Проповедь о воспитательной жизни
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 26 января 2019 года

Мои дорогие, я уже как-то вам говорил, что то ли в прошлом году, то ли даже в позапрошлом я где-то вычитал, что есть такая поговорка африканская: чтобы воспитать человека, нужна одна деревня. Раньше все люди жили такими общинами. В Африке и сейчас так живут. Какие-то следы этих общин – даже и называются «общтина» – есть в Сербии, в Черногории. И вместе празднуют праздник общины. Каждый знает своих родственников, в отдельных случаях до седьмого колена. Очень интересное явление. Но это у наших горцев тоже это явление наблюдается. Вообще, в горах это довольно частое явление, потому что люди живут компактно. Наш Кавказ вообще уникальный – там около двадцати языков различных. Вот, два села, из одного видно дома другого, а у них не только языки разные, но даже лингвистическая группа языка совсем другая. Как так случилось? Они не общаются. Они общаются своим кланом.

Теперь вернёмся к одной деревне. Вся деревня занимается воспитанием всех детей. У меня на лестничной клетке живёт четыре семьи, и только одну женщину я знаю по имени, живём мы больше 10-ти лет точно. Они меня знают по известной причине, а так... Поэтому, если там что-то случится, я ничьим воспитанием не занимаюсь. Если только человек сам придёт. Я и сирот не воспитываю. Но если какая-то маманя придёт или бабушка приведёт сироту бездомного, мы его берём и с этого момента начинаем воспитывать. А до этого гуляй где знаешь, потому что невозможно одному человеку воспитать всех сирот, да и не нужно. Сколько Бог послал, столькими и занимаемся. А вот действительно воспитать человека можно только всем вместе в этой большой семье.

Раньше в России каждая область имела даже свой язык, который отличался. Даже сейчас следы этих языков остались. Во Владимирской области говорят так, а, допустим, в Мурманской иначе, а в Вологодской по-другому. Отличается говор. А так были языки, даже имели слова, которых нет в другом, так сказать, сообществе. А сейчас телевизор, радио всё снивелировали. Приезжаешь во Владивосток, а оттуда в Калининград – люди говорят на одном языке, всё вот это богатство языковое пропало, исчезло. И исчезли деревни. И поэтому родителям чрезвычайно трудно воспитать своих детей. Поэтому большинство родителей перед этой задачей отступают, бросают это воспитание и на школу надеются.

И, конечно, воспитать христианина – задача непосильная. То есть человек вырастает до 12-ти лет – и всё. Очень трудно. Во-первых, само христианство очень трудное. Очень трудно понять из Евангелия, что Бог хочет от человека. Всякую ерунду – искупаться на Крещение, или свечку поставить, или записку подать? Ну, для обезьяны такие упражнения простые. Это легко. А понять, что Создатель вселенной от тебя хочет и что Он хочет, чтобы ты воспитал из своей дочки и своего сына – это чрезвычайно трудно. А нет ничего труднее на земле, чем думать.

У большинства людей мыслительная способность разрушена – и у женщин, и у мужчин. Они боятся даже чему-то учить детей, потому что хоть они и учились в школе, но ничему не научились. Большинство людей проводит в школе целое десятилетие и ничему не научаются. Знаете, я исповеди читаю – Господи помилуй! – как будто они их той африканской деревни. Это вот так они пишут, так они знают правила своего родного языка, и так далее. Если б это не были слёзы, то это была бы умора, цирк. Но даже если в цирке это показать, никто смеяться не будет. Почему? А не знают, над чем тут смеяться. То есть человек ничего не понимает, он совершенно умственно не развит. Поэтому многие так говорят: «Я вот читаю Евангелие, ничего не понимаю». Я тебя понимаю. Сказано: вышел сеятель сеять (Мф. 13, 3) – ничего не понимаю! Ну как это – сеять вышел и сеет? Ничего не понятно! То ли дело – сел в автомобиль и поехал. Или взял, погоду набрал: «В Москве 19 градусов» – а нос высунуть в форточку своей «Победы» невозможно. Вот, собственно, и всё. Простые навыки обезьяньи человек осваивает с трёх лет. Потому что в три года человек – уже вполне сформировавшаяся обезьяна. А вот понять, как это всё устроено, могут только некоторые. Поэтому ещё апостол Павел, провидя на две тысячи лет вперёд, сказал, что женщина спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15). Обезьяна тоже рожает обезьянок. Не об этом речь. Родить и воспитать – вот что важно. Родила и воспитала наркомана – кому это надо? Горе одно. Родила и воспитала идиота – ну кому это надо? А вот родить и воспитать человека, который различает где добро, где зло, знает, как уклониться от зла, как приобщиться к добру, это совсем другая уже задача, очень сложная. Та женщина и тот мужчина, которые этого достигнут, спасают свою душу. Есть древняя латинская пословица, ей больше двух тысяч лет: уча мы учимся. Когда человек учит, он учится и сам. Возьмите мальчонку, пройдите с ним программу десятилетней школы, или одиннадцатилетней – кому как нравится. Чтобы пройти эту программу, нужно три года. Одиннадцать лет там нечего делать. Но ты пройди всё. Представляешь, и ты будешь это всё знать. Что-то вспомнишь, что-то выучишь и ему опять преподашь. И ты будешь вот этим микроскопическим знанием обладать. Но людям-то не это интересно. А нужно что? Пожрать, что-то на себя напялить и быть как все. А все обезьяны. Вот поэтому очень трудно воспитывать детей. И поэтому такой неуспех. Обращаюсь к вам: милые, а где ваши дети? Они дома. А что они там делают? Они делают уроки. А что в этих уроках? В этих уроках ничего, потому что мы даже проверить не можем, мы ничего не понимаем. Вот такая проблема. Следовательно, наша с вами воспитательная жизнь не имеет никакого смысла. Мы можем только раздражаться и орать. Вот, собственно, и всё воспитание. А раздражаться и орать – это антивоспитание. Поэтому мы все ни родители, ни воспитатели, а, не хочу обижать, но с точки зрения педагогики – чистые уроды. И девочки, и мальчики, и бабушки, и дедушки. Ну дедушки вообще молодцы, они удалились от процесса, у них там рыбалка, гаражи, футбол – замечательно! Как моя мама говорила, тупая игра. Ну взрослые мужики, такие красивые все, лупят по мячу. Мяч один, а их двадцать человек. Умора просто! А потом ещё запишут на плёнку и прокручивают. Они с этого кайф получают. Вместо того чтоб работать, они мяч гоняют. Да, вот такие дела.

А равноапостольная Нина одна обратила к Богу целую страну. Эта страна – Грузия – до сих пор ей благодарна. А прославляют её не только в Грузии, но и у нас в России, потому что грузины-то забыли но вообще-то там триста лет была Россия. Если б не Россия, никакой бы Грузии не было в природе. Может быть, в твух-трёх сванских деревнях ещё сохранялся бы сванский язык, а никаких кахетинцев, мегрелов бы не было, всех бы турки вырезали. Ну, они очень благодарные, поэтому за деньги готовы продаться америкосам, хоть базы построить. И Саакашвили – ну, он сумасшедшенький такой – даже решил воевать с Россией. Убил наших миротворцев несколько десятков. Это в благодарность за то, что сохранили грузин на земле, чтобы жили, чтобы театром занимались, музыкой. Как грузины поют! Божественно. Всё это было сохранено. Благодарность, как всегда, одинакова. Почему? А дети всегда неблагодарны, потому что они думают, что это всё с неба валится само. Нет браток, ты пойди поработай, тогда узнаешь, что это такое – хлебушек есть, как это на него масло намазывают, и прочее.

Взирая на образ святой равноапостольной Нины, молясь ей, прося у неё помощи, читая её житие, мы можем узнать, как нужно воспитать не только семью царя, но и весь народ, и стать для всех примером. Вот тогда, может, её светлый образ нам поможет и своих деток, которые в ареале нашего влияния, к чему-то доброму сдвинуть. Нет, не воспитать, это обречено, но хотя бы в чём-то сделать лучше.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Irina L:

      Не проповедь, а акварельный набросок. Или хокку.
      Отец Дмитрий, конечно, гроссмейстер.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.