Проповедь о жертве Богу, вере и послушании
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 19 мая 2019 года, по евангельскому эпизоду об исцелении расслабленного при Овчей купели [Ин., 5, 1-15] .

Сегодня во всех наших храмах читается Евангелие, которое очень часто звучит в церкви, потому что его читают на водосвятном молебне, а у нас это любимый молебен, он служится в некоторых храмах каждый день, поэтому Евангелие звучит каждый день. Но Евангелие, как эта Овчая купель, у которой произошёл описываемый далее случай, неисчерпаемо. Поэтому даже если человек будет читать некий кусочек из евангельского текста, он всё равно будет постоянно в нём видеть для себя что-то новое. В этом большая польза от чтения Евангелия. Поэтому Господь однажды сказал: Исследуйте Писания <...> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Если мы хотим познать Христа Бога нашего, мы должны Евангелие изучать. Большая беда нашего народа в том, что природная тупость и лень не дают это делать. Поэтому человек осваивает космические корабли, а спроси у какого-нибудь космонавта, кроме пяти, что-нибудь из Евангелия – ни бум-бум, а ведь это гораздо важнее, чем космическая техника. Потому что космическая техника, во-первых, ломается, во-вторых, падает, в-третьих, губит людей, в-четвёртых, очень дорогая и так далее. Много у неё недостатков. И если человек занимается всем этим баловством, то всё равно через 20-30 лет для человека это заканчивается. А Евангелие сопровождает человека в вечность. Поэтому когда Пётр беседовал со Христом и Христос спросил: не хотите ли и вы отойти? (Ин. 6, 67), видя, что некоторые из тех, кто Его слушал, отошли (это дело обыкновенное), он ответил: к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). ТО есть только Христос может научить человека, как достичь вечной жизни. Остальных ждёт то, что тоже есть жизнь, но у неё другое название, она называется вечная смерть. Потому что человек как существо грешное стремится к смерти. Ну, взять детей. Что люди эти маленькие под называнием дети любят есть? Исключительно всякую гадость. Разве это не стремление к смерти? А что хотят 12-летние мальчики? Сразу закурить. Хотя уже читать умеют со второго класса по складам, могут прочесть, что курение вредно. Ничего не останавливает. Стремление к смерти. А Христос даёт стремление к жизни. И эпизод, который мы сегодня будем рассматривать, тоже о таком стремлении.

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот... (Ин. 5, 1-2) – почему Овечьих? Потому что через них загоняли стада в Иерусалим. А с какой целью? Этих овечек, самых лучших из стада, приносили в жертву Богу. Такой бартер: мы Тебе, Господи, овечку, духовенство часть овечки берёт себе и съедает, остальную часть сжигают на больших жертвенниках, дым восходит к небу, древние иудеи думали и веровали, что такое действо угодно Богу. А Господь знал об этих думах и верах и воспринимал эти жертвы. Потому что любая религиозная жизнь основала на жертве. Без жертвы ничего не бывает. Вот в таких формах, вполне языческих, они имели соотношение с Богом. Помимо этого ещё молитвы, конечно, праздники, которые установил Господь. И, конечно, для Бога это совсем не нужно. И Сам Господь через пророка сказал людям, что жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Что Богу от человека надо? Чтоб его гордостный дух был сокрушён. Вот это самая главная жертва. Но люди – материалисты, поэтому они всё хотят сделать что-то. Для них очень важно – направо крестный ход идёт или налево. Или, допустим, какой рукой креститься, правой или левой. Вообще не играет никакой роли. Я помню, руку сломал когда, здесь служил, крестился левой, никто даже не заметил, потому что сложно так в мозгу мысленно перевернуть. А у кого нет правой руки, что ж ему, не креститься теперь? Даже такое простое рассуждение человеку недоступно, потому что большинство людей соображать не могут вообще ничего. Простая дилемма какая-то вызывает затруднения, я уж не говорю, сложные семейные проблемы или по воспитанию детей. Они сразу теряются, начинают кудахтать и ничего не в состоянии сделать. И начинают орать от немощи. Вместо того, чтобы с ребёнком как-то договориться, начинают ему какие-то нотации читать, он сразу выключается и перестаёт слушать. И так далее.

А Господь бы хотел, чтобы человек принёс Богу сокрушенный дух, потому что вот этот гордостный дух мешает человеку приблизиться к Богу. В Писании сказано, что Бог гордым противится (Иак. 4, 6; 1Пет. 5, 5). Каждый гордый человек является противником Бога. Но Бога-то он не знает как такового, потому что каждый гордый себя удаляет на такое расстояние, что он ничего не чувствует. Гордый человек слепой духовно. У гордости такое свойство, что она, как радиация, не видна. Человек живёт в погибели, а думает – вот идиот! – что он во всём прав. Для него главное быть правым. Хуже нет, когда последний дурак становится вдруг правым. Это какая-то безумная ситуация. И опять, Господь хочет нас освобожить от этого греховного безумия.

Итак, Овчая купель была в Иерусалиме, и туда приводили стада овечек. Ехали не на электричке овечки, а их гнали по пыльным дорогам, не асфальтированным, и очень шерсть впитывала много пыли. Поэтому была купель, в которой овечек мыли, чтоб им предстать перед Господом чистенькими. Чистенькие, хорошенькие, молоденькие овечки, которые достойны того, чтоб быть принесёнными в жертву для Храма. Вообще, испокон веков во всех храмах во всех религиях люди стараются для храма всё самое лучшее приносить. Куда ни приезжай, в любую страну, что смотреть? Надо смотреть храм, потому что в этом вся красота данного народа, его понимание архитектуры, декора, богослужения, всяких религиозных смыслов, которые тоже могут быть совершенно дурацкие. Потому что когда народ не знает откровения Божия, он сам себе придумывает какие-то религии. Даже такие есть религии, в которых нет Бога. Например, коммунизм. Сами себе измыслили самоизмышлённую пагубу. Вернее не сами. Это такой бывший христианин, Карл Маркс, который в детстве крестился сам, потом просто стал сатанистом таким. И они его идеи взяли, им понравилось, всё логично. Он человек неглупый, начитанный, ему дали заказ написать книгу про капитал, он её сделал. И вот, нашлись последователи. Вообще любой энергичный человек может организовать любую секту, и обязательно будет у него столько последователей, что вполне можно и машину купить, и квартиру, и есть хорошо в ресторане. Это нетрудно. Дураков хватает, невежества ещё больше. Каждая секта, она примитивна, особенно если идёт из Америки, и там очень легко всё человеку объяснить. А что объяснить? А что мы правы, а они нет. И тут же последователи придут и будут деньги сдавать. В Америке вообще принято сразу: что-то услышал, тебе понравилось, сразу – раз, 20 долларов. И живи себе замечательно – здания строй, торгуйся с налоговой службой. В общем, без адвокатов никуда.

Теперь я заканчиваю про Овчую купель: … называемая по-еврейски Вифезда (Ин. 5, 1, 2). В переводе – Дом милосердия. Почему её так прозвали? Несмотря на то что мыли в купели овец, происходило чудо. Дело в том, что люди, которые приводили туда овец, они приводили их для Бога. И это их стремление Богу принести жертву освящало воду этой купели. И отдельные люди, которые в эту купель бросались, получали исцеление. Никакой медицины в те времена не было, было одно только знахарство. Знахарство и сейчас процветает. Очень много идиотов говорят, что врачей не надо слушать, надо вот делать, как «одна женщина мне сказала». Потом благополучно на тот свет её отправляет эта одна женщина, предварительно взяв с неё изрядное количество денег. Так как любой человек, особенно женщины, но есть и мужчины, очень внушаем, внушить ему можно что угодно. А тут нет, тут действие благодати Божией. Их сердечное стремление приводило к тому, что люди исцелялись.

И вот, рассказывает нам евангелист Иван о том, что Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды – то есть она волновалась, когда Ангел сходил – тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью – от всех болезней – Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет (Ин. 5, 4-5). Какое терпение! Просто потрясающе! Надежды у него никакой не было, и он лежал в надежде, что может быть кто-нибудь ему поможет.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему – задаёт один из самых странных вопросов, который только можно выдумать – хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6). Вот среди нас девяносто процентов больных, и я в том числе. И все мы хотим чего? Быть здоровыми. Это понятно, это очень естественно. Потому что всякая болезнь очень неудобна, надо с ней считаться, надо о ней думать. Некоторые так и говорят: «Батюшка, Вы себя берегите», я говорю: «Иду беречь». Потому что как ни береги, а старость, она уже не радость, всё разваливается потихоньку.

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 7). Каждый человек – современный точно, а в прошлом ещё больше – страшный эгоист: «Вас здесь не лежало», «Вас здесь не стояло», «Вы с талончиком или по живой очереди». Потому что лишь бы пропереться самому. А о том, чему учил Христос, сошедый с небес на землю, Который говорил: был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36), они ещё не знали. Не знали, что угодно Богу. Для них главное одна задача – окунуться первым. Поэтому не все исцелялись, а исцелялись только иногда, редкие. И этому человеку всё, как бы сейчас сказали, не везло. То есть никто его не вёз. А может, тогда и колясок таких не было, чтобы болящих возить.

Иисус говорит ему – ещё более странная фраза – встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). Звучит как издевательство. Пойдём в 50-ю больницу в неврологию, там много лежачих, подойдём, скажем: «Встань, бери матрас, памперсы и ходи по коридору». А человека на ночь даже привязывают, чтоб он не упал.

Но что делает этот человек? Он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел (Ин. 5, 9). Почему? Поверил. Поверил, что Этот Человек может исцелять, поверил, что Он сошёл к нему с небес, поверил, что надо слушаться. И исполнил. И исцелился.

Вот если бы все люди слушались Господа, на земле был бы рай. А мы живём в аду. Поэтому все недовольны, всё неправильно, люди друг друга обижают, грабят безбожно, как лютые звери. Как звери поступают? Они обычно в стаде выбирают болящего какого-нибудь бараника, или овечку, или оленёнка, его задирают. Так же и современные бандиты, они не хотят с другими бандитами связываться, они грабят стариков, как самых беспомощных, наивных, доверчивых и отнимают у них всё, начиная от орденов, кончая пенсией. Вымогают у них деньги на лекарство от всех болезней. То есть в нашей стране идёт тотальное жульничество. И никто их не защищает. Юристы говорят: «Сам виноват, ты должен был читать, что написано». А буковки такие мелкие, что и в лупу не разглядишь. А потом, современный советский человек, кроме вывесок, ничего не может читать, он последний раз читал в школе, в восьмом классе. Читать! Даже в храме никто объявления не читает, хоть вешай, хоть не вешай, человек живёт в своём мире. И потом, я тридцать лет толкую Евангелие, я же вижу, что никто ничего не понимает всё равно, только отдельные люди. Некоторые со мной все тридцать лет, и я не могу до их сведения довести Евангелие, что главная мысль – это не когда тебе всё, а когда ты всем. Вроде просто. Нет. Всё мне, ты обещал, ты давай. Ну вообще не понимают. Как маленький ребёнок: «Ну пап, ты обещал!» Ну если папу трамвай переехал, он не может тебя сводить в цирк. Не понимаешь? Нет, не понимает. «Ты обещал!» И что против этого сделаешь? Ничего. Продолжать учить Евангелию. Если что-то дойдёт, человек может спастись, если не дойдёт, пропадёт в преисподней. Жалко? Ну жалко, конечно, но что делать, если головка и сердце не воспринимают.

Этот эпизод нас как раз учит и послушанию Господу, и тому, что Господь принимает любые действия человека, если они содержат жертву. В данном случае – овец. Или в случае с больными – ведь бывали такие случае, что некоторые люди брали больного и туда его относили и он исцелялся, люди об этом знали.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота (Ин. 5, 9-10). Как я вам могу сказать: «Сегодня воскресенье». Сильная информация. Очень часто приходит на исповедь человек и начинает мне что-то рассказывать, а я это всё проходил ещё в школе. Я обычно прибегаю к своему присловью: «А ты слыхал, Волга впадает в Каспийское море?», например. Или: «Дважды два – четыре». Зачем человеку, который и в математическом институте учился какое-то время, и про Волгу всё знает, и даже был в Астрахани, рассказывать про Волгу? А человек считает, что перед ним полный пень стоит и ему надо всё подробно рассказать. И знаете, почему? А потому что он не поймёт. Каждый человек, ставит себя в такую позу, что он умный, а тот, к кому он пришёл за советом, дурак. Интересная ситуация. Как в школе. Здесь тоже школа, но совершенно другого плана.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5, 11-13). Потому что у Него цель – не собственная слава, Он как первый христианин на земле видит болящего, Он знает про себя, что Он Сын Божий и Он может исцелить. И Он понимает, что этот человек Его послушает. И Он его исцеляет. А там много было других – что-то Он их не исцелил. Он исцелил именно этого, который тридцать восемь лет лежал и додумывал, что главное. И понял, что главное – это не то, что субботу лежать и ничего не делать, а главное – это слушать Господа. И сразу получил просимое.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Потому что всё, что с нами случается, в основном, как правило, это бывает по грехам. И чтобы в нас грех остановить, Господь даёт нам некое прещение. Если мы к нему правильно отнесёмся, то тогда мы выберемся. А если неправильно? Большинство молодых людей, мальчиков и девочек, я так условно говорю, где-то в районе 20-ти лет, совершают такие поступки, что этим уродуют, ломают себе всю жизнь до смерти. Могли бы жить счастливо и добротно, могли бы создать хорошую семью, родить детей, их прекрасно воспитать. Но они этого не делают. Почему? Они не слушают ни папу, ни маму, ни Евангелие, ни батюшку. Они говорят: «Я сам уже взрослый». Но с такой гордостью только себе жизнь ломать, а иногда даже в тюрьму идти. Потому что ему говорят: «Ты с этим парнем не дружи, он тебя плохому научит» – «Нет, он хороший, вы не знаете». А ты знаешь, да, в 20 лет? Ну, иди в тюрьму. Сначала он, потом ты. А бывает и не так. Он тебя сдаст, ты пойдёшь в тюрьму, а он ещё скажет: «Ты меня не выдавай». И он будет гулять продолжать, а ты будешь сидеть за него. Таких случаев не сотни, а тысячи и тысячи. Но гордость у молодых людей превышает разумность. И поэтому эти несчастья. Что могло бы избавить? Простая вещь – послушание. Слушайся старших, и всё. У старших опыт, особенно у тех, которые в тюрьме не были, как-то обошли. Значит они знают как жить и оказаться не в тюрьме.

Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин. 5, 15-16). Так что один человек исцеляет больного, прославляет Бога, а другие хотят за это (за то, что человек был болен, а теперь здоров), исцелившего убить. И так это всё и кончилось, Христа распяли. Почему? Они считали, что они правы, а Сын Божий, сошедый с небес, неправ. Отчего так может человек считать? Оттого что он горд. А гордость делает человека слепым и глупым.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. IrinaLife:

      Христос Воскресе!
      Не ради себя, а ради Христа мы можем себя и беречь, и любить. И это не софизм.
      Он этого хочет.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.