Проповедь о неверии и многословии
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 29 сентября 2018 года по евангельскому эпизоду о Марии у гроба Господня [Ин. 20, 1-10].

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (Ин. 20, 1-2) – имеется в виду сам Иоанн Богослов.

И Мария Магдалина говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин. 20, 2). Очень часто так бывает, что человек явление Господне пытается объяснить какими-то естественными вещами. Мария Магдалина пришла, от гроба камень, который закрывал вход в пещеру, отвален, и смотрит, а нет тела. Естественно ей подумать, что унесли, хотя Он и ей, и апостолам неоднократно говорил о том, что Он воскреснет.

Не только ученики в школе учатся так, что, как учителя говорят, в одно ухо влетело, а в другое вылетело. У взрослых то же самое. Даже в течение одной исповеди мне иногда приходится некоторым говорить: «Повтори, что я сказал», потому что я же вижу, что я говорю, а человек абсолютно ничего не воспринимает. Ум закрыт, уши тоже. Отчего это бывает? Оттого, что человек отвлекается. Он занят своим. Его задача – обязательно мне что-то рассказать. А мне вообще ничего не надо рассказывать. Во-первых, чтобы достать информацию из того, что человек говорит, нужен целый час. Надо сначала записать на магнитофон, потом расшифровать, потом лишнее всё убрать, а потом понять, что он хочет. Потому что из речи этого понять нельзя. У большинства людей речь вообще речь никак не поставлена, они просто молотят и считают, что нужно эту последовательность передать: «А я приехала в пятницу... Ой, нет, вру, в четверг». Обожди, а какая разница? А если в воскресенье? И очень много таких обстоятельств, которые вообще ничего не меняют и к существу дела не имеют никакого отношения. Но желание всё рассказать так велико, что человек думает, что перед ним не священник, а круглый идиот. Поэтому этому человеку нужно сказать: «Ты понял? Ну повтори, что я сказал». И вот в таком положении находится священник. Приходит человек: «Мне нужно 15 минут с Вами поговорить». Я говорю: «Зачем 15 минут слушать всякую ахинею, когда всё решается за 30 секунд». Каждый человек думает, что можно всё рассказать, и тогда священник поймёт. Но понимать-то нечего. Некоторым я даже говорю: «Вы сказали, что у Вас есть вопрос. Вопрос – это предложение в вопросительной форме, на письме выражается вопросительным знаком. Понятно?» – «Понятно» – «Задавайте вопрос» – «Итак, в четверг...». Да как? Сколько ж можно это всё терпеть! При чём тут четверг? И начинается перечисление членов семьи, детей, кому сколько лет, Ваня, Вася, Коля, Маша, Лиза. И всё вот это вот. Я говорю: «Ну как вот это всё можно запомнить?» Ну ладно, можно потренироваться. Но главное – зачем? Ну я такую задачу понимаю – человеку хочется выговориться, потому что он от этого получает облегчение за счёт другого человека. Это всегда так – кровь попьёшь у другого, и как-то вроде легче.

Так же и к врачам люди относятся. Вместо того, чтоб объяснить, какие симптомы, пьют кровь. «Что Вас беспокоит?» – спрашивает врач. А он не говорит, что его беспокоит, он вокруг да около, вокруг да около. И ещё некоторые начинают темнить, не понимая, что перед ним врач, который этих пациентов видел тысячи, или священник, который таких видел десятки тысяч. И он по выражению лица видит, что тот темнит. Не договаривает, не хочет признаться в грехах. «И вот, у меня есть один грех, который...» – и всё рассказывает, какой грех, только не называет его, такая тень на плетень. А священник, как баран, вроде бы обязан это слушать. Зачем? Чтобы человек расчёсывал своё религиозное чувство, и у него осталось впечатление, что он покаялся. Да никакого отношения это к покаянию не имеет. Просто человек выморачивает себе какую-то выгоду – психологическую или ещё какую. Но Церковь не для того существует, чтоб заниматься исключительно психотерапией. Для этого есть психотерапевты, они очень дорого берут. Уж меньше ста долларов за сеанс, который длится 40 минут, никто не будет этим заниматься. Потому что слушать ахинею – это очень тяжёлая задача, и совершенно неблагодарная. Вот в этом всё дело.

Пойдём дальше по нашему тексту. Господь много раз говорил, что воскреснет, но в одно ухо влетело, в другое вылетело. Итак, бежит (Мария Магдалина) и приходит к Симону Петру (к старшему апостолу) и к другому ученику, которого любил Иисус (к Иоанну Богослову), и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин. 20, 2). Ну, во-первых, не унесли, и искать Его на земле бесполезно, Он воскрес.

О, если бы каждый человек верил в Бога! В основном все вопросы людей, даже к священнику, от неверия Господа Иисусу Христу. Человек думает, что с помощью каких-то ухищрений, комбинаций, подкупов, он получит желаемое. А почему? Потому что он не верует совершенно в Бога, который вообще всё знает. Обо всём, что с каждым из нас произошло, Господь знает. Но веры-то у нас нет, поэтому надеемся на себя, на свои глупые комбинации, поэтому ничего не получается, и мы заходим в тупик. Вместо того чтоб задуматься, почему так.

Ну хорошо, Мария Магдалина пришла хотя бы к Петру, который был главный в той начинающейся Церкви, а то был первый росточек. То есть она как бы пришла-то по адресу. Но то, что она изложила, совершенно не соответствовало истине, а то, в чём она подозревала людей – что взял кто-то Его и унёс – вообще сущая нелепица.

Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик – так как был помоложе – бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены – в которые было завёрнуто раньше того тело Господа Иисуса Христа – но не вошел во гроб (Ин. 20, 3-5). Почему? Потому что был очень хороший воспитанный юноша. Он добежал первый, первый заглянул, но входить внутрь не стал, потому что он так был воспитан, что сначала старший, а ты потом.

И это дало ему вот что: Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал (Ин. 20, 6-8). Почему один уверовал, а другой нет? Потому что один был слишком горяч, и эта горячка не дала ему возможность вспомнить об очевидном. А почему другой уверовал в то, что Христос воскрес? А потому что он заповедь исполнил, которая звучит так: Почитай отца твоего и матерь твою, <...> чтобы продлились дни твои и чтобы благо тебе было на <...> земле (Втор. 5, 16). И вот это благо и случилось с Иоанном Богословом.

Ибо они еще не знали из Писания... (Ин. 20, 9) – потому что вообще Писание во всей полноте ещё и не было написано. Итак, ученики опять возвратились к себе (Ин. 20, 10).

О чём это Евангелие? О том, что мы должны очень внимательно слышать, что говорит нам Господь. Потому что только то, что Он нам говорит – а мы это можем только из Писания узнать – относится к нашему спасению. И вот это самое главное. А все наши человеческие соображения лучше оставить. Это будет, говоря современным языком, эффективней. Это будет гораздо быстрее. Потому что Бог всё знает и знает, как лучше. Поэтому если всю надежду возложим на Бога, тогда и будет нам Божественный ответ на наше вопрошание. А не оттого что бы какому-то человеку, будь он хоть четыре раза священником, что-то там изложим. Вот когда мы приходим к врачу, очень важно точно изложить, что у нас болит, как болит, после чего болит. И врач может из этого картину нашей болезни себе нарисовать, плюс анализа, МРТ – и определит причину.

Вот и всё.

Спаси Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 14

    1. Irina L:

      С настоящим покаянием разобрались. А что вы думаете про настоящее многословие? С учетом темы проповеди?

      • regent:

        Если Вам не удалось разобраться с многословием, то прослушайте ещё раз саму проповедь, а ещё лучше прочитайте её текст. Надеемся, что разберётесь :)

        • Irina L:

          А почему вы решили, что я не разобралась с многословием? :)
          Почитайте еще раз текст моего комментария…. :)
          Я лишь интересуюсь мнением других участников… Безусловно, рассчитываю и на реакцию не великого, а величайшего ВильЯма нашего Шекспира :)

          • regent:

            Вот и хорошо. А расшевелить наших «других участников» Вам вряд ли удастся :(

            • Irina L:

              Звучит несколько зловеще. :(
              Надеюсь, «другие участники» живы-здоровы.
              Всем спокойной ночи.

      • Анна Вихляева:

        О многословии и других грехах… Думаю, это всегда было и будет до скончания века. Апостол Петр пишет первым христианам: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие…» Читаешь и утешаешься. Смотри ка, а ведь ничего не меняется! У первых христиан все точно так же, как и у христиан последних дней — все во грехах, как курицы в перьях. И Петр отрекся, и Мария Магдалина, увидев, что гроб пуст, не поверила, что Христос воскрес. Однако, Петр стал первоверховным апостолом, а Мария Магдалина — равноапостольной… Утешительно.

        • Irina L:

          Действительно утешительно. Но про многословие — опять ни слова :)

          • грешник (не великий):

            Понимаю так, что Вы именно от меня ответа на свой вопрос ждёте? Но разве я смогу ответить лучше, чем это сделал Христос:
            «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

            • Irina L:

              Ну да, хотелось дождаться вашего ответа. Впрочем, только для того, чтобы излить на вас очередную порцию сарказма. Увы, ваш ответ был абсолютно по существу и рекордно немногословным. Придется снова сидеть в засаде и ждать удобного случая. :)

    2. грешник (не великий):

      Покаяние… Вот, когда пьёшь беспробудно, куришь, как паровоз… и вдруг раз… и как отрезало… само собой… это ещё не покаяние… это подарок от Бога… ходишь на исповедь и каждый раз батюшке: «гордился, тщеславился, осуждал, раздражался, был вспыльчив, гневлив…» и т.д., но ничего в жизни не меняется… это тоже не покаяние…
      Покаяние это когда очень-очень сильно хочешь от чего-то этого избавиться… потому, что сил уже нет даже самому себя такого терпеть, а ничего с собой сделать не можешь… и тогда просишь Бога о помощи… сильно просишь… долго просишь… и твоя страсть вдруг исчезает… как будто бы сама собой… вот это, наверное, и есть настоящее покаяние.

      • studio57:

        Наверное это самый правильный ответ о покаянии..грешник (не великий), можно себе сохраню, чтобы не забыть?

        • грешник (не великий):

          А как бы я смог это запретить Вам? Да и зачем? 8)
          Я вот только через 12 лет воцерковления, с помощью о. Димитрия и А.И. Осипова, понял, что за все свои скорби, болезни и прочее никого винить не надо, никто другой в этом не виноват. Только я сам. Сам грешил, сам и получил. Кто виноват, если самому себе в ногу выстрелишь? Только сам.
          «Не судите, да не судимы будете…» и «Терпением вашим спасайте души ваши…». Это — во-первых. А во-вторых, я точно знаю, что: «Достойное по делам моим приемлю…». Ну, а в-третьих: «Слава Богу за всё !!!»
          Вот и весь секрет… от всех скорбей в жизни. :)
          А Бог… Он любит нас больше, чем кто-то другой… однозначно… и всегда подаст утешение… и всегда на любой вопрос ответит, и подскажет правильное решение любой проблемы…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.