Проповедь о нехристианских чувствах
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 22 декабря 2018 года, по евангельскому эпизоду с плачущей Марией Магдалиной у гроба Иисуса [Ин. 20, 11-18].

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру (Ин. 20, 1-2). А позже она стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса (Ин. 20, 11-12). Почему она плакала? Потому что она его любила. Примерим эту ситуацию на себя, она совершенно не переживаемая. Представьте, у вас кто-то умер из родных вам людей, которых вы любите уже достаточное время, как вот Мария любила Спасителя на протяжении трёх с лишним лет. И вот, Он умер, она это пережила, приходит ко гробу, а тела нет. Представьте себе, вот назначили вы похороны, всё приготовили, приходят ко гробу, а тела нет. Ситуация, которая совершенно вводит в шок. И вот она была в таком состоянии. Поэтому нет ничего удивительного, что она стояла и плакала. И как Господь отнёсся к проявлению таких естественных человеческих чувств? Он ей в этом решил помочь. Он послал двух Ангелов, которые сели в изголовье того камня, где тело лежало, и у ног. Когда она вошла, их сияние осветило это тёмное место, потому что гроб был выкопан в пещере.

И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13). Они её спрашивают не потому, что они не знают, что Христос воскрес, они дают такой наводящий вопрос. Учителя, бывает, ученикам такой задают, чтобы помочь достать из головы, что он знает, но от такой растерянности мог и забыть. Наводящий вопрос наводят человека на истинный ответ. И Ангелы так же и поступают с Марией Магдалиной.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего (Ин. 20, 14). То есть Он не сразу ей явился, а в несколько этапов. Первый этап – это отваленный от гроба камень. Может быть, вспомнит, что Господь говорил много раз, что Ему надлежит в третий день воскреснуть. Второй этап – это уже видение Ангелов и беседа с ними. Третье – это когда она уже повернулась и увидела силуэт своего любимого Учителя. Она, конечно, Его сразу не узнала, потому что против света было это видение.

И тогда Господь идёт дальше, Он говорит: жена! Что ты плачешь? (Ин. 20, 15). Он говорит те же самые слова, что и Ангелы, что может натолкнуть на мысль, что, может быть, это ещё один Ангел.

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! (Ин. 20, 15-16). Так вот постепенно Он её готовил к тому, чтобы она восприяла весть о воскресении. Она первая из людей, которая узнала с помощью Божией, что Он воскрес.

Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 16-17). То есть Он уже в следующий раз посылает не Ангелов, а её саму. Она исполняет роль Ангела, который приносит другим ученикам Христовым вот эту весть о Воскресении. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 18).

Описано так всё просто, Как будто это обычное дело. Опять же, на себя это примерим. Человек умер, потом тело куда-то унесли, потом Он приходит, раскрывает Себя, она узнаёт Его, с ней беседует, и Мария исполняет послушание. А вот если б с каждым из нас такое бы было? Это всё близко к обморочному состоянию, и вообще с ума сойдёшь. Поэтому Господь, чтобы не подвергать Своих учеников дополнительным испытаниям, готовит их очень постепенно. Это о чём говорит? О том, что Господь знает природу падшего человека, знает, что человек обычно не может концентрировать внимание на чём-то важном. Он обычно живёт одним днём, своими переживаниями, очень быстро забывает, что можно, что нельзя, делает всё не так, потом жалеет об этом. И он всё время в колеблющемся положении. Такие люди, которые от начала до конца тверды во всём, конечно, тоже бывают, но это чрезвычайная редкость. Обычно шаг вперёд, два назад, полтора опять вперёд, потом ещё вперёд, три назад – и так всю жизнь. В этом ничего особенного нет. И то воцерковление, которое мы проходим, может помогать нам в том смысле, что мы укрепляемся в вере. Что это значит? Что такое вера? Каждый из здесь присутствующих убеждён, что Бог существует. Но этого недостаточно, из этого ничего не вытекает. Почему? Потому что всё равно живём как душе заблагорассудится. У нас бывают христианские поступки, но в целом мы живём не по-христиански. Почему? Потому что у нас чувства не христианские. Вот у Марии Магдалины были христианские чувства, хотя если бы она уже была человек крепкий в вере, понятно, что она на гроб бы с утра не бегала. Она твёрдо бы знала, что Господь воскрес, бегать туда незачем, потому что Его там нет, надо ждать, пока Он захочет выявить Свою волю. Но так как она была обыкновенный человек, её чувства вылились не в разговоре, не в посещении знакомых, чтобы поделиться своей скорбью, она побежала на гроб, чтоб быть поближе хотя бы к телу и восполнить недостающие обряду погребения всякие манипуляции. Купила благовония, чтобы сделать всё как положено. Вообще вот эти все погребальные обряды помимо того, что они имеют символическое значение, выполняют роль психотерапии. Человек отвлекается на то, чтобы на поминках народ накормить, и полегче первые дни переживает.

В Писании Сказано: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5), Господе нашем. Чтоб быть христианином, надо чувства внутри себя иметь такие же, как и во Христе. Это чувство сострадания, ненависти ко лжи, это любовь к справедливости. И так стараться поступать. Скромность, смирение, терпение. Вот эти чувства. А у нас вместо этого всё другое, что ведёт нас вдаль от того, чему учит Христос. Чувства – это то, что вообще нами руководит. А от того, какие чувства нами руководят, зависит вся наша жизнь.

Например, чувство гнева. Недаром давно замечено, и в Писании об этом сказано: гнев <...> не творит правды Божией (Иак. 1, 20). Когда человек в гневе, он может что угодно сделать. Есть чувства, которым нельзя следовать. Например, зависть. Или чувство мести, вообще сатанинское такое чувство. Тот, кто учит мести, должен знать, что он ученик дьявола. Это очень важно, чтоб потом, когда окажешься по ту сторону жизни, не удивляться, что тебя встречают бесы, потому что ты им родной. И так во всём. Только если мы изживём в себе все нехристианские чувства, например, лень, равнодушие, подлость, многоглаголание, мы сможем стать христианами. Потому что человек руководим чувствами. И от того, чем отравлены наши чувства, чем мы руководствуемся, и зависит, человек христианин или нет. Нельзя просто выучить чувства и им следовать. Нет, тут нужно изменить свою природу. И вот это изменение природы с чувств дьявольских на чувства христианские, кто не знает, пожалуйста, это называется покаянием. А не то что там «творожку поел». «Утром проснулась и забыла что пост и съела творожку» – «Ну ела-то с удовольствием?» – «Да». Ну тут нет никаких чувств, кроме удовольствия, а удовольствие – это вещь вполне естественная. Забыла? Ну по немощи. В этом нет проблемы. Проблема возникает тогда, когда позвали куда-то в гости, а там люди не постятся, а ты: «О, заодно и поем, ведь не будешь же отказываться в гостях». Вот уже тут начинается какое чувство? Лукавство. Потому что всегда можно не объесться. Но человек начинает пользоваться ситуацией, сам себя прощает. Когда человек сам себя прощает, это лукавство. Ну и кого ты обманываешь? Господа Бога? Неужели мы думаем, что для Бога очень важно, что мы едим? Нет, для Бога очень важно, что мы чувствуем. И поэтому Господь нас промыслительно ставит в разные жизненные ситуации, чтобы глядеть, как Его дети вообще пользуются Евангелием. В той или иной ситуации Господь-то знает, как надо поступить по-христиански. А как мы поступаем? Вот выправление это с чувств нехристианских на чувства христианские и есть покаяние. И у этого покаяния бывают и плоды – человек изменяется. А большинство никак не изменяется. Как родился, так это всё и идёт. А первый возглас Господа к нам и первое Его пожелание, и это самое важное, что Он хотел до нас донести: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Спаси Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. dpm:

      Дорогие Галина и Галина Красовская,
      не волнуйтесь, батюшку наша невинная переписка никак обидеть не может. И я сомневаюсь, что он читает комментарии. Я больше того скажу, я почти уверен, что о. Димитрий хотел бы, чтобы мы так же часто, как смотрим видеоблог, ежедневно, открывали Евангелие и труды святых отцов, молились когда и сколько положено. Тогда, со временем, по мере духовного возрастания, зависимость от проповедей ослабнет.
      Помоги нам в этом Бог!

    2. Галина Красовская:

      Я поняла почему я сново и сново захожу сюда что бы послушать батюшку. Его СЛОВО помогает мне укрепиться в вере и не свернуть с пути. СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

    3. dpm:

      Ирина — молодец! И вовсе даже не невпопад ляпнула. Я тоже про заповедь сразу подумал. И нечего прощения за Ирину просить, дорогая Галина. :)

      • Галина:

        Ух,как вы с Ириной лихо всех хотите научить! Только,увы,сами не знаете чему. Потому что Галина обратилась совсем не к вам.А уж комментировать то, что адресовано о. Димитрию, не только не по-христиански, но даже просто некрасиво и по отношению к батюшке тоже.

        • Галина Красовская:

          Спасибо, Галина, за поддержку.
          Но я сама не уверена в своей правоте. Время покажет. Всех люблю.

      • Галина Красовская:

        И Вам спасибо. Учите меня грешную. Думала, что за всех нужно просить прощения и для всех просить милости от Господа.

    4. Галина Красовская:

      Спасибо, батюшка. Без Ваших проповедей, ответов ни дня не могу. Может это уже ненормально? Господи, прости.

      • Irina L:

        Таки дерзну, Галина. Обратите внимание на вторую заповедь Моисея. А заодно и третью.
        :) И не обижайтесь. Я иногда могу ляпнуть невпопад.

      • Olga An:

        Галина, и у меня такая же » проблема», если можно так выразиться: каждый день прослушиваю, просматриваю записи блога, настолько всё мудро и понятно, и интересно…

        • Галина Красовская:

          Слава Богу, что мы здесь. Что Господь Словом батюшки просвещает наши очи сердечные.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.