Проповедь о сохранении веры
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 8 декабря 2018 года, по евангельскому эпизоду о явлении воскресшего Иисуса апостолам [Лк. 24, 36-47].

Ученики, собравшись, говорили о Христе. И вдруг Господь стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 36-39). Господь хотел рассеять эти мысли, потому что они не соответствовали истине. Господь им явился не как привидение. Привидение – это от слова «привидеться». Бывает, человек что-то увидит такое и потом может принять это на веру. Для многих людей то, что приснится, становится очень значительным. А если привиделось – это же привидение просто. Но как-то священникам постоянно приходится с этим сталкиваться. Не только женщины, даже мужчины: «Вот, батюшка, мне приснилось». Если не остановить, сейчас будет рассказывать, что ему приснилось. Это скорее к психотерапевту вопрос, потому что, я говорю, мы такими вещами не занимаемся. Что тебе приснилось! Тем более, очень часто так бывает, что о чём человек думает, с кем накануне говорит, то ему и приснится в немножко изменённом виде, потому что это всё равно сон. Это неконтролируемая работа мозга при пробуждении. Любой сон, хотя человек и говорит: «Мне всю ночь снилось», снится несколько секунд перед тем, как ты проснулся. Это научный факт. Никакую «всю ночь» сниться не может. Хотя иногда такие сильные впечатления, что человек погружается в это. И здесь, естественно, всякие ошибки имеют место быть. И апостолы недалеко от этого ушли. Но вот, Господь их в этом разубедил. Сказал, что Он совсем не дух: «Вы можете осязать Меня, убедиться, посмотреть на Мои раны. Это Я». Потому что если Христос – это всего лишь видение, то, как апостол Павел говорит: вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17). То есть вера не имеет никакого значения для человека. Как и каждый сон. Сон есть сон, он не имеет никакого значения для человека. Это надо крепко запомнить.

Дальше, продолжая Свой урок, Он говорит: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им (опять, чтобы укрепить веру): есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24, 39-42). И это для чего? Для того чтоб они запомнили, что это не видение, они же помнят, что Он мёд ел и рыбу, значит Он по-настоящему воскрес. Что значит «воскрес»? Был мёртвый, а стал жив. Вот что значит «воскрес». А почему Он хотел именного того, чтоб они в этом убедились? Чтоб они потом, в дальнейшем стали православными христианами. Как в Символе Веры написано, последняя строчка: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». То есть каждый христианин живёт ожиданием всеобщего воскресения, в которое он должен веровать несумненно. А первый из воскресших – это Господь наш Иисус Христос. Он проложил таким образом путь на небо. Но люди по-разному воскреснут. Одни воскреснут для того, чтобы Господь их взял Себе, а другие воскреснут в вечную смерть. Потому что совсем не каждый человек, родившийся на земле, достигнет вечной жизни, а только исключительно те, которые поверили Христу. А так есть очень странные люди: живёт посреди Москвы и становится буддистом или кришнаитом. Как это так умудриться? Я понимаю, человек где-нибудь родился в Соединённых Штатах. Там, куда забрёл, тем и стал, потому что сект всяких огромное количество. А здесь тысячу лет люди православные, а он избирает себе нечто, что прямо противоположно. Это о чём говорит? Что его душа от Христа отвращается. То есть Христос этому человеку не нравится. Такие люди бывают. Вот, Ленин, например, его просто трясло. Это называется «на дух не принимает». И сейчас сколько угодно таких людей. Во что бы то ни стало, лишь бы не в церковь. Хотя что Церковь? Чему такому она учит, что было страшно или опасно? Что плохого? Вся история этим пронизана. Уж не говоря о том, что Церковь рождает святых. Вот Иннокентий, епископ Иркутский, почитайте его книги, проповеди, был потрясающий проповедник. И почему, откуда это в нём? От Церкви, от Христа, от молитвы. Ну вот, совсем не всем это нужно. И может ли Христос взять человека Себе, если он не хочет к Нему, если он Христа с Его Церковью на дух не принимает? Ну конечно, нет. Это совершенно богопротивная вещь. Поэтому из всех людей Господь избирает только таких, которым Он Сам нужен. Потому что одним Христос нужен, а другим Он вообще и не нужен. «Нам, – говорят, – и так хорошо». Может быть, и хорошо на земле какое-то время. Но приходит блаженный миг, когда заболеваем, умираем. Что такое смерть? Это состояние, когда душа отходит от тела. И ученики-то почему смутились? Они думали, что видят душу умершего своего Учителя. А Он говорит: «Да нет, Я воскрес, вот смотрите, у Меня от гвоздей раны». И когда они уже стали веровать, но всё-таки ещё сомневались, Он перед ними съел кусок рыбы и мёд, для того чтобы их убедить. Он о них заботился. Заботился о том, чтобы они сохранили веру. Почему даже у нас, у большинства людей, которые приходят в храм, дети неверующие? Почему? А мы не смогли им передать нашу веру в воскресение Христово. Поэтому даже если нас Господь сподобит и возьмёт к Себе, то детей наших – нет. Если нам с вами Христос нужен, то им – что-то незаметно. А как, почему незаметно? А сегодня какой день? Воскресенье наступает по-церковному с вечера. Спрашивается, где они? Вся Церковь, начиная от Японии и кончая Восточным побережьем Канады, празднуют Воскресение Христово, малую Пасху. Спрашивается, где они? Им этого ничего не нужно. У них своя жизнь, совершенно отдельная от Бога. И вот, если родители действительно веруют в Бога и во воскресение Христово, им надо найти слова, чтобы убедить детей. Как в притче о пире, который устроил хозяин, сказано: убеди прийти (Лк. 14, 23). Не получается. Потому что мир для них слаще. Если хотим, то надо стараться. Только стараться надо с самых первых дней, а лучше бы со времени беременности. Каким образом? Ребёнок и в утробе матери слышит церковные песнопения, слышит, если она вслух молится. И так далее. Двухнедельный ребёночек размером с ноготь большого пальца – и всё он ощущает, сердечко бьётся 140 ударов в минуту, быстро-быстро, потому что если он сам такой маленький, можете себе представить, какое у него там сердчишко. А ультразвук всё фиксирует, он уже живой, это будущий человек, он будет расти больше-больше. И вот, если мы заботимся о нём, с первых дней его существования мы должны заботиться об этом, как Господь заботился о Своих учениках. Ну зачем Он, воскресший, Который создал всю вселенную, ест перед ними рыбу и мёд? Только один мотив – чтобы убедить их, что Он воскрес. Как это важно, верить в воскресение Христово, потому что в этом спасение.

И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к разумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24, 43-47). Христос родился в Вифлееме для того, чтобы создать Церковь и отдать за неё жизнь, пролить кровь. А другое и невозможно, потому что тот мир, в котором мы живём, и дохристианские цивилизации враждебны ко всему, что от Бога. Если рассмотреть древние религии, это жесточайшие, совершенно бесовские культы. Или какие-нибудь поздние религии – то же самое. Ну что ж делать? Некоторые люди выбирают зло, и зло ими руководит. И чтобы противостоять этому злу, и противостоять по-христиански, Господь и основал Церковь. Но зло всё равно существует. Православных христиан всего на земном шаре меньше, чем триста миллионов человек. По сравнению с семью миллиардами это небольшая цифра. И что? Да, есть ещё западные христиане, как мы их называем, католики. Есть люди, принадлежащие разным другим образованиям. И вот, если собрать всех христиан, то это будет уже цифра большая. И что? Каждый день на земном шаре продолжают убивать христиан. Убивают десятками и сотнями. И так было всегда. Потому что злоба и ненависть по отношению ко Христу неизбывна, как неизбывно зло в людях. И этому можно противостоять только через покаяние и через отпущение грехов. Если человек с покаянием приходит в церковь, он может начать новую христианскую жизнь. Кто бы ни пришёл, он может начать жизнь по-новому. К этому Господь всех и призывал: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 17). Мы оказались в эту эпоху жителями земли, и у каждого из нас есть способность и возможность прийти ко Христу. Для этого надо всей душой искренне от всего сердца покаяться в грехах и начать новую жизнь. Помоги нам в этом, Господи.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. СветланаМ:

      Слава нашей вере! Неделю назад произошло…Я покаялась искренно в грехе, который сотворяла десятки лет, не понимая, что это ужасно. И…сейчас не помню, что это такое. Специально пришла на места, где грешила — не узнаю их, и нет желания там быть. На душе легко — легко и страх перед Господом, и слезы благодарности также горячи, как и слезы раскаяния.
      Наверное, это самые таинственные и желанные события в христианской жизни. Более глубокие, чем видение ангелов или общение со святыми. Это Он сам в нас…и с нами.

      • грешник:

        Слава Богу за всё!!! И за Его нам подарки. 8)
        Если хочешь быть счастливым — будь им! Ведь Царство Божие — внутри нас. 8)
        Бог всегда рядом с нами, и любит нас гораздо больше, чем даже наши родители. Ответит на любой наш вопрос, и всегда даст всё, что нам необходимо. Всё!!! Абсолютно всё. Если только это будет не во вред нашей душе. 8)

    2. Алексей:

      Спаси Господи.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.