Проповедь о труде сердца, эгоизме и любви
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 18 мая 2019 года.

Господь умер на кресте, как учит Церковь, для нашего искупления. Что это значит? Человек в результате грехопадения пал, и это падение выразилось в том, что он отпал от Бога. А источник жизни для человека сам Бог: Он его Создатель, Отец, Благодетель… Я сегодня вспоминал одну свою подругу, 90-летнюю матушку Агнию. Царство ей Небесное! Можно и не говорить, она ещё при жизни была в Царствии Небесном. У неё икона такая большая Христа Спасителя была дома на столике, и она говорила так, руку протянет: «Кормилец!». Почему кормилец? Я вспомнил, что она не сразу стала монахиней, а сперва родила одиннадцать детей. И муж ничего лучше не придумал, как в сороковом году умер, перед самой войной. Хорошо так, с одиннадцатью детьми, без мужа и война. И она говорит: мы ни одного дня не голодали. Господь так устроил, что всё они как-то какое-то питание имели. Другие старые женщины, с которыми приходилось мне в детстве общаться, рассказывали, что это в народе было распространено – обращаться к Богу со словами «кормилец». Поэтому Бог, Он ещё и кормилец. Ведь это же Он такие придумал механизмы, что из того, что есть земля, гумус, из того, что есть семена, растут злаки, растут животные, растет рыба, растут фрукты. Жиры, углеводы, белки, микроэлементы. А мы это всё соединяем. Каждая клеточка наша – это замечательная химическая лаборатория, и мы питаемся.

Не так давно умер самый старый житель России, один ингуш, 123 года. Хорошо пожил, старина, в здравом уме, трезвой памяти, но глуховат, конечно. К старости мы все теряем слух в какой-то степени. Но 123 года — совершенно библейская цифра. А отчего это так он долго прожил? Потому что горный воздух? Ну, наверное, влияет, но самое главное не это. А потому что там у них в народе такой обычай: они очень почитают старших. А сказано в Писании: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20, 12). Поэтому все, кто с почтением относятся к старшим, бабушкам, дедушкам, маме и папе, они живут долго. И видимо, этот христианин простой вот этим отличался даже, может, в большей степени, чем другие соплеменники. Среди вайнахов это очень распространено, поэтому, если долгожителей искать, это там, на Чечено-Ингушской территории. Сейчас это на две республики разошлось, а при советской власти одна была, и там всегда изучали долгожителей, всегда там их было много. Вообще в жизни бывает много всяких загадок – ответ в Священном Писании. И вот Господь видит, как грех начинает властвовать над человеком, уже Каин убил Авеля, и много всяких бед, и с нами самими, и с людьми вокруг… Каждый человек молодой может себе очень легко и быстро, главное, так испортить жизнь, что будет мучиться всю жизнь. И для этого Господь по любви, конечно, к людям, и у него в плане это было, на случай, если потомки Адама и Евы согрешат, ведь свобода была дана. И как их спасать? И Господь решил, чтобы всё было по справедливости, хотя едва кто умрет за праведника (Рим. 5, 7), а Он решил Сам. Для этого принял на Себя плоть человеческую, и эту плоть сохраняет до сих пор. Если кому-то из нас придётся оказаться на Небесах, мы увидим, что Христос в Своём воскресшем теле пребывает, то есть Его Божество и человечество соединены навсегда. И в этом для всех людей большая надежда. Надежда в чём? Что человек вернётся в своё исконное состояние, образ и подобие Божие. Образ Божий – три ипостаси человеческого естества: мужская ипостась, женская и детская. Мы так же триипостасны, как и наш Отец, и Сын, и Святый Дух, а подобия нет. Все люди похожи больше на бесов, чем на Отца Небесного и на Его Ангелов. Хотя Господь мало чем умалил человека от Ангелов (см. Пс. 8, 6). И воплотился Он не в Ангела, хотя у них есть тонкая плоть, а воплотился, стал человеком, для того чтобы тот, кто из нас захочет, вернулся в то благодатное состояние, которое было после создания Адама и Евы. То есть опять с головы станем на ноги.

И самое трудное здесь (я вот наблюдаю за этим, ну можно сказать, пятьдесят лет) объяснить людям следующее. Самое главное извращение природы человеческой именуется одним словом – эгоизм. Эго – это от слова «я». Человек хочет служить себе, ну ещё если сердце хоть немного расширено, то своим детям. Но нельзя, служа себе и своим детям, стать христианином, потому что это извращение. Господь говорил своим апостолам: Я посреди вас, как служащий (Лк. 22, 27). Он создал вселенную, Он создал нам солнце, создал даже луну, чтобы она ночью освещала немного отражённым светом, о пище мы сегодня говорили, и так далее. Человек думает, что это всё ему. Да, всё ему, но Господь хочет, чтобы мы вернули себе подобие Божие, чтобы мы поступали по отношению к людям так, как Он. Не так, как существо, которое любит себя. Как Николай Васильевич Гоголь написал: и волк любит своё дитя. Но это всё не то, братья. Нет, в этом ничего особенного нет, это инстинкт. Господь говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5, 44), добро творите, творящим вам напасть. Человек этого вообще ничего не слышит, как будто это к нему не относится. А если мы хотим вырастить детей христианами, мы должны этому научить. Если мы хотим чему-то научить, то мы должны это уметь. Ты не умеешь играть на балалайке, как ты можешь научить человека играть на балалайке? Невозможно. Поэтому нужно сначала самому стать. Но если человек остаётся эгоистом, он может в церковь ходить, он может быть священником, он может петь на клиросе, он может что-то там организовывать, какие-то воскресные школы. Но если он это делает для себя, для того чтобы его отметили, похвалили, это никому не нужно. Цель воскресной школы – помочь детям найти Христа и понять, что любовь и эгоизм – это противоположные чувства. Потому что любовь направлена вовне, а эгоизм направлен на себя. В этом извращение. Вектор должен быть направлен от себя, а не на себя. «Я», «моё», «мне», «дай» – это всё извращение. А вот «на» – это уже, может быть, и любовь, если в этом «на» нет корысти. Поэтому так вот, если по векторной алгебре объяснять, это всё довольно просто. Человеку надо, он приходит в церковь. Как он получил, уже Бог как бы забывается, Он совершенно не нужен. А Бог хочет от каждого человека, от мужчины, женщины и ребёнка, чтобы это существо (независимо от ипостаси – первой, второй, третей) служило Богу. А служение в чём заключается? Христос говорил: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Вот в этом смысл христианства: поменять вектор любви. Движение должно быть не к себе любимому, а от себя. Все силы ума, сердца, души и тела направить на служение ближнему. Но это же довольно трудно. Люблю-то себя, а люди, они такие противные, все эти бабы, все эти мужики, а дети…

Я тут в самолёте летал в Сибирь, прилетел в среду. Боже, как вели себя дети! Это какой-то кошмар. Те, которые у нас вякают (я с ними всё борюсь, вернее с их мамашами, с курами с этими), они делают, что хотят с родителями. И те. Там были детки от полугода до примерно восьми. Орали, кричали, кривлялись. В детском саду так себя не ведут. Хотя какая разница: сидишь ты на лавочке или в самолёте. Хорошие кресла, есть дают, пить тоже, сортир рядом… Нет, а вот там внутри уже это беснование. Я представляю, что там дома у них творится. Потому что ими никто не занимается, заниматься не хочет, не может. Папы вообще сидят, наушники в ушах, уже приспособились, вообще не участвуют ни в чём. И мамаши такие, истощённые, измождённые, не знают, что делать. Хотя некоторые летят в бизнес-классе, билетик семьдесят тысяч рублей в один конец. Казалось бы... Потому что не знают, как приступить к воспитанию собственных детей. Книжку почитать ума нет. Больше, чем вывеска «Аптека» там, «Салон «Клеопатра»», ничего не может прочесть. А чтобы вникнуть, как воспитать собственного ребёнка, это же целая наука. А самый тяжёлый труд – это труд ума, а ещё труднее – это труд сердца. Поэтому гораздо проще любить себя и быть эгоистом. Поэтому большинству из нас, когда душу нашу возьмут от тела и пойдём мы на суд Божий, Господь скажет: отойдите, Я вас не знаю. Как ты был эгоистом, как тебя мамочка и школа родная воспитала в борьбе за жизнь и за светлое будущее всего человечества, такой ты и есть. Ты никакой не христианин, а обыкновенный комсомолец. Поэтому очень дело наше плохое. И вот труднее всего, хотя я постоянно этим занимаюсь, объяснить человеку, что такое христианство и как быть христианином. Ну дай Бог нам хотя бы, может, на некоторое время, хоть в пасхальное время, понять, что Господь умер и воскрес. Зачем Он это сделал? Что это для нас значит? И вообще что-нибудь. Или только мы всё хотим чего-то: получше жить, поменьше болеть и чтобы дома было богато, чисто и прочее. Что мы хотим от Бога? Даже по тому, что мы просим у Бога, видно, эгоисты мы или христиане.

Помоги нам Господь!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. IrinaLife:

      «…иди с ним два»: свободно, честно, без условий, без ожиданий. Если жизнь подлинная, то она будет расти (как у детей). Это путь «навсегда». Путь таких разных, но равных перед Богом.

    2. Галина:

      Спасибо вам, батюшка Димитрий. И много всего предстоит изменить в своей жизни.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.