Проповедь о прощении, эгоизме и об истинных сокровищах
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Прощеное воскресенье, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 10 марта 2019 года, по наставлениям Христа ученикам Его о согрешениях, посте и духовных сокровищах [Мф., 6, 14-21].

Сегодняшнее воскресенье на основании того Евангелия, которое читают во всех церквах, называется Прощёным. И даже в приходских храмах по этому поводу совершается чин прощения. В деревенских – сразу после Литургии, а в городских – вечером. Мы сегодня вечером будем совершать вечерню уже понедельника первой седмицы Великого поста. И вот, очень важно нам всем вникнуть в содержание этого текста, который читался, для того чтобы понять, чего от нас Господь хочет как от Своих детей.

Вот Он говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). На первый взгляд можно подумать: что ж, Отец Небесный нам мстит что ли? В смысле «как ты, так и Я»? На самом деле нет. О чём же тут речь? Вот о чём. Когда человек не прощает что-то, у него в душе какие чувства? Обида, негодование, осуждение, гнев, раздражение, и даже чувство мести возникает. С этим набором войти в Царство Небесное невозможно. И вот эту невозможность Отец Небесный охарактеризовал как то, что Он не прощает. Дело в том, что безгрешных людей не бывает в природе. Маленький младенец уже рождается грешным. Мы это всё время в церкви наблюдаем, младенцев приносят, некоторые из них даже ведут себя безобразно в церкви. Начинают качать права, орут, манипулируют взрослыми. То есть ведут себя так, что только пороть остаётся. Но младенца пороть бесполезно, преждевременно потому что. Всему, каждому лекарству своё время. И вот, Господь такую формулу выработал: если вы не прощаете, то и Я не прощаю. Хотя на самом деле у Бога такой задачи на стоит, с Ним такого не бывает, Бог внутри Себя не имеет никаких перемен, ни один человек своими грехами не может изменить покой Божий, это невозможно. А всё, что в отношениях человека и Бога неисправно, зависит только от самого человека. Вот что значат эти слова. Потому что если бы Господь, как говорил Ефрем Сирин, был бы справедлив по отношению к нам, ни один бы не вошёл в Царствие Небесное. Если по справедливости. Поэтому Господь, можно сказать, Своей природой Божественной вынужден всех прощать. Но сам человек, одержимый злобой, непрощением, обидой, мстительностью, не может с такими качествами войти в Царствие Небесное. Потому что Царство Небесное вбирает в себя людей, которые победили зло в себе. Конечно, с помощью Божией. Потому что ни один человек не может стать из злого добрым, из жадного щедрым, из блудного целомудренным. Это невозможно. Некоторые грехи человек может перестать совершать, например, играть в карты. Любой человек может бросить курить. Это человек может сделать усилием воли. Но ни один человек не может перестать хотеть курить. Он может не курить усилием воли, а вдруг сам перестать хотеть – нет. Если только Господь отнимет у него это желание. И так во всём. Даже с таким пустяковым чувством как любовь к табаку можно бороться только с помощью Божией. Вот это нам нужно усвоить. Поэтому когда в нашем сердце обида на кого-то – самая справедливая на свете – войти в Царствие Божие мы не сможем. Это препятствие. Этот камень от гроба нашего сердца должен кто-то отвалить. И как тот камень в Гефсимании отвалил Сам Господь Своей благодатью, так и здесь только Господь может нас исцелить и от всякой обиды. Поэтому мы должны к Нему обращаться до тех пор, пока у нас от сердца не отступит это. Он так нас и учил: молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44). Не сказал: мстите; не сказал: рассказывайте про этого негодяя всем и каждому на всяком перекрёстке. Нет, сказал: молитесь за обижающих вас

И дальше о посте: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). Сейчас наша современная цивилизация, которую люди построили, вся вывернута напоказ. Главное – как я выгляжу, главное – мода. Она является законодателем. Молодые люди теперь выработали даже свой специальный русский язык с особой интонацией. Поэтому они все говорят, распевая окончания, все как будто родились в одном селе. Потому что учатся друг у дружки и считают, что это хорошо, повинуясь стадному чувству. На самом деле Господь за разнообразие. Если мы возьмём берёзовую рощу, мы не найдём двух одинаковых листиков, а на каждом дереве листья все разные. Так же и люди все разные. Хоть мы и говорим: «Этот в него пошёл, тот в него пошёл». Но если их сравнить, совершенно разные люди, хотя люди всё время обезьянничают, что и дало Чарльзу Дарвину возможность додуматься до того, что человек произошёл от обезьяны. И чем моложе человек, тем он эффективней обезьянничает, начинает подражать. Для чего это Господь так устроил? А потому что от этого учатся. Все звери и птицы учатся у своих родителей. И так же и детки начинают подражать. Поэтому примерно лет до 20-ти исполнены всякого подражания, а кто потупее, те и до более старшего возраста. Могут заниматься подражательством до пенсии.

Цель поста – не похудение, не отказ в том, что человек хочет. Совсем не в этом. Цель поста – научиться очень важному качеству. Воздержанию. Маленький ребёнок, когда только рождается, всё время требует то сухих пелёнок, то внимания. Он может в два часа ночи захотеть играть или на ручки. Или хочет есть. Или, если его немножко более, чем это нужно, укутали, он хочет пить. И у него постоянно выражаются в одном звуке всякие желания. А на остальных домочадцев младенцу как всякому эгоисту, который рождается на земле, глубоко наплевать. Он всё время требует себе. И очень нужны большие усилия, чтобы преодолеть вот этот эгоизм. На это тратится вся жизнь. По многим людям, особенно старым, я вижу, что многие и к 80-ти не преодолели своего эгоизма. Спрашивается, как же собираются идти на суд Божий? Это совершенно необходимо, потому что Господь говорит: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). То есть человек должен отвергнуться себя, а тот крест, который ему дал Господь, человек должен полюбить и нести вслед за Христом на Голгофу, и там установить, чтоб быть на кресте рядом со своим Учителем и Господом. Но человек упорно всё хочет и полегче, и чтоб не болело, и чтоб все навещали, и сколько бы у меня сил ни было, чтоб со мной трепались по телефону по два, по три, а то и по четыре часа. Всё «хочу», всё «я», всё «себе». Потому что о других людях совершенно не думает. Самое главное человеческое качество, которое мы должны в себе приобрести – это любовь к ближнему. А как можно оказать любовь к ближнему, если о нём даже и думы в голове нет и никакого сострадания? Только мне, мне, мне любимому.

А что же пост? Человек изображает из себя благочестие. Для Бога это отвратительно, потому что всякое изображение, попытка скрыть то, что есть на самом деле, и представиться тем, что лучше – это есть, как Господь говорит, лицемерие. Горе вам, фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 15). И сказал Господь: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Поэтому нам нужно всегда постом помнить о том, что у каждого из нас есть всегда такая опасность – соскользнуть в фарисейство. Господи, спаси и сохрани!

И третье: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Наше сокровище должно быть во Христе. Сокровище исключительно духовного свойства. Потому что все духовные сокровища – кротость, незлобие, молитвенность, воздержанность – это всё наша душа возьмёт с собой в Царствие Небесное. А всякие материальные богатства – дома, одежда, автомобили, деньги – всё останется здесь. Ну, кое-что на покойничка наденут, ведь не голым хоронить, неприлично. А всё остальное – кому пойдёт? А человек с таким ажиотажем копил свои миллиарды. Совершенно бессмысленное и абсолютно глупое дело. Жизнь очень коротка, и надо стараться богатеть в Бога (см. Лк. 12, 13-21), душу свою обогащать вечным, а вечное – это то, что духовное.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Галина:

      Благодарю Вас о. Димитрий. Мне очень помогают Ваши проповеди. Спаси всех нас, Господи!

    2. VIKTOR:

      Простым языком о простых вещах,но как все непросто….Спаси Господи о.Димитрия.

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо вам Батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.