по биологии, появился новый ученик, круглый отличник, его только что перевели из соседней школы, встал отвечать урок и, не поверите, наизусть оттараторил несколько обзацев, по биологии… :) чем надо сказать всех удивил.
      - Ладно отметку ставить не буду, вижу старался, но урока ты не знаешь.
      - Как не знаю, я нигде не ошибся, я точно знаю… и чуть не плача(видно старался учил) у нас так учили… требуя пятёрку сел… :)
      - А у нас всё по другому. :)

    2. Юлия Л:

      Спаси Вас Бог,батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.