Проповедь о милосердии на праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 14 октября 2018 года на великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по евангельскому тексту о милосердии [Лк. 6, 31-36].

Нынче Русская Церковь празднует память события, каких в истории много. Но так как-то случилось, что стала почитаема память именно о том видении, которое святому Андрею было явлено во Влахернском храме, когда Матерь Божия во время богослужения стояла на воздухе и осеняла Своим Покровом всех, молящихся там. И Она была не одна, а с сонмом святых. И он по секрету рассказал, и это стало достоянием людей. И вот, когда русские люди узнали об этом событии, то их это очень поразило. Нас уже, конечно, ничего не поражает, хотя присутствие в храмах наших на Покров обилия народа, как в двунадесятый праздник, говорит о том, что такая духовная традиция жива. Покров сыграл в нашей Церкви очень важную роль. Мы, конечно, как правило, являемся Иванами, не помнящими родства, но наши предки прожили великую эпоху. С древности на Руси Покров чтили. Хотя бы можно назвать храм Покрова на Нерли. Это самый красивый храм на Древней Руси. Такой небольшой, но и люди были тогда маленькие, поэтому он такой мерный по размеру тех людей. Или вот другой храм – храм, который больше известен под названием храм Василия Блаженного. Это тоже Покровский собор. Он вообще знаменит на весь мир, а не только на всю Русь. И наш приход, хоть и не Покровский, а Благовещенский, но непосредственно к храму Покрова на Красной площади имеет отношение. Потому что здесь у нас, в Петровском парке сто лет назад в сентябре расстреляли настоятеля этого храма. В 1918 году. Как тогда модно было, без суда, следствия. В день, когда объявили красный террор. Нашли повод. В нашем Петровском парке расстреляно 80 человек. Это и епископ Ефрем, и самый выдающийся московский проповедник отец Иван (Восторогов). Потому что он называл вещи своими именами. Тем правителям-временщикам, которые захватили власть, организовав, как они сами называли, октябрьский переворот, это не подходило. Всех людей, которые говорили иначе, чем им бы хотелось, они безжалостно уничтожали. Так что вот, мы даже здесь в нашем парке устроили такой мемориал памяти о всех расстрелянных, а пятого сентября мы даже служили панихиду на этом месте. 80 человек сразу было расстреляно. Мы не забываем эту дату. Как только я узнал, что наш парк прославлен этой пролитой кровью, я решил такой мемориал создать, чтобы те люди, которые после нас, интересовались бы и думали об этом. Потому что время от времени циклично те истории, которые случились тогда или в других странах, повторяются, можно сказать, тождественно. Некоторые фамилии меняются, а так всё по-прежнему.

Покров Божией Матери есть великое утешение. Простому грешному человеку как-то это трудно понять. Потому что мы, если и молимся, то только о родных нам людях. Как обычно в некрологах говорят: родные и близкие. Потому что действительно они как-то близко к нашему сердцу. А вот сердцу Пресвятой Богородицы близки все. Поэтому Церковь с древних пор своего существования называла Богородицу Царицей неба и земли. Можно сказать, своё царское служение Она осуществляет через предстательство Своему Сыну за весь род человечески, тем самым являя образ подлинно христианской жизни. Не только Сам Господь наш Иисус Христос, Который был сначала на земле единственным христианином, но Его лучшая из учениц – Богородица – также являет этот образ, который для нас очень важен, потому что, взирая на Её жизнь, на образ Её бытия, мы также проникаемся вот этой благодарностью к Ней.

Что Матерь Божия получила от людей? Она получила убийство Своего Сына, Который был самым лучшим из всех сыновей, которые когда-либо на земле появлялись. И вот, благодарное человечество Его убило страшной казнью. А Она не осерчала, но наоборот, усилила молитвы и продолжает молитвы свои до сих пор и за каждого. Особенно за тех, кто Её почитает как Царицу неба и земли и кто обращается за Её молитвенной помощью.

Евангелие, конечно, всё о христианстве. Но в сегодняшнем Евангелии есть такие слова, которые как будто ко дню специально созданы, хотя это часть Нагорной проповеди. Господь говорит: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 20, 31). Классическая формула. Мы всё время от людей чего-то хотим. Хотим вежливого обращения. Хотим, чтобы нам не врали. Хотим, чтобы нас не обворовывали. Хотим, чтобы нам не хамили. Хотим, чтоб нас не били. И так далее. Мы всего этого хотим. Этого нам никто не может обеспечить. Самому Сыну Божию и хамили, и били, и Его сажали в тюрьму, и издевались. Ну, вели себя непотребно по отношению к Этому лучшему из людей. Так что если Сыну Божию невозможно было это обеспечить, то тем более нам, грешникам. Но речь идёт не об этом. Речь о том, чтобы человек, обычный грешник, понял, что хочет от него Бог. Вот чего Он хочет. Как бы ты хотел, чтобы люди к тебе относились, и ты так вот относись к людям. В обмен ты не получишь такой бартер достойный. Ты мне, я тебе – ничего не выйдет. Ты можешь одаривать людей, можешь с ними быть безукоризненно вежливым, ты можешь тратить на них жизнь, время, деньги, лекарства и так далее. Вот всегда можно привести в пример взаимоотношения дитя и матери. Что мать получает от своих детей? Грубость и хамство. И недовольство. Каждый ребёночек выражает своё недовольство. Но если ребёночек хочет быть христианином, он должен это изменить. Если кто-то из нас хочет вдруг стать христианином. Можно подумать, раз человек идёт в храм, в котором, даже несмотря на открытые окна, душно, народу много, чтобы почтить, поучаствовать в молитве в этот праздник, значит какое-то движение души в нём есть. Ну конечно, есть. Но этого недостаточно. Потому что цель и вершина того домостроительства, которое каждый христианин должен совершать – это как раз не делать другому того, чего не хочешь себе.

И дальше Господь, любящий нас, заостряет наше внимание на том, что Он имеет в виду: если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 20, 32). То есть ответная любовь к тому, кто меня любит – это вещь нормальная, естественная. И даже Господь говорит, что так все грешники делают. Может быть, во времена Господни так и было, а сейчас тот человек, которого ты в наибольшей степени облагодетельствовал, тебе ещё хуже сделает. По этому поводу наш народ создал новую пословицу: не делай никому добра, не получишь зла. Это уже советский человек придумал. Новая эпоха. Человек с тем, кто его облагодетельствовал, расплачивается злом. Но и в этом случае не надо платить злом за зло, не надо мстить, не надо раздражаться. Потому что человек вот так вот испорчен грехом. И, конечно, Богородица это знает и не оскудевает в молитвах. «В молитвах не оскудевающая Богородица» – так Церковь про Неё поёт.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? (Лк. 20, 33). Никакой. Это «ты мне, я тебе – квиты». Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 20, 33-34). А современные? А современные займодавцы ещё берут себе процент. То есть выступают хуже, чем грешники. Каждый, берущий процент, противоречит Священному Писанию. Потому что ты ж не зарабатываешь. Почему тебе нужен процент? Некоторые радуются: «О, десять процентов всего!» Десятую часть. Ты что, Господь что ли? Тебе десятину платить?

А как же мы должны действовать? Господь говорит: вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 20, 35-36). Спрашивается, зачем? Многих это возмущает. Что это я буду ему? Он мне открыточки не прислал, а я ему, что, буду подарок на День рождения дарить? Это для другой цели. Не для того, чтобы его облагодетельствовать, а для того, чтобы тебе быть милосердным, как Отец небесный милосерд. Потому что после отшествия нашей души от тела и от этой земной жизни каждая душа на страшном суде оказывается у Бога. И останутся с Богом только милосердные. Потому что человека спасает только благодать Божия, а в злое сердце она не может никак войти. Поэтому таких людей всегда немного, они в ущерб себе живут по тому, как Господь сказал: не делают другим того, чего не хотят по отношению к себе, и постоянно милость оказывают тем, кто их и проклинает, и зло им творит. Вот это – только вот это! – есть настоящее христианство.

А остальное всё цирк, изображение. И вот это изображение Господь очень недолюбливает. И ученикам Своим говорил: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Человек на свою морду надевает маску доброты, сочувствия, для того чтобы показаться милосердным. Но для Бога не существует никаких масок. Бог же видит всё совершенно насквозь. Поэтому нельзя от него скрыть, что ты совсем не милосерд. А Бог судит о жизни человека по тому, какие качества души он приобрёл в результате этой жизни. Господь, чтобы склонить нас к милосердию, даже экзамены нам устраивает, как мы себя поведём, останемся ли мы во зле, или всё-таки какие-то слова Господни в нас останутся, и мы будем действовать из этих соображений. Надо понимать, что христианство с точки зрения материальной чрезвычайно невыгодно. Всё наоборот. Потому что если ты банкир, ты ведь не можешь выкинуть человека из его собственной квартиры. Как должен банкир поступить? Он должен всем своим должникам купить квартиру. Тогда он будет христианином. Но любовь к деньгам возобладает, к сожалению. И человек теряет свои естественные качества – милосердие, жалость. В людях, к сожалению, это надо воспитывать. И воспитание себя, потом своих деток – это путь очень большой, сложный и самоотверженный. Прежде чем стать милосердным, приходится отвергаться себя. Потому что «мне же жалко!» А Господь говорит: отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Мало того что надо отвергнуться своего чего-то (ну, допустим, время потратить), но ещё крест возьми! И так тяжело бремена других людей носить, а тут ещё надо врагу любовь оказывать. Старец Силуан говорил, как определить, человек христианин или не христианин: «А ты посмотри, любит ли он своих врагов». Так что надо нам, дорогие братья, не только праздники праздновать, но и обязательно исполнять, что Господь от нас ожидает, потому что Он есть для нас истинный Отец.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. EkaterinaKaliningrad:

      Много открываю для себя вновь и вновь новое, слушая ваши проповеди, батюшка Димитрий.

    2. kotova natalia:

      Слушая проповеди о.Димитрия, каждый раз обнаруживаю, сколько же гадости в моем сердце. Хорошо, что Господь останавливает от злых поступков (а Господь-то безгрешный за что претерпел такую казнь,и как Богородица это пережила?). И сразу в голове просветление.

    3. katiadmt:

      Спаси, Господи, отца Димитрия!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.