Проповедь о добродетели любви и греховных чувствах
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме святителя Митрофана Воронежского в день памяти св. апостола Иоанна Богослова 21 мая 2019 года.

Христос Воскресе!

Очень хорошо, что вы все пришли в этот день почтить память любимого ученика Христова. Уже много раз приходилось говорить, что обычно каждый учитель любит тех учеников, которые его слышат и слушаются. И вот, как раз Иоанн, которого Церковь называет Богословом, оказался таким учеником. Из всех двенадцати он самый лучший был, хотя, по преданию, самый молодой. Мы видим, что не обязательно в молодости надо быть шалопаем. И вот, Господь его особенным образом отмечал и брал с Собой всегда в ответственные моменты Своей жизни. Например, на гору Фавор вместе с Петром и Иаковым и в другие всякие места, чтобы он всё лучше и лучше усваивал самое главное. А что самое главное? А то, что грех рождает ненависть, злобу, мстительность, зависть, конечно. Это приводит к убийствам. Все войны на земле, все убийства, которые существуют, имеют место быть именно по этой причине. Мы даже видим в Евангелии, которое мы сегодня читали, как просто было во времена Христовы убить человека. Сейчас не каждый пойдёт убивать, потому что побоится ответственности, тюрьмы, а тогда было очень просто. Задумали они убить Иисуса Христа, Он им не нравился. И вот, всячески старались найти какой-то повод, случай, чтобы Его убить. Что ими руководило? Злоба, зависть. И ещё опасение. И ещё им не нравилось, как Он толкует Священное Писание. И они настолько были слепы, что не могли даже видеть, что Он Автор Священного Писания, поэтому он лучше знает, как толковать Закон и Пророки. Но они этого не видели и не чувствовали.

А Христос научил Своих апостолов пониманию, что есть любовь. Я вам ещё напомню в 1638-й раз. Потому что большинство людей, даже ходящих в церковь, ничего в этом не понимают. Сегодня пришла одна женщина, жалуется на себя, что у неё нет чувства любви. Потому что все люди, особенно женщины, может быть, под влиянием литературы или поэзии воспринимают любовь как чувство. А любовь – это совсем не чувство. Любовь – это добродетель. Любовь можно в себе взращивать. И когда Господь говорит: “так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25, 40), Он не имеет в виду, что человек идёт по улице, по 2-й Хуторской, и видит – плохо одетый человек, и он воспылал к нему такими чувствами, что снял пальто и ему отдал. Мотив того, что человек снимает своё пальто и отдаёт другому, содержится не в чувствах, а совсем в другом. В воле Божией. Христос сказал: Был наг, и вы одели Меня (Мф. 25, 36). То есть он хотел послужить не этому полураздетому человеку, замерзающему насмерть при +17 градусов утром в конце мая. А совершенно другими соображениями должен руководствоваться человек, а именно – потому что такова есть воля Божия и потому что это добродетель. Человек хочет созидать в себе любовь. Так что нужно созидать в себе не чувства. Во-первых, все чувства врут. Они человека обманывают, в них очень много ненастоящего, много придуманного. А вот добродетель – это вещь основательная, твёрдая. Этому Господь учил Своих учеников. И Иоанна Богослова выучил, поэтому он был такой и бесстрашный. Он не побоялся прийти и в дом первосвященника, не побоялся и стоять у Креста. Какие им могли овладеть чувства? Например, чувства, как у Петра – страх. А он совершенно бесстрашно стоял у Креста. И эти чувства его мало занимали. Потому что он хотел стоять у Креста Господня, потому что это добродетель – стояние у Креста.

Вот и нам нужно в нашей жизни повиноваться не чувствам, потому что чувства могут быть мимолётные, как апостол говорит, как облака, носимые ветром (Иуд. 1, 12). Чувства очень зависят от того, с какой ноги встал. А не дай Бог, при вставании ногу подвернул! Чувство раздражения: вот, постелили ковров, а я о них спотыкаюсь! Чувство гнева. Самое любимое наше чувство – это раздражительность. Другое чувство любимое наше – это осуждение. И так далее. Это всё ложные чувства, потому что они навеяны часто вообще злой силой.

Поэтому Святая Церковь так высоко ставит Иоанна Богослова. Называет его и апостолом любви, и в календарях отмечают его память красным цветом, как великий праздник. Потому что он является таким образцом. Поэтому я и говорю, хорошо, что вы пришли ещё раз ему помолиться, послушать Евангелие, которое Церковь избрала для него в день празднования, и ещё раз поучиться из тех Соборных Посланий, которые мы читали вчера вечером на всенощной.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Yulia Krukova:

      Чувства не менее важны, чем намерения, мотивы и действия. Когда Христос подошел ко гробу Лазаря, Он не сразу совершал чудо воскрешения. Вначале «Иисус… восскорбел духом и возмутился» (Ин. 11, 33). Иными словами испытал ЧУВСТВО. Любое доброе, угодное Богу дело должно совершаться именно с чувством. С чувством жалости к просящему милостыню бомжу, с чувствами любви, ответственности, долга. Доброму поступку должен предшествовать сердечный порыв, выраженный в любви ко Господу и конкретному человеку. Именно чувство придаст силу молитве. И молитва с чувством всегда будет услышана Богом.

    2. IrinaLife:

      Воистину Воскресе!
      Спасибо, о.Димитрий)

    3. Галина:

      Спасибо Вам, отец Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.