Проповедь о рабах Божьих
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 16 сентября 2018 года по евангельской притче о талантах [Мф. 25, 14-30].

Господь сказал апостолам притчу: Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (Мф. 25, 14). Под этим человеком Господь Иисус Христос подразумевает Отца Небесного. Что это за чужая страна? Чужой страной для Бога стала наша земля, где живут люди, потому что то устроение на земле имеет направление жизни, прямо противоположное замыслу Божию. А кто такие рабы? А рабы – это каждый человек. Несмотря на то, что многие не хотят быть рабами Божиими, но они всё равно таковыми остаются. Что такое раб? Раб – это тот, кто работает для Бога. И Господь хотел бы, чтобы каждый человек тратил свою жизнь на то, чтобы трудиться для Бога. В этом смысл жизни человека, для этого Бог и создал каждого из нас, в этом Его замысел. Но у людей какие-то свои интересы: надо, чтоб дочка экзамены сдала, надо, чтоб сын наконец-то женился, а зять бы бросил пить, а кому-то нужна хорошая работа вместо плохой. И так далее. Очень важные дела, которые полностью занимают сознание человека. Обычного человека, даже тех, которые по какому-то недоумению называют себя верующими. Вера-то, может быть, и есть, но эта вера совсем не христианская, а аккуратно бесовская. Бесы ведь тоже веруют. Если любого беса поймать и заставить его говорить, на вопрос: «Есть ли Бог?», он скажет: «Ну, конечно, есть». Но бесы сопротивляются воле Божией и хотят жить противу того, что бы Он желал. И так же люди: они совершенно не хотят жить по воле Божией. И те, которые говорят: «А я неверующий». Ну и что? Ты воздухом дышишь? А кто воздух создал из кислорода, азота? Все мы целиком и полностью, каждой клеткой нашего существа зависим от Бога. Но по гордости своей мы утверждаем своё «я»: «я хочу!», «я считаю!», «я думаю!». И как в каноне Андрея Критского сказано: «И прочие безумные глаголы». Потому что человек в силу своей гордости полный дурак. От гордости человек очень сильно глупеет. Я даже наблюдал некоторых людей на протяжении сорока лет. Просто видно, как он от гордости становится всё тупее, тупее, тупее. И многие люди в годах приходят к такому состоянию, что вообще даже перестают воспринимать человеческую речь, как животные. Вот ему хоть говори, хоть нет, он всё равно что-то своё талдычит. Это как собаке говори: «Не лай, люди спать хотят», а она всё равно: «Ав-ва-ав». Бесполезно. Потому что полностью наступает одичание. Вот что можно сказать по поводу рабов, по поводу чужой земли.

Пойдём дальше: поручил им имение свое. Под имением что имеется в виду? Земля со всею её поверхностью, частично неглубокие недра (в некоторых местах до десяти километров) и околоземное пространство – атмосфера. Вот это Бог поручил. Дальше – никак. Говорят, американцы на Луне были, но это всё брехня, конечно. Это всё кино, Голливуд, «Звёздные войны». Никогда они там не были и не будут, конечно. А если б и побыли, никто бы не вернулся. Ну, было соревнование такое, и поэтому, чтобы победить в этом соревновании, они сфальсифицировали материалы лунных экспедиций. Они замечательные кинематографисты, особенно по фантастической части. Вот этот режиссёр составил такой фильм, и когда ему пришлось уже умирать, он подробно написал, как он создавал этот фильм о том, как человек был на Луне. А один корреспондент такой дотошный (американский корреспондент, и то дотошный) придумал такой метод. Взял Библию, подходил к каждому из них и говорил: «Положи руку на Библию и скажи, что ты был на Луне». И каждый из них лез в драку. Ни один не положил руку на Библию. Почему? Да потому что врут всё, Господи помилуй! Что ж тут непонятного!

И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился (Мф. 25, 15). На самом деле каждый из рабов Божиих, родившихся на земле, получает свою долю талантов. Талант – это есть огромная, совершенно необозримая сумма. Поэтому сразу понятно, что речь идёт не о деньгах. Но так как люди из древности совершенно помешаны на деньгах, при слове «деньги», «таланты», «серебро», сразу напрягают внимание, и поэтому притча именно о талантах. Но под талантом именуется всё то, что дал Бог человеку. Это и ум, и глупость, и хорошие, ответственные родители или полностью кретины и дураки безмозглые, алкоголики – вот кому что. Бог Сам знает именно в силу того, что Он Бог, кому что. Но это не произвольно, а с определённой целью. Чтобы человек использовал то, что дано ему от Бога, для славы Божией. Чтобы человек, проживая свою короткую жизнь, с помощью этих талантов подготовился к жизни вечной. А что такое жизнь вечная? Это соединение с Богом навсегда. Многие люди хотели бы умереть, но человек – бессмертное существо. Поэтому каждый человек либо соединяется с Богом в вечности, либо бывает отвержен от Него в такое место, про которое сказано: там будет плач и скрежет зубовный (Мф. 22, 13; 25, 30). Большинство людей попадает именно в эту сферу, потому что Бог им ну совершенно не нужен. Все их заботы, дела, мечтания вне Бога. Обычно те же самые корреспонденты спрашивают у четырёхлетнего ребёнка: «А у тебя есть мечта?» Вот все эти мечты приводят к тому, что человек попадает в область, где плач и скрежет зубовный. Потому что мечта – это просто невыразимая глупость гордого ума. Ну что может маленький человек намечтать? Это совершенно бесполезная вещь. Но находятся взрослые люди, которые с удовольствием детей ориентируют на преисподнюю. Ну, как на более родную атмосферу. А Бог – нет, не этого хочет, поэтому даёт возможность спастись, даже человеку, который с детства сирота, если он живёт правильно, мудро, если он обретает веру. Я знал не одного, много сирот. Вот одного знал, с детства он остался без папы и мамы, и вырос из него прекраснейший священник. У нас в Москве он был вообще один из самых лучших. Я вообще считаю его святым человеком. Настолько он был смиренный, что даже никто и не видел, что он был святой, настолько была прекрасна его христианская потаённая жизнь. Вот даже сейчас, я о нём вспомнил, и на душе такая сладость. Даже вспоминать о нём не то что приятно, а прямо душа начинает трепетать. Так что даже сиротство не помешало. А ведь сиротство – совершенно безнадёжное дело, большинство сирот идёт в тюрьму аккуратно, из детских домов наших до 90 процентов выпускников каждый год оказывается в тюрьме. Ну, не в первый год. Хотя 10 процентов сразу в первый год. Потому что этот мир не приспособлен для человека, которого надо взращивать, а делает всё наоборот.

И тут дальше евангелист Матфей рассказывает, что получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов (Мф. 25, 16). Ну вот, как этот священник, про которого я вспомнил.

Точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего (Мф. 25, 17-18). Очень многие люди то, что им дано от Бога, совершенно не используют. Даже народная пословица об этом говорит: «Горбатого только могила исправит». Хотя любую болезнь свою, любое убожество человек может поставить на службу своей душе. Потому что болящий человек за счёт своей болезни совершенно даром получает от Бога гораздо больше духовных сокровищ в обмен на то, что он смиренно терпит свой недуг. И мы видим из Евангелия, что очень многие слепые, расслабленные получали исцеление от Господа после того как терпеливо, по 30 с лишним лет ждали. Допустим, вспомним расслабленного, который ждал, когда кто-нибудь окунет его в купель Овчую при входе в Иерусалим. И вот, дождался (см. Ин. 5, 1-9). Всё это время человек не ходил, не мог пойти на работу, питался только тем, что ему кто-нибудь что-нибудь бросит, какую-то лепёшку. И он, не нюхая, свежее, не свежее, съедал и благодарил Бога. И он приобрёл такие качества души, которые другой человек за 30 лет и в монастыре не приобретёт. Ему это дано даром. Господь дал ему такой талант, пять талантов. И он приобрёл пять других.

И вот, наконец, про последнего говорится в этой притче: пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Господь нам даёт что-то, для того чтобы мы спасли свою душу, а мы отвергаем это, живём своей жизнью.

По долгом времени… – что это за долгое время? Это для нас долгое, это вся наша жизнь, вся наша жизнь – это вот это долгое время – приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф. 25, 19). Что это за отчёт? Что это за пришествие господина? Это смерть и суд. Все мы пойдём на этот суд.

И отчёт: И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов (Мф. 25, 20). Я помню, ещё у меня была такая знакомая, бабка Марфа, на первом моём приходе. Она всегда вспоминала свою жизнь, и она говорит: «Я три стройки пережила». А что такое для деревенского человека стройка? В те времена обычный деревенский человек жил в доме отца или деда. А это значит, у неё один дом пропал, сгорел, второй – во время войны, а третий – разворовали. И три раза она делала одно и то же – восстанавливала. Можно сказать, она три таланта получила от Бога. И приобрела Царство Небесное.

Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21). Пять талантов, а Господь говорит, что это мало по сравнению с тем, над чем Он его поставит. Потому что все наши трудности, все наши скорби, все наши испытания – это вообще, конечно, ничтожно малая величина по сравнению с теми дарованиями, которыми Господь нас наделил. Если начать считаться, кто из нас расплатится? За воздух, за воду, за землю, за еду. Это нереально. Поэтому Господь требует только любви и верности, доброты.

«Над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). Что это за радость господина? Это Царствие Небесное. Каждый человек, родившийся на земле, не зависимо от цвета кожи, национальности, религии и того, какие у него были родители, приглашается в Царствие Небесное. Но, правда, говорится, что есть дверь. Эта дверь – Христос (см. Ин. 10, 9). Все, которые приходили прежде или позже, это всё воры и разбойники (см. Ин. 10, 1). Только единственный Христос как Сын Божий указывает человеку истинный путь.

Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя – дальше идут замечательные слова – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24-25). То, что Бог дал, украсть-то нельзя, всё Богу принадлежит. Но как он с Богом говорит! Он клевещет. Он клевещет, говорит: «Ты такой, Ты сякой!» Так и говорят: «А что ж ваш Бог? А почему дети умирают?» Хотя тот же Бог может сказать: «А что вы детей убиваете миллионами?» И так далее. То есть обычно такой человек, который талант отвергает, закапывает его, не хочет Богу служить, он естественно оправдывается, как в детском саду ребята: «Это не я, это он!» Сразу валят на другого. Почему? Ну потому что дураки. Разве от Бога можно что-то скрыть и как-то с Ним рядиться? Это совершенно бессмысленно. Но многие красоты Божьего мира не видят. Для этого мы и парк разбили, чтобы люди посмотрели. Вот пришёл человек в парк: «Ой, – говорит – как красиво!» Да нет, это само выросло, это природа. Сейчас! Нет, голубчик, два года трудов, и потом ещё каждый день за этим нужно следить. А природа – нет, природа – сейчас всё лопухами зарастёт. Природа, она вон, по стране поезжай, она везде, природа: трактора ржавые, разбитые фермы коровьи, все поля заросли берёзой толщиной с ногу, и даже пьяного народу уже нет. Раньше хоть мужики были пьяные, сейчас вообще никого нет. Несколько бабушек и дачники. Всё, конец. А талант какой был! Земля производила столько, что одного сливочного масла вывозили в Европу столько, сколько стоил годовой золотой запас России. Сейчас, не знаю, всё искусственное.

И вот, этот подошёл, и Господь сказал ему: «лукавый раб и ленивый!» (Мф. 25, 26). Лукавый – потому что врёт, а ленивый – потому что не хочет трудиться для Господа. «Tы знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать мое серебро торгующим» (Мф. 25, 26-27). Ну, тем, кто знает. Потому что всегда есть люди, и Господь специально для этого и Церковь основал, чтоб человек мог прийти и спросить: «Я хочу потрудиться для Господа. Научите, что мне делать». И всегда научат. В любом конце света, в любом государстве есть христианская церковь. Ты можешь этому учиться. Книжки дадут, и научишься Евангелие читать, где написано, что для этого надо.

«И я пришед получил бы мое с прибылью» (Мф. 25, 27). Потому что что Господь хочет, чтобы не один маленький рай был, где жили Адам с Евой, а вся земля превратилась в эту красоту. На самом деле, мы разбили парк. А можно все земли сделать парком, везде сделать красоту, вырастить цветы, фрукты, развести замечательных животных, птиц. Можно. Но человек ленивый и предпочитает жить в помойке, лишь бы его не трогали.

«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф. 25, 28-29). Тот, кто трудился ради Бога и получит за свои труды, и Господь ему сверху ещё даст. Потому что Господь наш Отец Небесный не такой, который жнёт, где не сеял, нет. Он любящий Отец и очень щедрый.

А у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25, 29). Потому что он попадает в сферу совершенно не райскую, там ничего этого не нужно, там холод и чернота. Там уже ему не пригодится этот талант.

«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю – внешнюю от чего? От Царствия Небесного – там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 30). Почему плач? Потому что тошно. Здесь у нас на земле есть такие оазисы рая. Вот я был давеча на Афоне, и там есть оазис рая. Идёшь по Афону, от одного монастыря к другому, везде мужчины-монахи, молитвенники, две службы – утром и вечером, иногда и всю ночь. И совершенно жизнь отличается. Везде порядок, красота, птицы поют. Замечательно. А скрежет зубов почему? Вот та же бабка Марфа говорила: «Сколько в церковь походишь, столько в Царстве Небесном и побудешь». А современного человека и не затащишь. Почему? Ему это не надо. Поэтому в Царстве Небесном даже не побудет. Но некоторые заходят. То свечки поставят, то кого-то помянут. Хорошее дело? Хорошее. Но тебя не спасает. Поэтому это как мёртвому припарка. И вот, человек будет вспоминать, что было у него прикосновение, он и хотел бы что-то изменить, а уже ничего нельзя. И он скрежещет зубами. Это образное выражение, потому что никаких зубов на том свете у него нет, и даже тела нет, чтоб туда что-нибудь влить, отвлекающее от тоски. Нет ничего. Только мрак, холод и скрежет о том, что вот этот маленький отрезочек жизни, несколько десятков лет, прожит зря. Ну машину купил, ну женился два раза, ну что-то сделал для своих детей, ну памятник сделал маме. И что? Всё. Жизнь кончилась, и всё, и ничего. Ничего для своей души, ничего для Бога. Жизнь бессмысленна. А о смысле, который дал Господь, человек даже не удосужился узнать. И вот так всегда бывает. Очень похоже на ту ситуацию, когда человек оказывает в тюрьме. Скрежет зубов в тюрьме выражается вот в чём: «Дорогая мама, как ты была права! Почему я тебя не слушал!» Но это срок не сокращает. А тут срок – без конца.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 30). Ну вот, родные мои, кто из вас услышал? Эти слова говорятся Господом в наши уши, исключительно для того чтобы это как-то отразилось на нашей жизни. Я понимаю, что эта задача не только не из лёгких, она почти безнадёжна. Я на этом месте стою 40 лет, и 40 лет говорю на разные лады, и эту притчу изъяснял десятки раз. И чтоб сдвинуть человека – уверяю вас, это невозможно. Просто невозможно. Его может сдвинуть только покаяние. И так Господь с этого и начал: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Оно очень близко, ближе даже, чем мы все думаем. Поэтому шанс, пока мы живы, у нас у всех есть.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Александр, Москва:

      Как и всегда, очень интересная проповедь.
      Батюшка о. Димитрий очень любопытно рассуждает на разные темы.
      Но особенно понравилось, что о. Димитрий тоже считает и уверен, что американцы никогда не высаживались на Луну. Это при хотя бы поверхностном изучении фактов понятно любому инженеру-технарю, даже не имеющему профильного образования, а просто интересующемуся наукой, знакомому с конструированием, доводкой, пуско-наладкой, испытаниями, внедрением новой техники.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.