Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь в неделю о воскрешении сына наинской вдовицы (2010.10.24)

Однажды Господь вошёл в город, называемый Наин, и с Ним шли многие из учеников его, и множество народа. Когда Он приблизился к городским воротам, то выносили умершего, единственного сына у матери. А она была вдова, и много народа шло с нею из города. Из соображений гигиены хоронили, конечно, не в городе, а довольно далеко. У нас сейчас внутри города есть кладбища, но когда-то они тоже изначально были за городом. Мы можем эту картину очень хорошо представить, как Господь входит в городок Наин, и вот идёт огромная толпа, и почему-то евангелист Лука говорит о том, что он был единственный сын, и то, что она была вдова. Почему это подчёркивается? Потому что положение её было очень трудным, можно сказать, отчаянным, потому что тогда, в древности, женщины жили своей семьёй, а кормильцем был муж. Она уже овдовела, и её сын – это была единственная надежда в её старости, и вот пережить эти две смерти – это само по себе большое горе, но это ещё связано с тем, что она оставалась без средств к существованию. То, что люди пришли ей посочувствовать в таком обилии, говорит о том, что она и её сынок были людьми хорошими, потому что когда человек находится ко всем в оппозиции, с половиной мира в ссоре, то идти, разделять c ним его горе как-то не очень хочется, в этом чувствуется какая-то фальшь. А то, что пришло много народу, говорит о том, что люди были весьма неплохие. И вот евангелист Лука повествует, что увидев её, Господь сжалился над нею и сказал: «Не плачь». Ну, это вообще довольно просто – подойти к плачущему человеку и сказать: «Не плачь». Но Он этим не ограничился: подойдя, прикоснулся к одру. Несшие усопшего остановились, и Он сказал: «Юноша, тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его.

Он ей помог, помог тем, что имел. У Него не было собственного дома, у Него не было денег, Он не был каким-то чиновником, чтоб назначить ей какую-то пенсию, Он был Сыном Божиим, Который и тогда и теперь распоряжается жизнью и смертью. Более того, те законы, которые мы, так сказать, пытаемся изучать: законы физики, химии, биологии, там, это Он установил, Он – законодатель, Он – источник власти. Вот Он захотел и поменял, вот умер юноша – на то была воля Божия, а теперь воля Божия изменилась – взял и воскрес. Для Бога это не составляет вообще никакого труда, даже это сделал, и не один раз. Как сказано в церковном одном песнопении: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Надо – море расступится; надо – с неба манна упадёт и будет питать голодных в пустыне; умер, надо – воскреснет; нужно, чтобы прокажённый очистился – пожалуйста; нужно, чтобы слепой от рождения увидел – для Бога не составляет никакого труда. Он ей помог. Те люди, которые пришли к ней хоронить сына, выражали своё сочувствие, говорили: «Примите наши соболезнования», другие говорили: «Не плачь». Может быть, некоторые говорили: «Пусть земля ему будет пухом» или ещё какую-то ахинею, которую в таких случаях принято говорить, мы не знаем, но, во всяком случае, ей никто не помог. А Он ей помог.

Ну, понятно, воскресить мёртвого, я думаю, мало из нас кто сможет, а вообще-то никто не сможет. Даже если кому из святых и удавалось мёртвых воскрешать, то это только таким образом: «Господи, помоги», всё равно в конечном итоге воскрешает-то Господь, ни один человек ничего не может. Так и все врачи говорят: «Ну, мы сделали, что могли, а дальше уж молитесь», потому что как там – выздоровеет, не выздоровеет, на это уже воля Божия.

Но Господь даёт нам пример деятельного участия в жизни совершенно незнакомого человека, который страдает и находится в отчаянии: чем можешь, помоги. Он как Бог может вот так помочь, мы – чем-то меньшим, но Он даёт этот замечательный пример. Он, в то время ещё первый христианин на земле, показывает всем Своим ученикам, и их было во множестве вокруг Него, что вот есть ситуация – плачущая женщина, и, конечно, Он ей даёт такой, поистине божественный дар – воскрешает любимого сына. Он его воскресил, тот стал говорить, и Он его отдал матери: «На, женщина, возьми своего сыночка, больше не плачь». Каждый из нас такого сделать не может, но может подумать о том, что если бы ты оказался в такой ситуации, что бы ты хотел от людей. Сделай что-то подобное, и это будет поступок тот, который ждёт от тебя Бог.

То, что произошло в Наине, это не притча, это подлинный случай, но каждое деяние Христа Спасителя должно обучать, мы должны, если мы хотим быть христианами, действовать так же. Здесь нет таких слов: «Иди и ты твори так же», нет, но это подразумевается.

Что ещё ценного в этом эпизоде? Всех объял страх. Чего они испугались? Да нет, они ничего не испугались, это страх, подобный тому, который испытал Пётр после чудесного улова рыбы, люди стали свидетелями силы Божией. То, что их охватило, называется «страхом Божиим», этот страх – это наивысшее напряжение чувства благоговения перед Богом, осознание, что они оказались свидетелями вмешательства Божества в жизнь маленького человека. И души всех людей – свидетелей этого события – затрепетали, и это состояние очень похоже на страх, и поэтому никакого другого слова Лука и не мог употребить. И когда в Писании говорится, что «начало премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10), имеется в виду как раз именно это, вот именно этот страх.

Представим себе, что это совершилось бы сегодня, на Пятницком, на Митинском, на Ваганьковском… Ничего бы не произошло, никакого страха, люди бы остались равнодушными, даже кое-кто бы и пожалел о том, что это произошло, ведь они же лишились бы дохода. Ну, могилу-то вырыли, а за то, чтобы закапывать, им бы уже ничего не заплатили. Я думаю, наверняка бы они пожалели, а потом бы людям рассказывали, что вот некто в летаргическом сне, чуть его не закопали, а вот теперь он проснулся, и чего-нибудь «Московский комсомолец» по этому поводу написал очень такое веселёнькое, вот и всё, и это было бы забыто. Потому что с тех пор прошло уже две тысячи лет, и современный человек за две тысячи лет очень далеко ушёл от чувства страха Божия и от благоговения, очень далеко ушёл. И современного человека очень трудно чем-то пронять с его цинизмом, привычкой насмешки над всем, с его холодным равнодушием вообще к чужому страданию.

И дальше говорили: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой» (Лк. 7, 16). Действительно, вот слова людей простых, из народа, говорят о том, как они глубоко понимали в те далёкие времена суть вещей. То, что они сказали – это просто истина, действительно достойная Священного Писания. Да, Великий Пророк посетил, Христос – Он, конечно, возвещая людям волю Божию, нёс это пророческое служение. Но и они тоже прекрасно понимали, что раз перед ними Человек, и Он воскрешает мёртвых, значит, это сила Божия, это Бог посетил их через Этого Человека, через Его слово. Но что Бог творит через это слово.

Современный человек этого часто вообще не понимает, поэтому обращается ко всяким там целителям, колдунам, астрологам, которые, так же, как сказано в Писании, не именем Божиим действуют, а своим именем: «кто не входит через дверь, пролазит инуде, тот вор и разбойник». Почему же вот те древние люди понимали, что идёт от Бога, а современный человек склонен обращаться напрямую к дьяволу, ему это как-то легче, сподручнее, ему кажется, что это более прямой путь. Да очень просто: кто кому служит, тот тому и раб. Современный человек изо всех сил старается служить греху, и даже пытается вот это своё служение каким-то образом обосновать и сочиняет конструкции, выдавая свои деяния вообще за Божии благодеяния. К сожалению, это так. Всё извращено.

А древний человек, он, видите, очень хорошо это понимает. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и окрестностям, что Великий Пророк восстал.

Мы знаем, что Его пророчества, Его служение больным, обездоленным, голодным не всем понравилось. Древние давно заметили, что Христа распяли из-за зависти, ведь формально не к чему было придраться. Многие искусные и поднаторевшие в изучении слова Божия люди пытались Его как-то уловить, задавали всякие вопросы, испытывали Его, как в Евангелии сказано «искушали», но Он всегда отвечал просто и прямо, и люди в смущении отходили, не могли ничего сказать, потому что Его поступки, Его слова были совершенно безукоризненны. Но ведь помимо таких вещей, которые можно как-то измерить логикой, есть вещи совершенно нелогичные: например, чувства. Недаром народ давно заметил, что «любовь зла, полюбишь и козла». Иногда юная дева полюбит такого урода, что удивляются тому не только папа с мамой, а даже его родители, говорят: «Как? Это непонятно». Чувства… И вот такое же чувство – это чувство зависти. Вдруг, ни с того ни с сего у человека возникает к другому человеку чувство неприязни, которое может выливаться в раздражительность, в злобу, в желание найти в нём какой-то изъян, всё время попытаться что-то в нём такое раскопать, обязательно стремление послушать какие-то сплетни о каких-то его недостатках. Казалось бы, ну, какая тебе, собственно, разница? Откуда это возникает? Это чувство зависти. Не всегда человек может это чувство в себе осознать. Конечно, как у большинства наших страстей, у зависти тоже есть основа: зависть произрастает из гордости. Гордость для самого гордеца совершенно незаметна, так, извне-то её, конечно, видно… И зависть тоже себя, так сказать, старается закамуфлировать: под праведный гнев, ещё какие-то такие находит причины, по которым можно попытаться себя оправдать в этом чувстве. Обычно, когда один человек завидует другому, он может против него выдвигать какие-то странные претензии: у него нос какой-то не такой, походка какая-то такая не такая, одевается как-то он всё с каким-то вызовом или по-уродски, и так будет обвинять в чём угодно, но чаще всего в том, что он дурак. Ну, разве может быть человек виноват в том, что он дурак? Ну, никак, это невозможно человеку, если он дурак, как-то это в себе изменить. Ну, так родился, так его воспитали родители, школа, вот развитие особенное не получилось, как говорится, что выросло – то выросло. Можно дурака научить чистить зубы, завязывать галстук, чистить ботинки, здороваться при встрече, это всё можно, но ума прибавить человеку невозможно. А вот зависть, она обвиняет другого человека даже в том, в чём он не только не виноват, а и не может быть виноват. Вот в чём тут дело.

Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.