Проповедь об истинном благочестии
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу вечером 16 марта 2019 года, о присутствии благодати Божией в сердце человека.

Сегодня мы читали Евангелие от Иоанна. Любимый ученик Христов Иоанн передаёт нам слова Христа Спасителя после того, как Он предложил Фоме вложить персты в Свои раны и вложить руку в ребра. Сказал: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Господь, чтобы утвердить его в вере, потому что в прошлое Его явление Фома отсутствовал, явился специально второй раз. Чтобы его укрепить.

И, обратившись к нему, говорит: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Это очень важная фраза, она ко всем нам относится. И это действительно. Почему Господь говорит, что блаженны те? Мы как раз к этому разряду относимся и могли бы достичь блаженства, потому что когда человек верует, не видя, а со слов проповедующего, говорящего, и выправляет свой путь жизни и благочестия согласно Евангелию, он достигает этого блаженства. Сам себя человек изменить не может, его может изменить только благодать Святаго Духа. А присутствие благодати Божией в сердце человека – это есть подлинное блаженство, потому что общение со Святым Духом – это переживание райского состояния. И вот это выправление жизни, изменение ея. Многие обычные люди, верующие, воцерковлённые, которые узнали хорошо распорядок церковных служб, чему-то научились, на этом останавливаются, хотя само по себе это есть, конечно, навыки, которые несколько облегчают человеку путь к пониманию, но это не само понимание, скорее всего, это какая-то такая дрессировка. А вот подлинное благочестие – это изменение качества самого сердца, потому что и воцерковлённый человек может быть и завистливый, и ревнивый, и сующий свой нос не в своё дело, и постоянно учащий, осуждающий. Ну или просто болван – сколько угодно. Борец за правду. Кто его поставил на этот путь? А всё происходит именно от гордости, больше ни от чего. И вот, человек вот так бултыхается, и ему кажется, что он и верующий, и очень важный для Бога. А когда пойдёт его душа на суд, Господь ему скажет: «Да отойди, Я тебя даже не знаю». Потому что это всё равно вне. И это очень важно, чтобы достичь того блаженства, о котором говорится. И начало нами всеми положено. Нас Господь собрал в церковь. Таких людей, как в церкви, больше нигде не встретишь практически. Таких, которые сами дошли, условно скажем, своим умом до благочестия подлинного, это один на миллион. Его очень трудно в этом потоке людском отцедить, чтобы насладиться общением с ним. А в церкви достаточно много таких людей, чтобы их разглядеть, которые очистились от бесконечного навыка, который приобрели в прошлой жизни, до жизни церковной, и который очень мешает. Потому что если сравнить человека воцерковлённого и человека, который вообще ничего не знает, они совершенно одинаковые. Одежда такая же, придёшь в квартиру – весь дом такой же, ну, может, у верующего немножко икон побольше. Может быть, верующий отпуск иначе проводит. А так, всё остальное одинаковое – бесконечный трёп по телефону, бесконечное осуждение, если случится какой-то повод, человек, не задумываясь, согрешит. И нет ни покаяния, нет ни молитвы, нет никакого стремления к блаженству, о котором Господь говорит. То есть нет никакого желания вообще ученичества Христова. Просто человек выполняет какую-то функцию и в этом пребывает и думает, что это что-то. А это ничто. Годы уходят, проходят, а человек остаётся таким же, каким был, только хуже. Потому что он окостеневает всё время. И вот, так Церковь премудро устроила нам четыре поста, и самый главный – это Великий пост, он самый древний, который в Церкви возник, для того, чтобы мы встрепенулись, подумали вообще о смысле своей собственной жизни. Есть у неё какой-то смысл? Или мы живём, как полоумное стадо, не знаем, куда бредём? Какие-то есть мелкие задачи – ипотека, ремонт машины или сын, внук, зять, кум, мать. И всё вот в этом. Как будто это есть жизнь. Как будто в Евангелии об этом ничего вообще не сказано. А надо посмотреть на свою жизнь с точки зрения Евангелия. У неё есть христианский смысл? У моей собственной жизни. Он должен быть, и он должен быть основным. А то ставят какие-то задачи: «Ой, батюшка, моей дочке уже 30 лет, она всё не замужем». Ну давайте посмотрим Евангелие. Где это там написано: «Уж замуж невтерпёж»? Я, что ль, распоряжаюсь? У меня есть база данных женихов? У меня вообще другая специальность. Повенчать – это по моей части. И дело вообще наполовину бесполезное, потому что венчай, не венчай – конец один. Потому что современный человек вообще не понимает даже смысла брака. Его влечёт, как бурный поток весной щепку в каких-то водоворотах. «Она мне понравилась» – и всё. То есть чисто такое, как у мартовского кота. Больше ничего. Это называется чувством. А чувство самое что ни на есть такое примитивное, которое даже насекомые имеют. И совсем не имеет никакого отношения действительно к любви Божией и вообще к тому, что Господь ждёт от каждой семьи и чего каждому желает, и так далее. Современный человек в полной растерянности. Сначала замуж, а потом: «А как воспитывать мне моих детей?» – «А сколько им лет?» – «Одной 17, другой 14» – «И что, до сих пор не задумывалась?» – «Да вот, всё то одно, то другое, то третье». Так вот всё время занимаемся то одним, то другим, то третьим. Надо жизнь строить от главного ко второстепенному, а не наоборот. А нас всех дьявол так закрутил, что практически занимаемся одной ерундой, а главное уходит между пальцев. Поэтому всем рекомендую Великим постом подумать о смысле своей собственной жизни.

Помоги нам в этом Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. BeregiVrema:

      Слушаю и смотрю О.Дмитрия открывая ум для понимания надеясь на Господа,чтобы ничего не пропустить и понять,открываю сердце,душу как сосуд,как ваза,готовая принять Слово Господа Иисуса Христа и Бога с благодатью.Так как О.Дмитрия после,во время службы становится храмом Божьим вмещающий,наполняющийся Благодатью,то Сам Господь действует через него одновременно со Святым Духом.Благодать со Святым Духом изливается на меня.Подтверждение этому,что угашается искушение,если в этом искушаюсь(следуя за Господом мы в брани всегда) и входит во внутреннего человека Утешитель.Тогда короткое Слово через О.Дмитрия эффективней часовой лекции.Лучше меньше,но с Истиной,чем много без неё или духом мира.
      При включении проповеди не дёргаюсь ни по каким делам,ум держу с Словом исходящим из уст О.Дмитрия как будто стою рядом осознавая что не там..Ум не рассеивается,не суетится,повод бесам для искушения не даю,тогда они не могу преградить,помешать принимать Слово.

    2. Галина Красовская:

      В 12 минут проповеди столько вложить! Слушала как пение. Бальзам на сердце. Развеялись некоторые сомнения. Спасибо, батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.