Слово на память преподобного Алексия Зосимовского
2 октября 2018 года Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь отпраздновала память великого старца ХХ века - преподобного Алексия Зосимовского. Отец Димитрий обратился к собравшимся с пастырским словом, взяв за основу апостольское чтение на память преподобного.

Сегодня 90-летие со дня блаженной кончины одного замечательного человека, старца Алексия Зосимовой пустыни, который сыграл большую роль в истории нашей Церкви, потому что именно его рукой, вынувшей жребий, на котором был указан Тихон, и был избран Святейший Тихон на патриарший престол. Сам же отец Алексей жил здесь, и та благодать, которая была в нём, собрала здесь много людей и из Сергиева Посада, и из Москвы. К нему постоянно ездили люди, для того чтобы исповедоваться. Даже мой двоюродный дед регулярно к нему приезжал, благо что железная дорога, соединяющая Москву и здешние места, исправно работала. Я много слушал рассказов, когда ещё учился в семинарии, какой он был замечательный человек, и замечательный духовник, и прекрасный монах. И пользовался очень большим духовным авторитетом. К нему из Лавры приезжали монахи исповедоваться. Чем же он отличался?

Нынешнее чтение из Послания апостола Павла к Галатам всегда читается на память преподобных отцов. И эти слова апостола Павла как бы написаны про нашего отца Алексия. Сначала он говорит о плодах духовных. Как определить, духовный человек или нет? Оказывается, очень просто. Если есть в нём любовь, если он радостный, а не угрюмый, если у него на сердце мир, если у него есть не только терпение, но и долготерпение, благость, если он милосерд, если это всё сопряжено с твёрдой верой в Пресвятую Троицу, этот человек духовный (см. Гал. 5, 22-23). Потому что этих плодов, которые перечислены, просто у мирских людей не бывает. Вот так ни с того ни с сего, и вдруг человек станет кротким. Нет, на это требуется не одно десятилетие. Или взять такую добродетель как воздержание. Нужно много поститься, много удерживать свой язык, много проявлять терпения, тогда человек достигает воздержания.

Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом – то есть мы люди духовные – то по духу и поступать должны (Гал. 5, 24-25). То есть каждый наш поступок должен быть руководим не страстью какой-то (вот прогневался и кричит), а наоборот – дух должен быть в нас мирным, и мы по этому духу и поступать должны. Дальше он умоляет нас: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 26). То есть видишь, что брат твой раздражается от каких-то твоих действий, слов – больше так не делай, чтоб он не раздражался.

Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1). Все люди впадают в согрешения, и все люди, когда видят согрешающего, начинают его осуждать. А некоторые даже доходят до того, что начинают делать попытку его исправить. Вот очень часто в семье жена всё хочет исправить мужа, а муж хочет исправить жену. Абсолютно бесполезное дело. Все люди взрослые, их исправить очень трудно, если не сказать невозможно. Поэтому каждый человек должен наблюдать за собой. А если кто недоволен мужем или женой, того кто ж заставлял жениться-то? Смотреть надо было. А сейчас уже поздновато. Исправлять можно делать попытки, но только в духе кротости. Современный русский человек не знает, что такое кротость. Перевожу на русский язык. Это незлобие. То есть никакой сердитости, никакого осуждения, никакого «будь ты...» и так далее. Кроткий человек – это совершенно не имеющий в сердце никакого зла ни к кому. И вот, отец Алексий был как раз таков. У нас сохранились, слава Богу, фотографии, с которых мы пишем иконы с изображением его такого прекрасного лика. И видно, до чего же кроткий человек. Глядя на него, каждый кто к нему приходил, становился добрее и мягче.

И завершает апостол эти замечательные слова, которые вообще каждый христианин должен знать наизусть: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Каждый человек для другого человека – это крест. Муж – крест для жены, жена – крест для мужа, монах – крест для игумена, игумен – крест для монаха, для регента крест – певчие, а для певчих крест – регент. И так далее. Для тех, кто приходит в храм, крест – женщины, которые тут убирают и занимаются подсвечниками, а для них крест – это все, кто приходят: «И вот приходят, и вот встали, и вот снуют, и вот свечки поправляют!» То есть человек всё время недоволен, всё время его окружают люди, которые для него крест. Но если кто хочет исполнить закон Божий, то он должен носить бремена другого. Вот этот крест представляет для нас каждый человек, от которого мы больше страдаем. Ну например, дети наши или внуки или сотрудники по службе. Мы должны этот крест, эти бремена нести с кротостью. И так исполните закон Христов, если мы когда-нибудь читали такую книгу, которая называется Евангелие. Мы-то все люди грешники, нам друг с другом понятно и обычно. А вот представьте себе, два тысячи лет тому назад (плюс тридцать) ходил по земле Христос, в Котором не было никакого греха. Как же ему среди нас было тяжело, наверное! Оказывается, нет. Потому что Он Сам сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Ему не было тяжело, Его любовь к нам, грешникам, приводила в состояние незлобия, терпения, отсутствия какой бы то ни было раздражительности. И если мы хотим крест свой нести по-христиански, мы должны, как древние наши старцы говорили ещё полторы тысячи лет назад, вести христоподражательную жизнь. Нужно обязательно в кротости и смирении подражать Господу Иисусу Христу, и так исполним закон Христов. И на Суд Божий пойдём с радостным сердцем. И у нас не будет страха, мы не будем бояться ни смерти, ни болезни, не будем бояться, что кто-то про нас что-то скажет или что-то у нас отнимет. Мы будем всю надежду свою возлагать на Христа Бога нашего и на молитвы таких наизамечательнейших людей, которые жили среди нас, и совсем не далеко. Я вот общался со своим дедом, а он общался с отцом Алексием. Одно поколение. Оба старенькие. Он тоже у меня девяносто трёх лет отошёл ко Господу. И мы помним о них, помним, что совершенно никаких препятствий человеку, чтоб жить кротко, незлобиво, со смирением, у нас нет. Только навык злой жизни, постоянного раздражения, осуждения, недовольства. Надо с помощью молитвы, и молитвы святым в том числе, это изживать. И спасёт вас Христос. Аминь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Анна Вихляева:

      Спасибо. Хорошая проповедь. Жаль, что запись не очень качественная.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.