Проповедь о лукавстве, равнодушии и духовной слепоте
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 17 марта 2019 года, по евангельским текстам [Ин., 6, 43-51] и [Мф., 12, 30-32].

Первое воскресенье Великого поста славно тем, что этот день именуется Торжество Православия, которым закончилась великая эпоха Вселенских Соборов и было восстановлено иконопочитание. Шли очень большие споры, в которые вмешивались императоры, но православное учение о почитании святых икон в конце концов восторжествовало и стало общим учением Церкви. И проявленное недоверие к почитанию святых икон стало восприниматься уже как ересь.

Святая Церковь для этого дня избирает слова из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о том, как Господь наш Иисус Христос восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (Ин. 1, 43-44) – что, конечно, предполагает их знакомство. Городки были весьма малы. И Филипп тоже занимался ловлей рыбы.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Как это вообще удивительно, что простые рыбаки знали, что Моисей писал о будущем Мессии. То есть их помыслы простирались дальше, чем лодка, наполненная рыбой. Их интересовало спасение. И поэтому они очень внимательно отнеслись к тому, что их знакомые – Пётр и Андрей – повстречались с Человеком, Который Сам Себя именовал Сыном Божиим и по многим признакам таковым и оказывался.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). Из Назарета – нет, потому что Мессия должен был родиться в Вифлееме. Но они ещё не знали, что Господь наш Иисус Христос, хотя в Вифлееме уже не было места, для того чтобы Ему родиться на свет Божий, хотя нашлось только место в пещере, но всё равно Он пришёл в этот мир из вифлеемской пещеры.

Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 46-47). Кто подлинный израильтянин? Кто подлинный потомок Авраама, Исаака, Иакова? Кто? Только человек, в котором нет лукавства. Все остальные? Все остальные – нет. Они не наследовали самого главного. А вот Нафанаил наследовал, и Господь его перед всем миром таким образом прославил. В нём нет лукавства. Человек прямой, открытый, честный. Как это важно!

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 48-51). А мы с вами почему не видим? А потому что в нас есть лукавство. И поэтому для нас закрыто. Мы не видим, как Ангелы Божии нисходят вниз к нам и наши молитвы возносят к Престолу Отца Небесного. Нам ещё предстоит большое расстояние на пути совершенства, чтобы очистить своё сердце и глаза души от лукавства. Потому что лукавство – это свойство дьявола. В чём оно состоит? В том, что человек живёт не настоящей жизнью, а всё время что-то изображает. То есть он не хочет быть самим собой, а хочет как-то иначе выглядеть, чтобы на его вкус это смотрелось как-то получше, попривлекательней. Это, хотя уже и стало частью общей культуры, есть противодействие замыслу Самого Отца Небесного. И поэтому это есть мерзость перед Богом. Если мы хотим быть воистину православными, мы должны понимать, что это не тот, кто носит юбку ниже колен или творожок не есть по средам и пятницам или аккуратно ходит на канон Андрея Критского, всё отстаивает. Нет, дело не в этом. Такие упражнения не плохие, они способствуют духовному развитию, но само развитие не дают. А вот отсутствие лукавства – это важнейшая вещь, потому что человек приобретает внутренние духовные свойства, которые ему пригодятся в вечном мире. Поэтому это представляет собой очень большую важность в замысле Божием. Мы должны стремиться к этому.

Сказано: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). Имеются в виду те чувства, которые возникали во Христе, в Нём как в Человеке. В силу того что Божество было соединено с Человечеством, эти чувства были чувствами Христовыми, и все были облагорожены веянием Святаго Духа. Так же и мы, если мы хотим быть православными христианами, учениками Спасителя нашего, Христа Бога, Сына Божия, то и мы так должны. Если в нас остаётся лукавство, хитрость, подлость, то мы этого достичь никак не сможем.

И вот, обращаясь к Своим будущим ученикам, Господь сказал: будете видеть небо отверстым. По какому признаку Христос отбирал Себе учеников? Таких прямодушных людей, которые говорят то, что есть у них в сердце, не лукавя, не юля, ничего не приукрашивая, а только так, как оно есть на самом деле. И Он таких избрал, чтобы перед ними явить силу и славу Божию и чтобы они донесли весть о Воскресении Христовом до всех тех, кто хочет об этом слушать. А так как люди, их знавшие, знали о них, что они люди прямые, честные, то им верили сразу тысячи. И благодаря их проповеди, их община Иерусалимская быстро росла сразу и на сто человек, и на тысячу, и даже более.

Теперь, второе Евангелие мы читали. Евангелие от Матфея. Тоже очень важные слова, я не могу оставить их без вашего внимания. Господь сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). В мире, в котором присутствует Христос, думает об этом человек или не думает, изучает ли то, что Господь сделал или сказал, когда ходил по пыльным дорогам Палестины, или к этому совершенно равнодушен, это определяет бытие человека. Потому что приход Христа Спасителя на землю, в ту вифлеемскую пещеру, и потом Его распятие и Воскресение – это главные события нашей вселенной. В чём эта «главность» заключается? А в том, что Божество во веки веков соединено с человечеством во Христе. И с тех пор каждый человек, приобщившись через веру ко Христу, приобщается к Святой Троице – к Отцу Небесному и Духу Святому. И может достичь блаженства, вернуть себе не только райское состояние бытия, которое было у Адама и Евы, но даже более того. Через Христа. Если человек равнодушен, занят чем-то другим, это значит, он свою жизнь проживает зря, потому что смысл жизни человека заключается в том, чтобы познать Иисуса, Сына Божия. Если человек Его не познал, спасение для него невозможно. Он так и останется человеком, живущим по греху, а не по правде Божией. Поэтому нельзя быть нейтральным по отношению к Богу. Некоторые гордецы говорят: «А я агностик. Есть ли Бог, нет ли Бога, я не знаю». Не знаешь? Во-первых, это очень плохо – говорить, что ты слепой. А во-вторых, ты дурак. Если б ты был бы умный человек, ты бы не стал распространять такую информацию, что ты духовно слеп и не видишь присутствия Божия в мире. Потому что куда ни посмотри – в мир насекомых или птиц, или посмотри просто на красоту гор, я уж не говорю про море – это всё чудесная, дивная красота. И что бы Господь ни соорудил во вселенной, всё не только гармонично, математически точно, но ещё чрезвычайно красиво. Как так можно сделать, что куда ни посмотри, если пейзаж не изуродован человеком какими-то идиотскими коробками, которые в природе не встречаются, везде дивное разноцветие и дивные различные формы, чрезвычайно красивые, для человека неповторимые. И вот чтобы это не видеть, нужно быть совершенно мёртвым к красоте. И это чрезвычайно трагично и не есть предмет гордости. Поэтому быть агностиком – это не не значит быть умным человеком, а значит быть кромешным дураком.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). А это о чём? Да, человек в силу своей дебелости, обременённости грехом может не разглядеть во Христе Сына Божия и что-то скептически выразить. Но отрицать то, что Он совершил вещи, которые прямо свидетельствуют о Божественной силе, которой Он обладал, есть хула на Духа Святаго. Это не значит, что Господь будет каждого судить. Нет, это говорит, что сам человек настолько погрузился в грех, что отрицает очевидное. Наглядный пример этому – воскрешение Лазаря. Когда Господь воскресил уже смердящее тело Лазаря, потому что он четыре дня пролежал во гробе, там на Ближнем Востоке чрезвычайная жара, это было чудо, которое никаким образом невозможно объяснить. И иудеи разделились. Одна часть была ошеломлена этим чудом, и уверовали во Христа, и стали Его учениками. А другие? А другие пошли стучать фарисеям, что вот Он в субботу опять совершил то, что не положено делать, и показали, что они не понимают сути Божественного закона и смысла субботу, которая есть время покоя. Почему в субботу нельзя воскресить человека?

Все люди ко Христу находятся в каком-то отношении. Одни ненавидят, другие любят, третьи хотят как-то использовать для себя: «Батюшка, помолитесь, завтра у моей дочки экзамен, чтобы она хорошо сдала». Сейчас всё брошу и начну молиться, чтобы она сдала! Потому что маму интересует, сдаст или не сдаст. Её не интересует, а будет ли она хорошим человеком или скотиной, ей главное, чтобы она сдала. От Христа Бога, Который кровь пролил на Кресте требуют, чтобы дочки все были отличницами. Вот задача. А есть люди, которые равнодушны: есть Христос, нету Христа, главное – цена на бензин, потому что работа связана с разъездами. Дорогой бензин – меньше прибыли. Вот это проблема. И у каждого человека своя проблема – и с детьми, и с жёнами, и с мужьями, и с мамами, и с папами. А особенно с начальством на работе. Известно же, что у всех начальников на работе есть один изъян – они все дураки. А все подчинённые, они все очень умные. И как же им, умным, тяжело с дураками! Ну невозможно! Ну почему-то как дурак, так начальник. А я вот такой умный, занимаю должность – ну прям для дураков. И так во всём. Жизнь очень сложна. Кажется. Потому что человек живёт совершенно не той жизнью, он не того ищет, он хочет найти покой там, где его нет. А покой только во Христе. И Он, Сын Божий, для этого и на землю пришёл и сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Он Сам так сказал, Он зовёт. Осталось что? Поверить тому, что мы Ему нужны. А узнав Его, мы возлюбим Его, потому что не полюбить Его, Сына Божия, невозможно. Такого благородства высшего невозможно даже представить. Он лучше самых лучших, в Нём нет никакого изъяна, Он человек совершенный. И пришёл только для того, чтобы нас спасти, и отдал за это Cвою жизнь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 16

    1. Галина Красовская:

      Спасибо всем:Заблудившимся,Ивановым,Грешникам и праведникам большим и малым, когда от их сердец идёт посыл Любви и участия к ближнему.

    2. timofey92:

      Спасибо Вам!

    3. Галина Красовская:

      Послушала и ужаснулась — во мне хроническое лукавство. Как избавиться? Помоги, Боже.

      • заблудившийся:

        Попросите Бога открыть Вам глаза на все ваши греховные страсти. Вот это, может быть, действительно настоящим шоком будет. Лично я — навзрыд плакал. А до этого меня всё в самом себе устраивало и даже нравилось.
        Но быть слепым чревато. Время на покаяние — земная жизнь. А прожито уже достаточно.
        Индикатор покаяния — ушла или нет греховная страсть. Про «хвостики» греховных страстей тоже всегда помнить надо. Не делаю, но хочу — это ещё не покаяние.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.