Проповедь о здоровье, Царстве Небесном и спасении
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник Входа Господня в Иерусалим, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 21 апреля 2019 года.

Пророки древние предсказывали, что Мессия войдёт в Иерусалим, сидя на молодом осле. Господь за время Своего трёхлетнего служения прославился по всей Палестине, многих больных исцелял, воскрешал мёртвых. И даже накануне, в субботу, которую мы именуем Лазаревой, воскресил Своего друга Лазаря, специально подождав, чтобы душа его отлетела от тела. И этим самым приуготовил жителей к тому, что бывает так, что люди воскресают под действием благодати Божией. Он как бы облегчал путь к истине в сердцах людей. Потому что им предстояло сделать непростой выбор. Они ожидали Мессию совершенно другого – того, который накормит, напоит, избавит от тяжёлой работы, выгонит оккупантов, отменит налоги. Ну, то, что всегда людям нужно. Что людям нужно? Пойдите на остановку, спросите: что главное? Скажут: главное – здоровье. Доживёшь до 75-ти лет и окочуришься. А главное – здоровье. Вот и всё. Чтобы ничего не болело и всё было и ничего бы нам за это не было. Вот о чём обычный человек мечтает. И весь Иерусалим собрался. Он, конечно, тогда был поменьше гораздо, но всё равно народу довольно много. Господь печально въезжал в Иерусалим. Народы все, которые пришли, срезали пальмовые ветки в знак приветствия, кричали: осанна в вышних! (Мф. 21, 9), прославляли своего Мессию. А Он был печальным, потому что Царство, которое Он принёс Израилю – это не освобождение от налогов и не избавление от оккупации. Его такие мелочи вообще не интересовали. Как и здоровье. Он показал, что всегда можно человека исцелить по милости Божией, всегда можно воскресить. Даже от таких страшных болезней как проказа Он исцелял. Он не для этого пришёл. Потому что если бы Он для этого пришёл, те прокажённые, которых Он очистил, жили бы до сих пор. Он пришёл для того, чтобы дать им Царство. А вот это Царство и не нужно. Ну, как и нам с вами. Потому что большинству людей, которые ходят в церковь, никакое Царство Небесное не нужно. Как человек воспринимает Царство Небесное? Умер – говорят: «Царство Небесное!» А что имеют в виду? А имеют в виду, что мне после смерти тоже будет неплохо. И всё пытаются гадать: а кто куда попал? И начинают истолковывать всякие события, всякие рассказы людей, которые были на том свете, вернулись, и себя примеривать. И стараются что-то изменить в своей жизни. Для чего? Чтоб там было неплохо. То есть здесь более или менее пожили, скрипя и костями, и зубами, и сердечной мышцей, и чтобы и там. Ну и всем: и маме-папе, дедушке. Ну, если он не пил. А если пил, то ладно, и так надоел. Вот этого человек и хочет. А Господь хочет для человека совершенно другого. Ни земного счастья, ни здоровья, ни богатства, Он хочет спасения. Иисус в переводе на русский язык значит Спаситель. От Чего же Он хочет всех нас спасти? Всех тех, кто пришёл в ту Церковь, которую Он основал 2000 лет назад.

Мне в жизни попались несколько человек, которые спасены. Они спасли себя, свою душу от греха. Не сами. Каждый из них дал возможность Христу Спасителю их очистить, и они достигли святости. Я сам таких людей видал. Это зрелище не менее великолепное, чем то, которое видели три апостола на горе Фавор. Человек сияет внутренним благодатным светом, и глядя на него, ты понимаешь, что перед тобой живой ангел. Конечно, невозможно, чтобы люди все хотели такого обожения. Потому что, как русская пословица говорит, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Как в телевизионной программе «Поле чудес»: подарок не надо, давай деньги. Таких большинство. Деньги – это уже что-то, а тут либо дадут, либо нет. Пусть лучше меньше, но деньги. И вот, поэтому человек очень корыстолюбивый. На самом деле чувство этой корысти естественно, но оно искажено. Потому что Бог вложил нам это чувство, но чтобы у нас другая была корысть. Самая главная корысть христианина и единственная – это святость. И он должен по замыслу Божию к ней стремиться. Но человек может достичь только то, что он знает, потому что не зная любить нельзя. Нельзя любить заочно. Когда какая-то дама сидит с человеком, который сидит в тюрьме, она влюбляется, но не в него, а влюбляется в тот образ, который он нарисовал в письме. А когда он приезжает, оказывается, обыкновенный зверь, как и большинство, и задача у него совершенно практическая – где-то пожить, потому что из своей квартиры давно выписали. А эта уже намечтала там. Это всё мечты дурацкие, потому что они совершенно никогда не сбываются.

У каждого из нас в сердце есть, как это теперь модно говорить, генетическая память о рае. Наши предки Адам и Ева много сотен лет жили в раю, потом рай потеряли, но память о рае осталась. Они вообще сначала были вечные, у них не было никакого греха и не надлежало им ещё умереть. Это Господь ограничил жизнь греховных людей вратами смерти. Потому что представим себе, если любимцы публики, как Сталин, например, жили до сих пор. Он к этому времени уже совсем бы озверел. Здесь у нас сейчас полупустыня, тундра в стране, население городов катастрофически уменьшается, а деревни и сёла вообще исчезают. А тогда бы это была пустыня: камушки и берёзовые леса, может, кое-где ещё осина и ольха. И Господь, чтобы ограничить жизнь таких людей, поставил врата смерти. А назад в рай нельзя, там огненный Херувим стоит, охраняет. Поэтому единственный путь – это путь заповедей, который Господь указал через Свои притчи или прямые слова, назидания, через Свою Нагорную проповедь. Начинается этот путь с того, что человек соединяется с Церковью через крещение и начинает выкарабкиваться из ада, в котором мы живём. Этот ад устроило то адское общество, в котором мы живём. Это общество греха, злобы.

Вот когда я ночью еду на автомобиле, вижу окошки и вспоминаю отца Ивана Кронштадтского, который по Кронштадту ходил и смотрел, где ночью говорит свет, он туда стучался. Потому что раз ночью свет горит, либо покойник в доме, либо пьют, либо какая-то драка. И старался их умирять, вразумлять. Он очень был разумный человек, Духовную академию на пятёрки кончил, и ему удавалось людей как-то остановить. И вот, едешь на машине и думаешь: почти в каждом светящемся окне скандал. «Вымой посуду!» – «Не буду!» – «Вынеси ведро!» – «Не буду! Не хочу, пусть Машка выносит!» – «Делай уроки!» – «Не хочу, не буду». Мать орёт, отец говорит: «Заткнитесь все, я футбол смотрю». Ну в общем, как в аду. Только не «как», а именно в аду. Современный человек вокруг себя генерирует адскую жизнь. И эту адскую жизнь долго выдержать нельзя, она заканчивается либо инсультом, либо инфарктом. А у некоторых такое состояние стресса, что и даже рак себе зарабатывают. Но это кому пораньше надо отправиться на тот свет. А Христос хочет для человека совершенно другого, он хочет, чтобы каждый человек внутри себя – сначала в сердечке – устроил рай. Никого не осуждать, никого ничем не попрекать, ни с кем не ругаться, всем моё почтение. Потому что каждый человек, хоть и потемневший, есть образ Божий. И потом от этого сердечка зажечь любовью к раю, к Царствию Небесному сердца своих детей, и тогда рай расширится до семьи. А потом найти церковь и в церкви созидать рай. Потому что в современном мире можно как-то прожить только внутри Церкви. И не только когда ты сам по себе: я пришёл в церковь, отгородился ото всех. Ну, как мы с вами. Никто не знает, как друг друга зовут. «Что наваливаешься?!» Потому что каждый человек совершенно чужой. Мешают все эти бабки, дети орут. В общем, довольно противный народ. Но без церкви как? Никак. Приходится мириться. А должны быть все вместе, потому что церковь – это от слова «собрание». А мы совершенно случайные люди, которые едва не ненавидят друг друга. Поэтому у нас физиономии довольно резкие, как будто нас топором вырубали из берёзы. У нас нет ни в глазах радости, ни в сердце, потому что рая в сердце нет. Так, какие-то от богослужения отблески доносятся, но это всё минимально. А другого пути всё равно нет. Поэтому если кто-то внутри церкви сумеет организовать райскую жизнь, тогда и расширится с семьи до церкви. А в семье тоже сестра сестру жрёт. Но может это измениться на совершенно противоположное. И Господь говорит: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20), потому что он хочет для нас, чтоб мы достигли блаженства, чтоб нам не только было хорошо на земле, приятно, а чтобы мы блаженствовали. Общение с людьми – блаженство, общение с детьми – блаженство, общение с полицией – блаженство. Всё блаженство. А для этого нужно достичь того, о чём Господь говорил в Нагорной проповеди, о чём мы поём на каждом третьем антифоне в Литургии, чтобы что-то вошло в нашу голову, десятки тысяч раз повторяем.

И вот, ради этого Господь въезжал в Иерусалим. Понятно, как Сын Божий Он знал, что Его ждёт. Ну а что? Ну сейчас предадут, сейчас вот оклевещут, вот сейчас будут бить, вот сейчас будут издеваться. Повернут спиной, будут бить по плечу и говорить: «Ну, кто Тебя ударил, отгадай!» Такая очень весёлая игра, садистская. Потому что люди, которые живут в аду, садисты. Им доставляет радость всякое зло, как нашим детям. Они радуются от зла, они любят дразнить, они любят доводить: «Давай училку доведём и заодно урок сорвём». И так же и мужья с жёнами живут, и так вообще во всём. Везде надо ругаться – и с врачами, и с работниками кладбищ. Надо всё время грызться, как дикие собаки. Но собаки насколько мудрее! Как только они оказываются без человека, они сбиваются в стаи и все в единстве гуртом на кого-нибудь нападают и жрут его. То есть они в этом смысле гораздо умнее. Если бандитское сообщество, они всегда раздирают друг друга и начинают друг в друга стрелять, предают также.

И вот, Невинного и предали, и оболгали, и в тюрьму посадили, терновый венец и багряницу надели, наиздевались вдосталь и пошли распинать. И вот, какой момент – бандит, Варавва, а народ на площади кричит: «Освободите нам Варавву!». Хотим бандита, его освободите, убийцу, вора, прелюбодея. А Христа? Распни Его! (Ин. 19, 15). Не нужен. Потому что ад – это мне родное.

А что такое покаяние? «Ой, батюшка, вот случайно я это, кусок рыбки вчера съела» – вот в чём покаяние. Не съела б кусок рыбки, была б в раю, а раз съела – всё. Всё, двери закрылись. С рыбкой никак не войдёшь. Хотя рыба – это символ христианства. Нет, нельзя с рыбкой. Вот и каемся. «Я не знаю в чём, но я каюсь». Ну молодец, иди, ступай. А что такое покаяние? Покаяние – это когда человек отторгся от ада, в котором он живёт, и взмолился Богу о том, чтобы благодать Божия пришла: «Приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже, души наша» – вот что. Вот что такое покаяние. Мы до сих пор ходим в церковь, некоторые по 40 лет, и не знаем, что такое покаяние. Думают, это кусок рыбки. Или, знаете, пять минут первого воды выпила. Ай-яй-яй-яй-яй! И ещё никому не нужный, бесполезный валидол. Вот человек думает, вот оно! Богу как угодить? Надо без пяти двенадцать валидол рассосать, хотя он вообще абсолютно ни от чего не помогает и вообще не является лекарством. Ну вот, а «он мне помогает». Естественно. Почему? Потому что в валидол человек верует, поэтому он и помогает. Это Господь видит, что эта дурочка верует в валидол – ну Бог с ней, пускай. И помогает – Он. Господь помогает.

Надо, чтобы про нас не было таких слов, которые пророк сказал: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис. 1, 14). Это он сказал народу Израилеву. Потому что что толку, что празднуем-то? Празднуем, что Господь идёт на верную смерть? Нет, не это празднуем. А празднуем, что Он такую жертву принёс за нас и открыл нам врата в Царство Небесное. А если кто из нас и не войдёт в Царство Небесное, это потому что он сам в этом виноват, он сам это сделал. Господь никого не наказывает. Каждый человек сам в течение своей жизни выбирает рай или ад. Некоторые говорят: «А как же мой сынок? Вот он пьёт». Для тебя что, сынок дороже? А ты вспомни, что Христос говорил. Ему говорят: «Там Твои братья и сёстры, Мать Твоя на пороге стоит ждёт», а Он говорит: «А кто Мне братья и сёстры и мать Моя? Тот, кто слушает слово Божие и сохраняет его в своём сердце, вот тот Мне и брат, и сестра, и мать». Но мы-то не читаем ничего, а если читаем, то умишка не хватает даже понять смысл, поэтому учиться даже не хотим тому, в чём состоит наша вера. Вот такая у нас беда. И вот, если мы сумеем перемениться, жизнь свою изменить, это будет покаяние.

Приблизилось к нам Царство Небесное. И вот, Царство Небесное на молодом осле въезжает в Иерусалим. И очень мало кто откликнулся на этот призыв. А нам каждый год через Святую Церковь напоминание. Напоминание о возможном для каждого из нас рае. Именно поэтому Господь даровал нам веру. Вон народу сколько! Да и в церковь приходят, вот сейчас ещё веточек купят. Вот как хорошо. «А где у вас освятить?» – чтоб у меня всё было там освящённое. Слишком дёшево. Святые отцы говорили: дай кровь и прими дух. Только так, а больше никак. Только когда весь живот наш Христу Богу предадим, только тогда достигаем Царства Небесного.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. olgakuz:

      СПАСИ, ВАС ,ГОСПОДЬ!!!

    2. СветланаМ:

      Какая проповедь!Красота! Мурашки по спине и холод по шее. Каждое слово запечатывается в сердце. Благодать Божия глаголет устами отца Димитрия с амвона. Чего уж тут, пора называть вещи своими именами.

    3. Алексей:

      Спаси Господи.

    4. георгий панчулидзе:

      Спасибо вам отец Димитрий.

    5. Галина:

      Дорогой батюшка, для многих из нас вы близкий и родной по духу человек. Спасибо Вам за все.

    6. Юлия Л:

      Спаси Господь Вас,батюшка Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.