Проповедь о тех, кто встретился со Христом
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая 15 февраля 2019 года на праздник Сретения Господня в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, по евангельскому эпизоду о встрече праведного Симеона с Мла­ден­цем Хри­стом [Лк., 2, 25-32]..

С праздником, дорогие сёстры и немногочисленные братья! Это не смешно, это наша национальная трагедия.

Вот как евангелист Лука описывает то событие, которое у христиан стало праздником: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева (Лк. 2, 25). Чем бы мог бы Израиль быть утешен? Только одним – приходом к Израилю Мессии, по-еврейски, Машиаха. Это тот Помазанник Божий, Который бы воцарился в Израиле и покорил бы ему все народы. Каждая семья жила этим ожиданием. Проходили годы, десятилетия, века, а Его всё нет и нет. Почему? Некому было в Израиле Его встретить, и не было той, Которая могла бы Его произвести на свет. И вот, это случилось. Симеон многие десятилетия ждал и дождался, и Дух Святый сказал ему, чтоб он шёл нынче в храм. Он пошёл и увидел Царя Израилева. Только не знали они, не понимали то, что говорили пророки – что Царство это не от мира сего. У этого Царства не будет ни прокуратуры, ни полиции, ни армии, ни финансовой системы. Это Царство Небесное. Вот какое Царство уготовал Мессия для Своего избранного народа. Поэтому когда Он пришёл, Он Израилю не подошёл. Он не понравился настолько, что они решили Его убит той казнью, которая применялась только к одним бандитам, разбойникам, ворам, насильникам – распяли Его на Кресте, как беглого раба, хотя Он был Царём вселенной.

Дух Святый был на нем (на Симеоне). Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 25-26). И вот, он увидел. Увидел и разглядел главное – что Царство, оказывается, Небесное. И вот, Мессия перед ним.

Пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд (Лк. 2, 27) – принести за Него жертву в Храм, две птички, так как Ему уже исполнился 40-й день. Если посмотрим на календарь, узнаем, что после Рождества нынче как раз 40-й день. И вот, они для этого пришли, чтобы положенную жертву принести на Храм.

Он (Симеон) взял Его на руки, благословил Бога и сказал – он ещё, конечно, не знал, и это израильтянам было довольно трудно вместить, что Тот Мессия, Который к ним пришёл, и был Сам Бог, только сокрыт под образом человека. Это Сам Бог пришёл, чтобы возвести Израиль на небеса. Но раз Израиль не захотел, то апостолы, ученики Христа, из которых Он создал Церковь, пошли к другим народам для просвещения их светом Христовой истины. Уже через тысячу лет и наш народ дожил до того, чтобы другие апостолы, ученики учеников, пришли и просветили нас. Начали по обычаю с князя и с его дружины. А что такое дружина? Вооружённые силы. Поэтому крестили князя Владимира, который настолько переменился, что его народ назвал Красным Солнышком. Понимаете, вот об этом Красном Солнышке народ всегда мечтает, чтоб им правил человек с таким качеством души, так же исполненный теплоты, любви, как солнышко, от которого и свет, и тепло. И таким явился князь Владимир после крещения. Совершенно изменился человек, абсолютно покаялся, переменил свою жизнь, даже отменил смертную казнь тогда на Руси, не наказывал разбойников. Дошло до того, что епископы, священники, которые пришли из Византии, совершившие над ним Таинство крещения, говорили: «Нет, князь, так нельзя, потому что есть масса людей, от которых ты должен свой народ защищать». А ещё он постоянно устраивал пиры, где кормил тех, кому нечего есть: и больных, и старых, и немощных. Поэтому народ и прозвал его Красным Солнышком как единственную надежду.

Сказал (Симеон): Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое – увидел он, с Кем пришло спасение – которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2, 28-31). Замысел у Христа был какой? Начать с Израиля, а потом просветить все народы через Израиль. Потому что все народы, наш-то подавно, были язычниками: поклонялись истуканам, жертвы приносили бесам. Ещё царь Давид об этом написал. Вот сейчас очень многие русские люди объявляют себя язычниками, возрождают на пустом месте старые языческие обряды, от которых Русь отказалась тысячу лет назад. И проповедуют религию языческую, которая есть перед Богом мерзость и есть предательство Бога. Но ничего не сделаешь, коммунистическая зараза христианство вытравила. Но не полностью, вот мы, слава Богу, с вами остались христианами, несмотря на то что с детского садика нас преследовал портрет дедушки Ленина, а потом пионерия, комсомол и, прости Господи, членство в партии. Но тем не менее ещё вполне достаточное количество христиан, которые устояли в христианстве. Но не все. А язычество приносило в жертву людей. Язычники – убийцы. И до сих пор действуют они, даже у нас в столице храмы поджигают. Им это всё ненавистно. Они действуют как ненавистники Церкви Божией. Хотя если так посмотреть, они все крещёные, потому что папа с мамой крестили. Но много было крещёных вообще в мире и садистов, и сатанистов. Даже сам Карл Маркс в 17 лет крестился, а потом отрёкся от своего крещения и стал сатанистом. И мы пожинаем плоды этого учения о том, что человек – это всего лишь экономическая функция.

А вот Симеон две тысячи лет тому назад увидел очами спасение Господне, которое Ты (Христе) уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 31-32). И бывшие язычники постепенно становились христианами. У нас на Руси крещение длилось девять веков. Последние крестились якуты, камчадалы, крестились эвенки, крестились ханты, крестились манси. И все народы, которые жили на окраинах Руси, были язычниками. Сейчас у них язычество тоже популярно. Они считают, что Бог очень любит, когда в бубен играют. Они прыгают вокруг огня, бьют в бубен, что-то бормочут, но не знают, что обращаются к бесам. Они думают, это просто духи. Тех духов, которые живут в атмосфере, называют духами злобы поднебесной. Это духи дьявола, его слуги.

И вот, произошло это удивительное событие: Симеон дождался и увидел своё спасение. Многие люди к этому долго идут. Некоторых я знаю, которые по сорок лет ходят в храм, а так с ними ничего и не происходит: как осуждал, так и осуждает, гневается, как гневался, как сплетнями занимался, так и сейчас самый интерес – посплетничать. То есть ничего не происходит. А почему? Потому что не понимают Евангелие. Евангелие начинается с того, что пришёл Христос и сказал: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Они этого не чувствуют, не ощущают. Они думают, что Христос пришёл для того, чтобы мы по средам и пятницам не ели молочка. Вчера одна молодая женщина говорит: «Ой, а я мясо ела». Человек думает, что кусок мяса заслонит вход в Царствие Небесное. Это какой же нужен кусок мяса?! То есть люди не понимают, что нужно Богу, что Он не гастроном, который нам готовит диету, и что покаяние – это не колбасу не есть в пост. Конечно, у нас есть посты и большие и маленькие, и тот правильно делает, кто их соблюдает, но не ради этого Он кровь проливал, а ради того, чтобы увидели мы, как мы Ему дороги. Потому что, как апостол говорит, едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 7).

Вот вы обратили внимание, у нас новая икона Павлина Милостивого. Каких только чудес он не совершал! И сирот собирал на улицах, их усыновлял, кормил, поил, одевал. И был он одним из самых образованных людей своего времени. Был сначала сенатором, потом консулом римским, потом губернатором, а был ещё молодым человеком. Потом оставил всё и стал служить бедным. Всё имение своё раздал до конца. Осталось совсем немного. И когда он переехал в Барселону, в Каталонию теперь, вандалы пришли, захватили всех жителей Каталонии в плен, кого могли, отвезли к себе в Северную Африку. И пришла к нему вдова, узнав, что он имение тратит своё, чтобы из плена выкупить. Потому что сейчас главная валюта – это водка, а тогда главная валюта – это люди. Захватил человека, продал его в рабство. Самый крупный невольничий рынок у нас был на Руси, например, в Казани. Это Орда торговала русскими пленными. И Крым, там уже татары крымские торговали. Когда Иван Грозный взял Казань, освободил 80 тысяч русских людей, которых бы продали. Некоторые тоже сейчас говорят: вот, Иван Грозный, какой жестокий! А что вы хотите, на чужих горбах жар загребать? Вот Иван Васильевич не согласился с этим, Казань взял и это безобразие отменил. Вот, а Павлин Милостивый вдове, у которого единственного сына забрали, говорит: «Ты знаешь, а у меня больше денег нет, я всё отдал. Поехали вместе, я к царю там приду, и ты ему скажи: «Давай менять. Вот тебе образованный, совсем не старый ещё человек, он будет твоим рабом, а сына отпусти»». Царь увидел этого прекрасного человека, Павлина Милостивого, и тут же согласился, образованные люди всем нужны. И он пошёл в рабство, чтобы для вдовы сына вернуть. Потому что пенсий-то не было, вся надежда на детей, а у неё один был. Ладно бы десять человек, а нет, один. А потом царь узнал. Он говорит: «Ты такой человек?! Я тебя отпускаю из плена, возвращайся на Родину. Проси что хочешь». Он говорит: «Прошу, чтоб всех моих сограждан, мою паству, потому что я епископ, отпустил со мной». Тот отвечает: «Согласен». Собрал несколько кораблей, набил их хлебом и одеждой, и они поплыли назад в Барселону. Какой человек! А почему? Он покаялся, он стал христианином. Христианин вот так живёт. Не про ватрушку думает, а думает, как перемениться. Себя не жалеет, ради ближнего готов в рабство идти и совершает это. Не трясётся за свою шкурку: «Ой, батюшка, помолитесь, пожалуйста, завтра мне будут делать операцию, там в ноздре что-то чесать». Господи, помилуй! Вот какие были христиане ещё совсем недавно, в V веке.

И старец Симеон тоже из этой плеяды. Вот мы должны покаяться до какой степени, должны переменить всю нашу жизнь. Христос пришёл на землю, чтобы из греховных людей стали святые. Христос учил Своих учеников: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Кто из нас хотел бы что-то сделать для Христа? Ну, один в церкви полы моет – хорошо, храм-то Божий, Христов. Другой помогает болящим, где-нибудь служит в хосписе. Третий помогает многодетной матери, которая из сил выбивается, он тратит себя для ближнего, тем служит Христу. Даже одно посещение больного. Что сделал болящему человеку, то сделал Христу. Ради Христа. Вот если человек так живёт, значит он идёт по пути христианства. Не только думает о себе, как ему получше, где повкуснее, денег чтоб побольше – нет, это всё греховное. А наоборот, думает о том, как бы ему послужить Христу.

И вроде бы святитель Павлин и имение отдал, и свободу отдал, Господь всё равно ему всё вернул. И однажды он так устал, лёг спать и видит: поле, усыпанное голубыми цветами, и эти цветы колеблются и издают удивительный звон, он пригляделся, а это колокольчики полевые. И ему пришло в голову: надо сделать для Церкви – опять же – новый музыкальный инструмент. И он изобрёл колокола. Он первый. И вот, мы поэтому колокол рядом повесили в напоминание. У него в руке пучок колокольчиков, благодаря которым ему такая идея в голову пришла. А колокол – это то, во что это воплотилось. Только уже из бронзы. Вот какие люди. Это в образ и назидание. И я художницу знаю, которая написала, это её лучшая из икон. Она пишет уже четверть века иконы, эта самая хорошая. Так тоже вдохновилась именно его жизнью. Так и вы вдохновляйтесь. Я эту икону повесил не для того, чтоб украшала нашу жизнь хотя это и есть красота, а для того чтоб мы брали пример, видели, какие люди должны быть, и всё время с собой сравнивали. Не осуждать, не укорять, не сплетничать, не сердиться, не гневаться, не злобствовать, а жить как Павлин Милостивый, потому что главное для христианина – это милостивое сердце.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 18

    1. Галина Красовская:

      Я поняла, что посещая мульти блог батюшки Дмитрия, лучше не писать никаких комментариев и вопросов. Посмотрел, послушал и выходи. Кто-то постоянно впадает в смущение, либо не разобравшись, начинает критиковать.

      • Иванов:

        Как можно возмущённо осуждать-критиковать умнейших и образованнейших пастырей (относительно мусульман), совсем не понимая, о чём идёт речь, и при том даже не владея арифметикой и правописанием? Это ли не загадка человеческой души? :)

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Батюшка.

    3. Галина Красовская:

      Божественная Литургия вечернее Богослужение

    4. Галина Красовская:

      Спасибо, батюшке, за все. Понятно, что причиной посещения мульти блога, являются проповеди батюшки. Но ещё пение! Художественное убранство храма и икон цветами! Возможно ли онлайн послушать и посмотреть божественную литургию или вечернее богослужение из храма?

      • regent:

        Нет :(

      • neonilla:

        «онлайн послушать и посмотреть божественную литургию…»
        ____________________________
        это всё равно, что заочно замуж выходить. На службе надо присутствовать, имхо.

        • Галина Красовская:

          Далеко ехать до Москвы. Но если буду в Москве, то с целью побывать на Богослужений, совершаемом батюшкой Дмитрием.

        • Галина Красовская:

          Почитайте в инете про последнее слово в Вашем сообщении. Русский язык так богат замечательными словами. Простите.

          • Иванов:

            И что не так? Ведь нонче носители великого и могучего повсюду детоубийство называет абортом, любую женщину, даже давно или недавно потерявшую целомудрие, девушкой, а шлюху красивым словом — путана?
            Кстати, инет это сокращение от ИНтернЕТ.
            А сам Internet (Интернет) — это сокращение от Interconnected Networks.
            Поэтому Вам следует писать по-простому безо всяких сокращений «всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации», а то получается какое-то раздвоение личности на письме. )))
            imho

            • Галина Красовская:

              Простите, виновата.

            • Галина:

              «Умение правильно относиться к людям и светло смотреть на соседа -это большое искусство и признак духовной культуры, а лучше сказать,просвещенности, но не внешней, показной, которая именуется начитанностью или начетничеством. Это драгоценное качество называется человеколюбием.» Протоиерей Артемий Владимиров.

              • Иванов:

                О чем Вы, родная? Лучше излагать свои собственные мысли, а не таскать чужие, иначе могут подумать, что их-то и нету )))
                Что касается протоиерея Артемия Владимирова, то уверяю Вас, что он очень страдает, как и всякий нормальный человек, от агрессивного невежества.

        • Галина:

          » Пока христианин молод (а молодость может продолжаться лет до 50-ти), он и благочестивый, и умный, и правый во всем — но … Какой-то ограниченный. Он больше думает о том, «как надо», «как правильно», и меньше о том, что у соседа на душе.» Протоиерей Артемий Владимиров.

          • Иванов:

            Хотелось бы, чтобы всё-таки была какая-то определённость. Вы — Галина или Артемий Владимиров, протоиерей?

            • Галина:

              У батюшки Артемия есть книга, которая называется «О взаимном терпении и любви» ( Застольная беседа о взаимной снисходительности и терпении недостатков ближних). Это одна из моих любимых книг, которая помогла в преодолении сложных жизненных обстоятельств. Вот и решила поделиться ее содержанием, что может она кого-то и заинтересует. Но я вовсе не навязываю ни Вам, ни кому другому прочтения этой книги. Поступайте по своему сердцу. А подписываться под словами протоиерея Артемия Владимирова своим именем для меня невозможно.

        • s2235:

          Недавно, не без удивления узнал, что брак оказывается бывает ещё и гостевой… :)

    5. Юлия Л:

      Спаси Вас Бог,батюшка Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.