Проповедь о Божественной благодати и тщеславии людском
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) 18 января 2019 года.

Сегодня, когда мы служили службу Сочельника Крещения Господня, говорили о том, что Христос для того преклонил небеса, сошёл на землю, родился в пещере как Младенец, чтобы в Себе Самом соединить божество и человечество. Вочеловечение Христа – это для нас непостижимая вещь, потому что Бог – вечный, безначальный, бессмертный Дух. Ни один Ангел не может видеть Бога, потому что природа Божества по сравнению со всеми другими природами являет собою гораздо более тонкую субстанцию. Поэтому, говоря философским языком, Бог трансцендентен всему живому, Он сам Творец. Мы не можем представить такую картину, что сидит гончар, на гончарном круге лепит горшки, а горшок ему говорит: «Слушай, ты вот тут вот поправь» или «Ручка у тебя какая-то маленькая, пальцу неудобно, сделай пошире». Горшок, как пенёк, может сидеть на том круге и молчать и ждать, что с ним сделают. Потому что горшок даже не видит самого гончара. А Бог как гончар этого гончарного изделия совершенный, Он не может сделать ошибку. Человек по своей гордости и бесконечной глупости всё время критикует Бога: «не так, не правильно». А некоторые вообще: «Ну где же ваш Бог?» А где ваш? Потому что человек – бесконечно тупое, падшее существо, которое не в состоянии понять эту тайну Божию, для чего Господь пришёл. А Он пришёл спасти. Христос однажды сказал Своим ученикам: Я есмь лоза, а вы – ветви (Ин. 15, 5). Он хочет, чтобы приросли люди через веру к виноградной лозе, ко Христу. И тогда что произойдёт? Как происходит со всеми прививками – сок от лозы потечёт в капиллярах других ветвей, и они наполнятся этим соком, который есть благодать Божия. И в человеке начинается жизнь Христова, благодати Божией. Эта виноградная лоза благодать Божию разносит по человеческому естеству. Какие есть источники благодати Божией? Один из них – слово Божие.

Сегодня у одной женщины спрашивают: «Ты Евангелие давно читала?». Застеснялась и молчит. Это о чём говорит? Что она не понимает, зачем это нужно. А читать ей трудно. Искать знакомые буквы – это ещё можно, а прочесть, да ещё понять, что это такое: вышел сеятель сеять (Мф. 13, 3), что это значит, что за этим стоит – это уже труд. А трудиться никто не хочет, особенно умом, поэтому так много людей которые работают лопатами. И как мало людей, которые работают головой! И совсем мало людей, которые работают сердцем. Это вообще штучный товар. Я так думаю, что на каждый храм наберётся не больше трёх человек. Но это, конечно, и есть золото Церкви. Всё остальное – руда. Я тут смотрел телевизор, показывали, как мишки ездят на велосипедах в цирке – не каждый человек так прокатится. Так ловко! Ножки короткие, а так мило ездят, без ошибок, да ещё по кругу. Это совсем не просто – баланс держать. То есть медведя можно научить ездить на велосипеде. Конечно, лопату ему сложней держать, но какое-нибудь приспособление можно устроить. А вот трудиться сердцем – это нужно ещё понять, что это значит. Большинство людей не понимают. Я как человек, который вынужден иметь дело с сотнями людей, вижу, что основная масса людей умирают от тщеславия. Святые отцы называли тщеславие бурей, которая началась уже в гавани. Человек может что-то такое делать и хорошее, и приятное, и правильное, но тщеславие всё губит. А что такое тщеславие? А человек не может не рассказывать о своих детях, не может не рассказывать о том что он сделал. Он всё время хвалится. Всё время начинает исповедь с того, какой он хороший. Но исповедь – это же не доска почёта. Я понимаю, все советские люди, все сами себя вешают на доску почёта, все говорят: «а я», «а я», «а мы».

Тут есть у меня одна подруга, которая за одну исповедь – я однажды насчитал – 24 раза сказала «я». После этого нужно уже удавиться, потому что никакой воспитательный процесс невозможен. Потому что Христос сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). А она совершенно наоборот, всё «я», «я». А потом ещё говорит: «Я, к сожалению, всё время осуждаю». Понятно, это твоя жизнь. Раз ты так прекрасна, значит все остальные-то ужасны. Так для красного словца можно сказать: «я осуждаю», но себя-то осудить невозможно. Почему? «Да я всё правильно делаю!» И так некоторые и говорят (не некоторые, а большинство): «Ну как тут не осуждать!» Ну как тут не зарезать! Ну как тут не удавить! Ну как тут не обокрасть! Ну как тут не обматерить! Человек сам себя объясняет, почему он так поступил. Но это совершенно неинтересно. Интересно, когда человек управляет своим сердцем и направляет его туда, где бы хотел видеть это сердце – к Богу. И человек ходит в церковь, сосисочку не кушает в Сочельник и считает, что это он сделал что-то великое – откусил и положил, остальное не стал есть. Какой страшный подвиг! Александр Невский просто! 28 панфиловцев! Не докушал сосиску, остановился в такой страшном грехе невозможном! Нет больше греха, чем сосиска, сделанная из тухлятины, которую наша пищевая промышленность с помощью рекламы тебе навязывает, чтоб ты её съел. А лучше бы ещё, чтоб детям ты её вкрутил, чтоб они привыкли, чтоб они её любили. Называют разными хорошими словами: это «Докторская» – съел и выздоровел. Слава Богу, что не подох. И вот в этом мы и барахтаемся. И думаем, христианство состоит из колбаски, из того, как мы боремся за правду, ещё из чего-то. А первое упражнение христианина должно заключаться в том, что он научиться молчать.

А мы, наоборот, когда нужно нам говорить, молчим. Например, наш ребёночек или внучок безобразно ведёт себя в храме. Надо его остановить, вывести из храма, сказать: «В храм больше не войдёшь, потому что ты неприлично себя ведёшь». И так раз 16, пока не усвоит. А если капризничает, сказать: «Иди домой». Всё, пусть орёт там. Раз, два. На третий он поймёт. Дети – очень умные существа. Как специалист говорю, что гораздо умнее взрослых и в сорок раз умнее бабушек. Потому что у бабушки уже всё давно кончилось, ничему путному они научить не могут. Потому что бабушка не может сдерживаться ни в чём – ни в телефонном разговоре, ни в том, чтоб не учить родителей при детях, ни в том, чтоб не ругаться со своим дедушкой. Ей уже 80 лет, а она всё учит, учит, учит – не может остановиться. Она задыхается от собственного тщеславия. Почему? Она не христианка. «А я, – говорит – крещёная». Ну и Гитлер крещёный, и Сталин крещёный, и Ленин крещёный, и Берия крещёный. Вообще, крещёных у нас в стране – пруд пруди. И все крещёные. И что? И Иуда крещёный. Не знали? Как миленький. Все крещёные. И мы крещёные. Но нужно-то не быть крещёным. Вот то, что происходит на Украине – это что, некрещёные всё делают? Крещёные. Некоторые по два раза.

Так что вникнуть мы можем – и это то, что от нас Господь ждёт – только через то, чтобы понять Евангелие. Потому что Евангелие написано Самим Богом, пусть Он и пользовался руками апостолов. И через Евангелие мы можем понять, что Он от нас хочет. И это мы никак не обойдём.

Поэтому нынче праздник торжества соединения Божества, Которым всё создано, и человечества. Из тех людей, которые пошли за Ним. Куда? В «Пятёрочку»? Чтоб выбрать сосиски себе повкусней, помолочней? Нет, пошли на Голгофу. Все ученики Христовы за редким исключением умерли за Христа. И теперь сравните свой подвиг – полсосиски за спасение души. Это просто смех, это издевательство. Настоящий христианин и днём, и ночью, и утром, и вечером готов умереть за Христа и лишиться всего. Некоторые стонут: «Ой, мне уже 30 лет, а у меня нет семьи» А что ты с ней будешь делать? Чему ты дурочка, будешь учить своих детей? Ты же ничего не понимаешь. Ты же вся умираешь от тщеславия, тебе же главное – чтоб ни одной морщинки не было на чулке. Потому что с нераскрашенной мордой ты даже не можешь выйти на улицу. Тебя это заботит. А что скажут? А что подумают? А как они воспримут? И самое потешное – как ты выглядишь? Будь ты последняя скотина, уже умершая от тщеславия полудохлая, курица лежалая, но главное – как ты выглядишь. «Ой, как тебе хорошо!» Главное – выглядеть. А то ,что у тебя внутри и чем это внутреннее пахнет – это просто страшно. Но все усилия – по поводу внешнего. А Христос говорит: «Очистите внутренние скляницы вашей души» (см. Мф. 23, 36). То, что внутри. Бог что, смотрит на то, как ты оде, как ты выглядишь? Что они скажут? Кто «они»? Как фамилия? Сколько лет? Какой ИНН? Где адрес? Нет, «а вот она скажет». Что за забота? Забота очень простая – мозги перевёрнуты совсем. Не у одного-двоих, у подавляющего большинства. И это большинство подавляет всё. Подавляет семьи, подавляет детей, не даёт им жить, оно убивает всё вокруг. Везде ложь, обман, халтура, враньё бессовестнейшее. Просто бессовестнейшее. Некоторые даже уже не могут отличить правду от лжи, настолько привыкли врать во всём и думают, это ничего. Придумали даже всякие хитрости: ложь во спасение. Ах! Замечательно. Ну и ври дальше. Молчать надо и никого ничему не учить. Почему? Сам дурак. Вот с этого начинается христианство.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. Марина:

      Спасибо отец Димитрий! Прекрасная проповедь! С Праздником Богоявления!!

    2. Алексей:

      Спаси Господи!

    3. nikolay160877:

      У меня знакомые»глубоко верующие» Знают с как правильно свечу зажигать,к какой иконе прикладыватса,ну и так далее.Так как то раз, давно уже, дал им послушать проповеди Дмитрия Смирнова,ох и корёжило же их,самые мягкие слова были,что священник не «должен»так разговаривать,а я нашёл и слушаю «непонятно что».

      • Галина Красовская:

        А нам нравиться. Правда? А как начать лечиться без диагноза? Измучили болезни душевные. Помоги Боже излечиться.

    4. studio57:

      Это почище Крещенской проруби, с ледяной водичкой….отрезвляет, укрепи нас Господи!!!

    5. Юлия Л:

      Спаси Господь Вас,батюшка Димитрий.

    6. Oleg.T:

      Это и есть настоящее слово священника.Без заискивания перед паствой мол какие вы все хорошие что здесь собрались.Службу отстояли.А кто даст нам возможность увидеть себя со стороны ? Как мы будем бороться со страстями в себе ? Кто назовёт вещи своими именами ? Будить,отрезвлять,открывать глаза,вскрывать гнойные раны души.А мы прельщаемся добрый батюшка тешит наше себялюбие как благочестивых христиан.Когда мы забудем уже о себе и вспомним прежде всего о Господе. Он ведь как и ветхозаветные пророки говорил как есть правду т.е истину.Вера должна вести священника,а не мирские интересы.Большой приход или малый,бедная церковь или богатая.Господь управит.Кто будет бороться за душу человека в самом человеке ? Спасибо за слово горячее, не найду другого слова как мирского-так держать.Стыдно за себя, плакать нужно, вы спасаете нас обличением как огнём очищаете.Помоги нам Господи.Храни вас Господь.

    7. Галина Красовская:

      Батюшка, радование и спокойствие мое. Послушала, умилилась. Что значит мое недовольство и возмущение из-за двух вёдер крещенской водички, которые пришлось нести и отвозить для глубоко воцерковленной дамы, в сравнении с этими сосисками?! Много во мне туфты еще, коль позволила себе слабость раздражаться. Спасибо Вам.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.