Проповедь о том, что может один человек
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Святителя Николая Чудотворца в Заяицком 8 октября 2004 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского, что мы все, пришедшие нынче в храм, конечно, знаем. Он сам, освящающий этот день, является самой выдающейся личностью истории нашей Церкви, нашего народа, всего его исторического пути. Поэтому этот день воистину должен стать всенародным праздником. Но, к сожалению, так как-то бывает, что только Церковь об этом помнит. А, как мы говорим, в светской жизни только отдельные люди могут оценить масштаб личности преподобного Сергия. В нём мы видим указание на то, что может сделать один человек. Был мальчик, которому не давалась даже особенно грамота. Ничем он таким выдающимся не обладал. Родители его были, хотя и бояре, но обедневшие, вынуждены были даже покинуть те места, откуда они были родом, переселиться в другое место. Но мальчик был очень молитвенный, и он вымолил у Бога для себя возможность и познать науку книжную. А тогда, в те времена учились по Псалтири, по Часослову, что он освоил в совершенстве. А потом ушёл в лес молиться Богу.

И вот, как это часто бывает: намеревается человек уединиться от мира, а Господь его ставит на такой подсвечник, что слава о нём даже при жизни достигла и Константинополя. Сам Константинопольский Патриарх ему присылал подарки. За счёт чего это происходит? По слову Евангелия, по слову Господню. Господь сказал некогда: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). И вот, та внутренняя молитвенная жизнь, которой посвятил себя преподобный Сергий, настолько приблизила его к Богу, что это стало заметно для всех. Не каждый человек может совершить такой же духовный молитвенный подвиг самоотвержения, борьбы со страстями, но каждый человек может приблизиться к преподобному Сергию. Поэтому такие люди становятся проводником божественной благодати, как один богослов некогда сказал, как и Таинства церковные. То есть общение с таким человеком, даже взгляд на него, исполняет душу другого человека таким благоговением, трепетом, ощущением присутствия Божия. Нечто подобное Николая Александрович Мотовилов испытал при беседе известной с преподобным Серафимом Саровским, что случилось много позже, в начале ХIX века.

В то время, когда преподобный Сергий начал свой молитвенный подвиг, жизнь у нас на Руси была ужасна. То есть ни с чем не сравнимый кошмар. Постоянные набеги татар и других иноплеменников, постоянные междоусобицы между князьями, которые всё время постоянно сражались за то, кому сесть на какой престол, кому куда своих детей поставить, племянников И так далее, и так далее. Потому что всей Россией правила династия Рюриковичей, детей тогда было много, и такие возникали сложные взаимоотношения. И, конечно, вмешивались и человеческие страсти: и жадность, и мстительность, и властность, и чего только не было. Поэтому брат шёл на брата. И народ от этого страдал, потому что, желая отомстить тому, на которого шли войной, сжигали деревни, брали в полон людей, призывали на помощь татар, и что угодно, какая только существует на свете подлость, это всё очень активно выявлялось на глазах у всего народа. Вот, и можно было просто впасть в отчаяние. Это период ужасающей разрухи всяческой – государственной, духовной, экономической и так далее. То есть каждый за себя и все только грабить. В чём-то эта эпоха похожа на нашу. Отличало её только то, что всё-таки тогда люди твёрдо веровали в Бога, и даже когда согрешали, они понимали, что они в этом идут против Бога, просто их захлёстывали страсти: «От юности моея мнози борют мя страсти». Люди долго не жили тогда. Медицины не было, мужчины постоянно погибали в войнах. От чего угодно можно было умереть. Пить хочется – воды из болота попил, заболел, умер. Не говоря уж о том, что травили друг друга. Поэтому жизнь была короткая, все люди были молодые, сильные, темпераментные. Ели-пили, не зная меры, сражались, охотились, и всё это делали со страстью. Такая вот молодёжь. И, конечно, страсти захватывали, и всяческие были несправедливости. И вот, появился преподобный Сергий, который ушёл от этой всей жизни и прилепился к Богу. И он один изменил направление всей российской жизни. Вокруг него, вокруг его такого светлого образа, можно сказать, собралась Святая Русь. Если мы посмотрим на иконы преподобного Андрея Рублёва, который является недосягаемой вершиной иконописного творчества всех времён и народов, окажется, что эти иконы написаны как раз в эпоху преподобного Сергия. Как же вот при таком мраке вдруг иконы такого масштаба, такой красоты, такой духовной силы? А вот несмотря на этот внешний разлад появление преподобного Сергия создало предпосылки для такого необычайного духовного взлёта. Вот что может на самом деле сделать один молитвенный человек.

Преподобному Сергию, несмотря на то что он ушёл в лес, а потом вокруг него монастырь был создан его учениками, пришлось и государственными даже делами. Он и мирил князей, и даже известен такой случай, что он, чтобы усмирить одного князя, запретил всем церквям служить в этом граде. Представляете, для нашего населения сейчас это ничего не значит: ну не служат, и не служат – плечами пожмут, пойдут домой. А тогда это был как гром среди ясного неба, это возымело очень серьёзное действие. Он себя явил и как такой мудрый правитель, усмиритель. И недаром митрополит Алексий Московский хотел ему передать управление Русской Церковью, но он по смирению отказался, хотел оставаться простым монахом.

И, конечно, самое главное его дело – и, опять же, в этом он уподобился Христу – это его ученики. После преподобного Сергия каждый из его учеников создал какую-то обитель, которая стала в той земле, где эта обитель возникла, таким центром духовного просвещения. То есть получается так, что преподобный Сергий зажёг одну свечу, а от неё зажглись многие. Больше сотни учеников основали монастыри, которые совершенно изменили духовную, нравственную атмосферу в стране. Они стали таким притягательным центром. Потому что каждый человек знает, что добро и что зло. И душа инстинктивно тянется к добру. И при том ужасе внешней светской жизни люди видели пример благородства, молитвенного настроя, евангельского духа в этих монастырях и учились этому. И внутри этого созрела ответственность за то, что здесь у нас на земле происходит, и в результате этого смогли и татар победить окончательно, освободить Русь от этой иногда непосильной дани, которая сильно подрывала материальные основы государства. Тогда не было ни нефти, ни газа, люди жили сельским хозяйством – что посеешь, то и пожнёшь. Но мы находимся в таком климате, когда урожай совершенно необязательно будет богатый. Может и год, и два не быть урожая. А если на твои запасы претендует ещё другая сторона, которая не сеет, не жнёт, а только за счёт военной силы, то это очень сильно, конечно, подрывало. Не говоря о том, что часто забирали людей и продавали их в рабство.

Поэтому преподобный Сергий занимает особое место в нашей Церкви. Недаром он посерёдке стоит, освящая и вправо, и влево эту историческую ось. У каждого народа есть свой святой, которого почитают больше всех. У сербов – Савва, у болгар – Иоанн Рыльский. А у нас, у русских, самый главный наш преподобный, свет очей наших – это преподобный Сергий. Недаром так много матерей называют этим именем замечательным своих сыновей.

Поэтому будем молиться преподобному Сергию, особенно потому что сейчас, хотя и есть люди, которые молятся Богу, но таких, конечно, молитвенников пока у нас не видать. Если бы были такого масштаба молитвенники, мы бы, наверно жили по-другому. Наша духовная среда церковная такого воина Христова выставить не может в нашу защиту для устроения наших дел. Поэтому мы должны усерднее молиться преподобному Сергию в надежде, что он нас услышит и управит нашу российскую жизнь к Богу.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. timofey92:

      Очень интересная проповедь батюшки. Научиться хотя бы миллиметру того, чего смог достичь преподобный. Спаси Бог Вас.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.