Проповедь для тех, кто хочет идти за Христом
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 30 сентября 2018 года по словам Христа, сказанным народу и ученикам [Мк. 8, 34-38].

Нынешнее воскресение именуется Неделей после Воздвижения и посвящается также прославлению Креста Господня. Святая Церковь избирает для сегодняшнего дня Евангелие от Марка, которое мы нынче читали. Господь говорит, обращаясь к тем, кто собрался Его послушать. Таких людей собиралось разное количество всегда, но до десяти тысяч человек, поэтому Он либо проповедовал с лодки, потому что по воде разносится хорошо звук, или с горы, потому что так звук тоже хорошо распространяется. Все люди притихали и слушали с большим вниманием.

И вот, Он говорит. Он обращается и к нам тоже. Потому что даже те люди, которые сегодня пришли и меньше всего думают о Христе, должны понять, что их позвал Христос и они бессознательно откликнулись на этот призыв Божий. Только благодаря тому, что церковь построена ради Христа, именуется она Благовещенской. Благовещение – это первое благовестие о Христе. Архангел Гавриил говорит Деве Мариам о том, что Она родит Сына и рождённое от Неё будет рождённым от Святаго Духа, а не от Её номинального мужа Иосифа. И Она ему ответила: се, Раба Господня (Лк. 1, 38). И это день – день зачатия Иисуса Христа по плоти. Потому что Христос был Богочеловек, Божественное к Нему пришло от Духа Свята, а плоть дала Пречистая Дева Мария. И всех нас здесь собрал Христос. И среди нас есть люди, которые вроде бы хотят идти за Ним, и Он обращается только к ним, а не ко всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Что значит «отвергнуться себя»? Как это понимать? У каждого человека помимо плоти есть ещё бессмертная душа, и она насыщена всякими страстями: гневом, завистью, осуждением, сребролюбием, блудностью, многоглаголанием, властолюбием. Просто набита как сундук с вонючим старым тряпьём. Почему старым? Потому что мы копим это барахло всю жизнь. А с этим сундуком войти в Царство Небесное невозможно и следовать за Христом невозможно. Если кто хочет, может сделать такой эксперимент: возьмите, купите сундук или на помойке найдите, набейте всяким барахлом и попробуйте его потащить. Несколько шагов – и всё. А большинство людей хотят и сундучок свой нести, да ещё хотят, чтоб дорожка, которой они идут, привела их ко Христу. Это совершенно практически невозможно. Поэтому Господь и говорит: первым делом отвергнись себя – всего того, из чего ты состоишь, всего того, что тебе дорого. Вот это всё барахло, которое ты накопил за свою жизнь, нужно отбросить, отвергнуть. Когда мы говорим: «Хороший человек» или говорим: «Дрянь паршивая» – что это значит? Это говорит о том, что в сердце этого человека: добро или зло, щедрость или жадность, благородность или скотство. Мы как судим о человеке? По тому, что у него в душе, а не по тому, какой у него – прямой нос или кривой, лысый он или, наоборот, у него шевелюра. Нет,это на качества человека никак не распространяется. Сколько ни причёсывайся, всё равно гад паршивый. Вот в чём дело. Поэтому Господь говорит: отвергнись себя. В переводе на церковный язык это значит «покайся». Некоторые думают, что покаяться – это рассказать на исповеди, что вчера съел не тот пирожок по ошибке: «Я думал, он с яблоком, а он оказался с творогом. Прости меня, Господи, за два глотка творога, которые я съел, и тем самым страшно осквернился!» Согрешил. Большинство думают так. И все усилия направлены на то, как бы чего не съесть. Совершенно такая свинская психология. Потому что свинья всё время думает только о еде, её специально так выращивают. Она даже из-за шматка сала на затылке не может на небо посмотреть, чтобы Богу помолиться. Поэтому всё еда, еда. И всё вокруг этого. «А что мы будем завтра есть?», «А как же так?», «А если меня с работы выгонят?» Десять миллионов таджиков находят работу, да ещё деньги домой отсылают. А тут: «Я лишусь работы!» Господь Иисус Христос, Им же вся быша, говорит: не заботьтесь <...>, что вам есть и что пить, <...> во что одеться (Мф. 6, 25). А мы только и думаем, во что одеться. Чтоб у меня были портки обязательно драные, как у всех – купить и обязательно разодрать и в них ходить. И тогда я буду как все. Буду такой в рванине очень модный, для того чтоб показывать, какой я нищий бессребреник. Потому что обязательно хочется всё время не быть кем-то, а всё время кем-то выглядеть. Чтобы кто-то чего-то не подумал. Как же я надену хорошие брюки из английской шерсти, из твида фунтов за 800, когда модно ходить в рванине. Нет, я тоже должен в рванине, как все. Что все, то и я. Все в очередь, и я в очередь. А Господь говорит: нет, не надо заботиться о еде. Если человек не заботится о еде и о пище, то Господь Сам о нём заботится. Сам. Забота Господа о человеке – это гораздо надёжней, чем счёт в банке. Поэтому под отвержением себя имеется в виду полное отвержение и полное упование на Бога. Поэтому если кто хочет за Христом идти, тот должен вот так поступить. Другого пути нет. А с сундуком продираться в Царство Небесное тяжело. Трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! (Лк. 18, 24). Богатому чем? Страстями, грехами. Это практически даже невозможно.

И дальше: возьми крест свой (Мк. 8, 34) – говорит Господь. Что называется крестом? У кого как. У кого крестом является родная маменька, потому что она воспитывает наоборот и всё делает противу Христа, а выдаёт это за христианство. Про таких Господь сказал: враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36). Крестом может быть очень большое физическое здоровье. Тогда энергия в человеке бурлит, и он всё время делает какие-то гадости другим людям, у которых нет такого здоровья, их всячески угнетает. Вот всё время наблюдаю за детьми, я этим 50 лет занимаюсь, и я вижу, как сильные обижают слабых. А Христос говорит через Своего апостола: Мы, сильные, должны немощи немощных носить и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благое, к назиданию (Рим. 15, 1-2). То есть для сильного его сила – это крест. Для умного ум его – это крест. Потому что знание надмевает (1 Кор. 8, 1) человека. Представляете себе, очень-очень умный человек – как тяжело ему жить! Куда ни войди – кругом одни дураки. Ну просто идиоты! Как же тяжело жить! Почему? Ну потому что превозноситься-то грешно. Это отталкивает человека от Христа. Христос жил среди таких же идиотов, да ещё настроенных против Него. Он старался каждому и объяснить, и рассказать, и показать, и оказать ему любовь, и так далее. Крест – это и болезнь, и здоровье, и ум, и глупость. Есть такие дураки, их немало, которые сами себе всё время ищут приключений, усложняют свою жизнь. Наша жизнь и так сложна, есть масса обстоятельств, которые от нас вообще не зависят. Ну, что-нибудь правительство придумает – а нам чего? А нам только терпеть, мы ж не будем устраивать революцию из-за каждого изданного документа. Это смешно просто. Поэтому приходится смиряться и терпеть. Конечно, начальство всё делает для себя. Мы это понимаем, кто понимает. А мы? Нам только остаётся терпеть, смиряться и благодарить Бога, что наша жизнь так коротка и нам терпеть на самом деле совсем не долго. Жизнь пролетает мгновенно. Это только 15-летнему человеку кажется, что жизнь – это ещё так долго. Нет-нет, это, к счастью, очень быстро.

И дальше Господь говорит: и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Куда? Ну как «куда»? На Голгофу. Христианская жизнь заканчивается смертью за Христа. Христос никому не обещал радости, веселья, бесконечного праздника. Нет, Христос сказал: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Каждый. Без исключения. Вот нас окружают изображения святых. Даже Пресвятой Богородице сразу старец Симеон напророчил: Тебе <...> оружие пройдёт душу (Лк. 2, 35). Почему? Ну потому что Она Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Ни один Ангел по чистоте, по смирению не мог с Ней сравниться, поэтому такая скорбная жизнь. И вот эту жизнь надо принять. Только тогда она приведёт нас к Божественному свету. Вот чему нас учит крест Господень. Потому что это путь наш. Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Путь жизни, ведущий к истине. А истина – это Христос.

Очень часто люди приходят в церковь, обращаются к Богу – для чего? Ну чтобы было полегче: «я переживаю за сына», «я переживаю за мужа», «я переживаю за себя, у меня завтра тяжёлая операция, мне будут гланды удалять». Это всё человек переживает. Он хочет, чтобы всё сошло ему с рук, чтобы все было безболезненно, бесплатно, с коротким реабилитационным периодом, и чтоб дальше опять можно было и гостей созывать, и селёдку под шубой делать, и вообще жить хорошо, кино смотреть, и так далее. И чтоб внуки не болели, и чтоб дочка не хамила. Все хотят, чтоб всё было хорошо. А Христос предупреждает, и говорит, и учит, что всё в жизни, к сожалению, не так. И большинство людей не хотят идти за Христом. Хотят только одного – чтоб Христос был у них мальчиком на побегушках: чего ни попроси, то вот оно. Тогда и хорошо. Для этого и религия – чтоб просить, а мне давали. Без всяких усилий. Потому что невелеки усилия, когда человек стоит в очереди или летит куда-то на самолёте, чтоб к чему-то приложиться. На это усилий не надо. Усилия нужны тогда, когда тебе нужно помолчать, когда тебя не спрашивают. Вот это духовное усилие. А чтоб куда-то ехать, чтобы таранить лбом какую-то святыню, тут вообще ничего не требуется. Ноги только устают. Ну и терпение нужно. Но в очереди можно поговорить о том о сём, в общем, то же самое, что в любой людской компании. А поговорить для многих важней еды. А уж на что покушать любим – что ни человек, то ожирение. А всё равно поговорить – слаще.

А Христос разговоров не говорил. Исключительно по делу. Мы прочли три фразы из того, что Он говорил. Я даже до конца читать не буду. Кто желает вспомнить, о чём нам сегодня Христос говорил, откройте Евангелие от Марка, конец восьмой главы, почитайте. Это будет очень полезно. Но только для тех, кто хочет за Ним идти.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Александр, Москва:

      Не очень понятно о кресте.
      «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей,…. тот не может быть моим учеником».
      А батюшка говорит,что крест может быть в виде матери.
      Разве не нужно отринуть то, что мешает идти за Христом?
      Разве не нужно действовать радикально, как большевички потом перепели на свой лад, но смысл сохранился:
      Отречёмся от старого мира,
      Отряхнём его прах с наших ног…

    2. грешник (не великий):

      Спасибо, о. Димитрий. Вы как будто бы на многие мои вопросы ответили.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.