Проповедь о вере христианской и вере бесовской
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 22 сентября 2018 года по евангельскому эпизоду о явлении воскресшего Иисуса Христа одиннадцати апостолам [Лк. 24, 36-53].

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24, 36-43). Господь всё это проделал, чтобы уверить их в Своём воскресении. Апостол Павел позже написал в своём Послании: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17). И поэтому с тех самых пор, как Господь вознёсся на небо, каждый седьмой день мы празднуем Воскресение Христово и поём пасхальные песнопения «Воскресение Христово видевши». Ну, конечно, мы поём, но не все видят, даже люди, приходящие в храм. Почему так? А потому что чтобы увидеть, нужно две вещи. Первое – иметь веру христианскую. А большинство людей, ходящих в церковь, веры христианской не имеют. Если имеют какую-то веру, то скорее бесовскую, про которую сказано в Писании: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). А человек, приходящий в церковь, часто и не трепещет. Почему? У него нет ни благоговения, ни умиления, ни страха Божия. А для чего же человек тогда приходит в церковь? Ну как для чего? Потому что каждый психически нормальный человек религиозен. Раз он религиозен, это качество человеческой души требует удовлетворения. Человек удовлетворяет свою религиозную потребность. Вот. И большинство людей считают, что это и есть искомое. Вот завтра огромное количество людей пойдут к мощам святителя Спиридона, например. А послушайте, что они говорят, когда их спрашивают, зачем они пришли. Потому что тележурналистам интересно, что они ходят. Уже полмиллиона пришло. Ни один не говорит о том, что это как-то связано со Христом, со спасением. Это совершенно не интересует. Религиозная потребность в том, чтобы, как одна женщина в новостях сказала: «Ой, мы молимся, чтобы всё было хорошо». Вот чего все хотят. И всякий религиозный человек хочет, чтобы всё было хорошо. Один что-нибудь себе на руку привяжет, какой-нибудь, как они говорят, оберег. Другой ещё что-нибудь. Одному обязательно надо что-нибудь съесть, а другому – куда-нибудь съездить. Вот, и люди готовы в очереди стоять. А это очень трудно – в очереди стоять. Но это в тысячи раз легче, чем молиться Богу, и в миллион раз легче, чем пытаться исполнить хотя бы одну какую-нибудь заповедь. А вот съездить, приложиться – это пожалуйста. Ну, тоже, конечно, какие-то усилия. Такие же, какие человек делает, когда едет в трамвае на работу.

И вот, конечно, когда человек рожает ребёнка, он делает усилие. Если это женщина, то усилий больше. Надо и зачать, и родить, и выкормить, и потом начинается самое тяжёлое – надо чему-то научить, а ребёнок не понимает. Значит, надо куда-то идти. Вот он сейчас сидит на ручках у мамы и не понимает, а что это она его трясёт. Тебя бы вот так потрясли бы! Вот любого взять взрослого и потрясти так, что можно и язык прикусить, и челюсть лязгает. И он не понимает, что происходит. Почему ему не дают заниматься тем, что он хочет, что ему нравится? Нет, всё куда-то ехать, что-то надо запоминать, что-то писать. Всё вопреки. Почему? Потому что родители абсолютно не понимают, что нужно детям, и не хотят понимать, и не хотят учиться, чтобы это понять. Получается такой разлад, конфликт, который доходит до разрыва, когда дети в состоянии как-то так себя каким-то образом оградить, защититься от родителей. Родители орут, впадают в истерики и так далее. Тяжелейшее дело. А вообще-то Господь даёт детей людям только с одной целью – чтобы папа и мама из них воспитали христиан. Если наши дети не христиане, то наша вера тщетна. Почему? А потому что мы не затратили тех усилий, чтобы зажечь в них огонь веры. Значит, наша вера бесплодна, о которой Господь сказал: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! (Мк. 11, 14). Потому что главное в нашей христианской вере (у кого она христианская) – это плоды. Как смысл существования плодового дерева – это сам плод. А если только одни листья, чем оно отличается от липы? И то, липа может мёд давать посредством пчёл. К сожалению, и на это мы не способны.

И вот, чтобы это положение изменить, мы должны измениться сами. В переводе на церковный язык это значит «покаяться». Изменить жизнь так, чтобы плоды появились. Пусть маленькие и в маленьком количестве. А потом вот это древо веры нашей нужно укреплять, удобрять, окучивать, бороться с насекомыми, опиливать сухие ветки, для того чтоб произошёл добрый плод. И если это сделаем, значит жизнь христианская удалась, и птицы небесные на этом дереве, в ветвях его будут укрываться. Если нет, то всё бесполезно, ибо бессмысленно.

Религия может быть бесполезна. Большинство религий таковы. Люди в прежнее время, мы их именуем язычниками, много чего делали: приносили в жертву Богу птиц, животных. Такой примитив: берут птичку, её убивают, на костре сжигают, и думают, идиоты, что вот этот дым, который идёт от костра, приятен Господу. И что, далеко мы от них ушли? Нет. Пойдите на кладбище на Пасху. На каждой могилке там шелуха от яиц, крошки от куличей. Почему? Те люди, которые кулич рассыпали или яйцо положили, знаете, во что веруют? Что вот, я покрошу освящённое яичко, воробьи прилетят, поклюют и унесут на небо, и моему покойнику будет хорошо. Хорошо ещё, они это психиатру не рассказывают, потому что сразу можно в больницу попасть, для того чтоб лечить. Хотя это не лечится. Потому что религиозное сознание не лечится. Но самое опасное – это когда люди думают, что это и есть христианская вера. А это не христианская вера, а ересь. Что такое ересь? Это когда человек изобретает себе что-то такое простое, примитивное вместо веры христианской.

И вот, Господь, заботясь, как Отец, как Учитель, как старший брат, как Тот, Который пришёл спасти людей, желает утвердить Своих учеников в том, что Он действительно воскрес. Это им не привидение. Привидение – это от слова «привиделось»: вот, некий дух пришёл. Нет, Он им говорит: «Вот посмотрите, руки Мои, ноги, они пробиты гвоздями. Можете даже потрогать». Они так сомневаются, он говорит: «Поесть что-нибудь есть?» – «Есть вот рыба, на. И мёд есть. Будешь?» – «Буду». И Он перед ними ел мёд и рыбу. Зачем Ему этот мёд, если Он уже воскрес? Когда мы с вами воскреснем, мёд нам не потребуется. У нас будет совершенно другое тело, оно не будет нуждаться в еде. Он и явился-то им, сквозь стену пройдя. Это тело будет совершенно другое. И вот, у Него уже воскресшее тело, способное проходить сквозь стены, не нуждающееся в пище. Но Он есть перед ними, чтобы они запомнили. Представьте себе ситуацию: у нас кто-то умер, мы готовимся к погребению, зовём похоронных агентов, покупаем гроб, замораживаем тело человека. И вдруг он встаёт и говорит: «Что-нибудь покушать есть?» Любой, кто это испытает, поседеет, а может, и с ума сойдёт. Так что можно себе представить, что они испытали, когда Он с ними трапезовал таким образом. Но зато? Зато это запомнили навсегда. То есть Его педагогический приём полностью увенчался успехом, а Ему того было и надо. Поэтому они пережили все, кроме Иоанна Богослова, смерть мучительную, но не отказались от того, что Христос воскрес, и свидетельствовали.

Любой из нас, если ему вилку поднести к горлу, признается в чём угодно, потому что вера ещё наша не христианская. Христианская вера – это когда человек готов умереть за Христа и за Его Воскресение. Поэтому нам предстоит ещё, дорогие сестры и немногочисленные братья, очень долгий путь. Помоги нам в этом Господи! А Господь всегда готов нам помочь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо вам Батюшка.

    2. anna gud:

      Блестящий ответ на мой вопрос, который мучил меня в период воцерковления. Что-то в людях наших церковных мне казалось не так. Не как у святых отцов. Я по наивности пыталась с некоторыми это обсудить. Получала в ответ: а ты не осуждай. Естественно. А оказывается это просто вера бесовская. Да ещё даже и не бесовская: действительно, мало кто уж прямо трепещет. А где ещё о. Дмитрий говорил, что вера это бесовская потому, что люди не хотят Божьего, а хотят своего. Правда. Не смирения, кротости, терпения и безгневия люди просят. А выздороветь, забеременеть, поступить, получить… Себе, детям, внукам. Все как-то так.
      Хорошо, когда получаешь ответ на вопрос, когда уже потерял всякую надежду на это. Спасибо.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.