Проповедь о крещении в Древней Церкви и о верности Христу
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая утром на Великую Субботу Страстной седмицы 27 апреля 2019 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы [Мф., 28, 1-20].

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф. 28, 1-4). Стояли как мёртвые перед гробом, гроб был открыт, Тело отсутствовало. Христос воскрес и сошёл в ад преисподнейший, для того чтобы вывести оттуда первым разбойника, которому Он обещал: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). А кто из нас пребывал со Христом Спасителем, знает, что это и есть рай. Вывел Адама и Еву, потому что не одну тысячу лет они ожидали, когда придёт искупитель и освободит их от ада преисподнего. Вывел всех пророков, всех святых, всех праведников. И от этого и сотряслась земля, а не только от отваленного камня. И многие тела святых восстали, и люди могли видеть в Иерусалиме.

И вот, Древняя Церковь этот день святой Великой Субботы избрала для крещения вновь просвещённых людей, которые готовились к этому дню. Поэтому мы на этой Литургии поём про них: те, которые во Христа Иисуса крестились, в смерть Его крестились. Спогреблись Ему крещением в смерть. Для того чтобы мы, как апостол Павел в Послании к Римлянам написал, умерли однажды для греха (см. Рим. 6, 10) и жили бы для Бога. В Древней Церкви всегда совершали это крещение ночью Великой Субботы в отдельном помещении, которое называлось баптистерий (от слова «ваптизо», что по-гречески значит «погружаю в воду»). Этих вновь крещёных христиан готовили весь Великий пост. Великий пост – это подготовка к крещению. После крещения они надевали белые рубахи в знак полученной чистоты и со свечами впервые входили в храм к Царским вратам. Тогда Царскими вратами называли вход в храм. И перед ними как перед полноценными членами Церкви, уже крещёными, эти двери открывались, и начиналась вечерняя заутреня так же, как мы сейчас это начинаем. Только теперь мы все со свечами ходим, а тогда это было шествие для принявших только что святое крещение. И вся Церковь молилась за них, чтобы они сохранили свою верность Христу, которая привела их к крещению. И целую седмицу, она называлась Светлой, они ходили в белых одеждах, и весь град из поздравлял с принятием святого крещения, с тем, что они стали теперь христианами. Они причащались ежедневно, и все вместе с ними радовались. Вот так первые христиане этот день праздновали. И много в нашем сегодняшнем богослужении от этого осталось, и мы вновь и вновь переживаем и те древние события жизни Церкви, и сегодняшние, и смотрим, как это отражается в нас.

Одиннадцать же учеников – после того, как убедились в Воскресении Христовом – пошли в Галилею, – как и Господь им заповедовал – на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему (Мф. 28, 16-17). Это произошла первая встреча учеников и Воскресшего Спасителя.

А иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 17-20). И Христос с нами до скончания века. Он нас никогда не покинет. Бывает, люди покидают Христа по разным соображениям. Всяких много соблазнов для людей. Но Он – никогда. Поэтому наша задача в жизни – остаться ему верным до конца. Конец может быть для нас очень разный по всяким испытаниям, по болезни, по разным обстоятельствам жизни. Это есть, как по-славянски говорим, искушение. В переводе на латынь это значит «экзамен». Мы каждый день сдаём и зачёты, и экзамены на своё христианство. Что мы можем принести Христу? Григорий Богослов говорил: всё, чему мы учились, чему научились, всё, что мы поняли, мы принесли к ногам Христа, для того чтоб этим послужить Ему. В этом цель и смысл нашей жизни. И что у нас из этого получится, это зависит от нас. Потому что Господь готов каждому, кто идёт по стопам Христа, в этом помогать о самой смерти, которая есть преддверие Царства Небесного. Потому что если человек идёт за Христом, он не вкушает смерти, а переходит прямо от смерти в жизнь. Если нам это надо, мы сохраним нашу верность.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Теперь просим прощения не за откровенное зло, а за несовершенное добро: нелепое, неловкое, навязчивое и так далее. В общем, всё не так, как надо. А отречься от Христа — Боже, упаси. «Если мы, искупленные из погибели и смерти святой его кровью и ставшие родными сынами его, даже прольем нашу кровь, то и этот дар будет неравноценен, ибо кровь царя, это не кровь раба”.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.