Проповедь о поиске двери в Царствие Небесное
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 16 декабря 2018 года, по евангельскому эпизоду об Иисусе и богатом человеке [Лк., 18, 18-27]..

Спросил Его (Господа) некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Лк. 18, 18-19). И отвечает ему: Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей (Лк. 18, 20-21). То есть этот человек, говоря по-современному, и карьеру сделал хорошую, потому что всем нужны хорошо воспитанные люди. Только если воспитывать человека с детства, он это может усваивать.

Большинство из нас своих детей не могут воспитать, и поэтому они такие непослушные родителям, хамоватые, ленивые, ругатели. Мы водим этих людей в церковь. Но взять то, что есть в церкви, может только человек с горящим к Богу сердцем. А дети совершенно дикие. Пока маленькие, им интересно, любопытно. Не всем. Некоторые орут: «Мам, пойдём домой! Мам, домой пойдём!» Потому что дома игрушки, а тут народу много, что-то поют, шумно, одежда тесная. И он не понимает, зачем его сюда притащили. Никто ему никогда не объясняет, а если и захочет объяснить, двух слов связать не может, ничего не склеивается. А как-то собой заняться, подучиться, чтоб даже что-то до дитяти донести – нет. Думают, само. Поэтому истязают детей, а толку ноль. Они жизнью вечной не интересуются.

А вот этому не старому, а молодому человеку родители привили любовь к жизни вечной. И он к Спасителю подошёл, а Он стал с ним разговаривать. Потому что с остальными разговаривать бесполезно, как по древней русской поговорке, как об стену горох. Если кидать горох в стену, он отскакивает, и даже никаких следов не остаётся на стене.

И вот наша задача, если мы хотим, чтоб наши детки имели бы горение к Богу, надо так мудро с ними поступать, чтобы у них этот огонь зажёгся. Тогда будет какой-то результат. В противном случае всех родителей ждёт ужасное страдание. Потому что на их глазах через какое-то не очень большое время дети начнут рассыпаться – и как личности, и как христиане. Всё, что они в церкви когда-то слышали, напрочь забудется, будет вызывать только раздражение. И будут жить они как все. А как все живут? Во мраке. Господь сказал Своим ученикам: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Но этому мы детей не учим, к сожалению. И вообще мало кто занимается учением детей. Обычно всё наше воспитание заключается в том, чтобы так устроить, чтобы ребёнок не мешал. Потому что дети как-то себе слишком много внимания требуют, а каждый нормальный человек – это страшный эгоист. Норма такая – быть эгоистом. Человек только для себя живёт. Что ему мешает, то надо устранить. Человек берёт молитвослов, стоит читает, собой любуется, кто-то в дверь входит: «Ну ты что, не видишь, что я молюсь?!» Это такой христианский возглас, исполненный любви, надежды, снисхождения. Человек думает, что если он читает молитвослов, он делает что-то великое, вся вселенная должна замереть. А с какой это, собственно, стати? И так во всём. Каждый человек хочет покоя, но создать его хочет искусственно, с помощью того, чтобы и птицы, и ветры, всё бы замолкло. А немножко потерпеть, посмиряться, отложить – это всё никак. Любовь к себе превозмогает всё. И вот эта страсть себялюбия, как чёрная туча, заслоняет собой не только луну и звёзды, но и заслоняет вход в Царство Небесное. Получается, что человек живёт жизнь, ему одно интересно, другое интересно, а она напрасна. Ребёночек растёт до родов девять месяцев в утробе матери. Что он там делает? Он готовится к выходу на свет Божий. Растёт до определённого состояния, а потом выходит в мир, пока ещё ничего не понимая, маму видит вверх ногами и ни говорить, ни достать себе еды не может. Он может только жалобно пищать и просить. А всему остальному учится в процессе. С определённого возраста человек становится способен к обучению и к самообучению, и с этого момента он должен этим и заниматься, и прежде всего найти вход в Царствие Небесное. Он должен этого желать, нужно с ним об этом говорить, нужно ему эти уроки преподавать. Как мы это будем делать? У всех по-разному. Но, к сожалению, обычная задача обычных родителей – это ребёнка куда-то сплавить. Например, в очень хороший детский сад: «Знаете, он такой хороший» – «А что там хорошего?» – «Ну, там, это, как это, ну, это, ну с детьми там занимаются». А кто занимается? Ну совсем чужие тёти, а дядей там вообще нет. Поэтому такое однополое воспитание. Потом в школу пойдёт, там тоже однополое воспитание.

Как же удалось этому человеку , как он сказал, всё это сохранить от юности его (см. Лк. 18, 21)? Именно потому что родители потратили очень много времени на то, чтоб выковать хорошего человека. Он был один из самых лучших в Израиле и уже подошёл к двери в Царство Небесное. Христос Сам про Себя говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 9). Вот дверь, уже он говорит с этой дверью, он может руку протянуть, и дверь откроется.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе (Лк. 18, 22). Только одного. Потому что Бог видит каждого насквозь. Это мы можем кому-то голову морочить, и даже себе. Постоянно наблюдаю, как люди сами себе морочат голову, потому что ещё с детства научились так врать, что заврались настолько глубоко, что и врут самим себе. Поэтому у всех картина мира совершенно искажённая. Человек думает, что то, что он видит, это истина. На самом деле там порой всё наоборот. Что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). Представляете, что ему Господь предложил! Он ему предложил следующее: «Твоё имя никогда не исчезнет в веках, в честь твоего имени будут строить по всей земле огромные храмы, ты обратишь к Богу огромное количество людей, а может быть, и оснуёшь новые Церкви, в честь тебя будут называть детей, ты станешь апостолом». И он единственный, кому Господь предложил. И это, оказывается можно купить за деньги, причём тебе деньги не надо зарабатывать на трёх работах. Всё, у тебя имение есть, вот это всё продай. А почему нищим-то?

Был в древности такой случай. Тогда это часто бывало: сначала уверует жена, а через некоторое время муж или наоборот. Но апостол запретил разводиться, если муж согласен жить с такой женой (а считали, раз верующая, значит придурочная), то и ладно, пусть живёт, не разводится. А потом муж и сам обращался. И вот, одному такому мужу что-то нужно было, а жена ему говорит: «А ты попроси у моего Бога». Ну, очень было нужно, он взял да и попросил. И на следующий день получил, что он просил. Он говорит: «Я получил, что хотел. Как мне отблагодарить?» – «У тебя, – спрашивает, – деньги есть? Ты можешь Богу вернуть деньгами». Он отвечает: «Есть. А где мне Его увидеть?» – «А пойди к церкви, увидишь нищих, отдай им все деньги». Он пошёл и отдал. Послушался жену. Представляете, свои кровные отдал. На следующий день получил вдвое больше. И постепенно стал христианином, поверив ей. Господь так сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Вот люди нуждающиеся, пожалуйста, помогай. Так Христос через одних людей помогает другим. Для этого не нужно второй раз приходить на землю. Для этого, собственно, Господь и Церковь основал. Нищих везде полно – и в метро, и там где останавливаются у светофора автомобили. Но больше всего в церкви. Обойдите Москву – и всегда у церкви стоят нищие. Почему? А потому что в церкви попадаются христиане, и они подают. И этим хорошо, и тем хорошо. Одни упражняют своё сердце в милосердии, в сочувствии, в победе над жадностью, а другие получают с этого пропитание или на выпивку. Так что вот, как всё Богом хорошо было устроено. Такой дар Он ему предложил: будешь Моим апостолом. И этот человек услышав сие, опечалился, потому что был очень богат (Лк. 18, 23). Чем больше у человека денег, тем тяжелее ему с ними расставаться.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 24-27). Да, сам спастись человек не может. Не может исправиться. Жадный не может себя исправить, чтоб стать щедрым. Болтун не может стать молчаливым, это невозможно. Только Бог может преобразить человека и переделать его настолько, что он будет прямо противоположным тому, кем он был до того. И вот это движение человека в сторону полной перемены на церковном языке называется покаянием. То есть человек меняет направление своей жизни.

Господь прекрасно увидел, что это великолепно воспитанный человек, любые отец и мать рады были бы, если б у них такой бы был сынок. И Господь, конечно, захотел, чтоб он стал членом Его Церкви. И Он ему сказал: «Приходи, когда раздашь всё своё имение, и следуй за Мной. Будешь апостолом». Нет, жадность пересилила. Потому что никакой религии не бывает без жертвы. Если кто-то хочет приблизиться к Богу, он обязательно должен жертвовать временем, своими силами. Вот, интеллигентные родители стараются своих детей развивать, напичкать их знаниями всякими, спортивными занятиями, музыкой. Чтоб и то, и то, и то ребёночек ухватил. А главное не это. От того, что человек стал музыкантом, он не станет лучше. От этого он не научится быть благодарным или совестливым. Это самая главная наука, которая меняет качество человеческой души. И Христос от нас всех хочет именно этого, от каждого, кто встал на этот путь преображения или, как в древности это называлось, просвещения. Просвещение – это не усвоение знаний, а это есть восприятие света Христова в своё сердце, который изменяет человеческую душу. И если мы хотим быть христианами, мы должны этот свет носить в себе. Начало этого света каждый человек получает в Святом Крещении, а конец – на небесах. Весь христианский путь укладывается в эти рамки. Первое пламешко Святаго Духа даётся Богом человеку в крещении, а потом он с помощью покаяния, как по ступеням, возносится на небеса.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 13

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо отец Димитрий.

    2. Галина:

      Спасибо Вам, о. Димитрий! Не перестаю удивляться тому, что Господь нас всех находит и ведет по жизни , и тому, что Он так устроил, что мы с Вами встретились. Это ведь значит, что Он на нас надеется, что мы поймем,как надо жить,и будем трудиться?

    3. Dmitry084:

      Помоги Господи отцу Димитрию из мух сделать пчел.

      • Галина Красовская:

        Верно. Дай, Боже, батюшке сил, здоровья, терпения, Твоим, Боже, промыслом преображать нас назойливых, никчёмный мух в пчелок небесных.

    4. Vladislavv:

      Сама Церковь является вратами в Царствие Небесное.

    5. Галина Красовская:

      Как же я далека от Того, к Кому стремлюсь…

    6. Галина Красовская:

      Батюшка, у нас у Церкви нет нищих, но часто, особенно в праздники, стоят упитанные, хорошо одетые цыганки с плакатиками болящих деток. Раньше осуждала и проходила мимо. Теперь подаю сколько могу и не осуждаю. Правильно ли я поступаю? И не грешу ли тем что в душе не верю им? Прости меня, Боже, помилуй. Как же я далека от того, к чему стремлюсь.

      • Albin:

        Галина! Хочу поделиться своим опытом решения вопроса о милостыне, следуя давнему совету о. Димитрия. В нашем приходе есть многодетная семья, 5 детей и скоро родится еще двойня. Каждое воскресение я собираю для них пакет с продуктами. Когда был новорожденный ребенок, обязательно покупала детское питание. Теперь спокойно прохожу мимо нищих. Можно регулярно помогать каким-либо престарелым соседям, кому трудно живется.
        Храни Вас Господь!
        Алевтина

        • Галина Красовская:

          Спасибо, Вам. Алевтина, Вы хорошо мне подсказали! Поделюсь своим опытом, может кто прочтет, тоже сможет просто помогать. Мы с мужем бабушку из Церкви отвозим домой и женщину, которой тяжело передвигаться, отвозим в Церковь, и из Церкви. Это просто помощь своим прихожанам, которые в ней нуждаются. Спаси и помилуй нас, Господи.

      • Александр, Москва:

        Извините, что за батюшку пытаюсь ответить, но слушаю о.Димитрия давно,а он часто на эту тему говорил.
        1. Батюшка не подает таким профессиональным цыганкам и цыганам.
        2. Как часто говорит батюшка, «милостыню надо творить так, чтобы она вспотела в твоей руке», имея в виду, что прежде, чем кому-то дать милостыню, надо не раз и не два обдумать, причем с усердием. А тому ли мы даем? На что пойдет эта милостыня? Действительно ли этот человек нуждается, не профи ли он? Ведь милостыню надо давать не для того, лишь бы отвязались, для проформы, для галочки, а чтобы сделать доброе дело, чтобы она пошла впрок.
        Кстати, читал в прессе, что где-то за границей умерла профессиональная нищая, она все время побиралась, и у неё обнаружили после её смерти несколько миллионов долларов.

    7. Юлия Л:

      Заходят вчера родители с ребенком в Храм.В это время пел хор.Секунд через 15 ребенок кому-то из родителей говорит»как они красиво поют»,интонацией отмечая,что он просто в полном восторге.Ему меньше двух лет, он еще и говорить четко не научился.

    8. Юлия Л:

      Спаси Господи,батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.