Проповедь о Духе Святом по евангельскому эпизоду встречи Христа с самарянкой
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 26 мая 2019 года по Евангелию от Иоанна. [Ин. 4, 5-42].

Сегодня у нас с вами, дорогие братья и сестры, Неделя о самаряныне. Это вообще удивительный такой текст, который повествует для нас очень много важного, поучительного. Я его читаю каждый раз в пасхальный цикл. Народ меняется, некоторые слышат уже в тридцатый раз, некоторые второй, некоторые ещё первый раз только. И понятное дело, что воспринять его не так-то просто. Но у нас, священников, такая обязанность – обязательно растолковывать в надежде, что хоть кто-то хотя бы что-то понял, потому что действительно важность очень велика.

Рассказывается, что надлежало Спасителю проходить через Самарию. Это такая область, где жили самаряне (а женщина самарянка была). Они были, ну как это можно сказать, еретики, ну как большинство наших русских людей.

Однажды я зашёл по делам к заместителю главного прокурора, и он мне говорит такие странные слова: «Я глубоко верующий человек». Я говорю: «Ну-ка, ну-ка, как любопытно, ну и как же Вы веруете?» И он понёс такую ахинею, что видно было, что он совершенно не имеет никакого представления ни о христианстве, ни о Евангелии, ни конкретно о православии. Поэтому глубина его веры – это глубина бездны, в которой он находится при полном сознании, что он вообще образец для подражания. Но мужик он так неплохой, и специалист хороший в своём прокурорском деле, сейчас он давно уже в запасе, генерал этот. Но просто для меня это было так ярко, так неожиданно. Потому что ожидаешь от юриста такого класса хоть какого-то понимания, хотя бы знания текстов. Оказывается, нет. И то же самое у нас творится со всеми, потому что современный человек не в состоянии ни читать, ни думать, ни рассуждать, ни запоминать. Он больше довольствуется: а вот мне сказали. Когда узнаёшь, кто сказал, оказывается, какая-то баба. Несмотря на то, что апостол Павел сказал: негодных же и бабьих басен отвращайся (1Тим. 4, 7). Но так как никто не читает, а если и читает, то не запоминает, а если запоминает, то не разумеет, то результат (о, если бы ноль!) отрицательный. И приходится эту всю отрицательную энергию как-то вот обращать, может, не на пользу, но хотя бы остановить, чтобы человек не проваливался в эту бездну густопсового невежества, как говорил наш профессор по искусствоведению в институте. Поэтому очень у нас работа в этом смысле трудная и практически бесполезная. Самое тяжёлое в ней, когда задаёшь человеку вопрос, ну например, «как тебя зовут?», а он отвечает «семьдесят шесть». То есть он занят какими-то своими мыслями, но уловить, о чём его спрашивают, это очень трудно. И ты понимаешь, что этот диалог невозможен. Он требует хотя бы на пять минут какой-то адекватности – такое сейчас есть модное имя. Большинство думает, что адекватный – это здоровый, а неадекватный – это псих. На самом деле нет. Человек может быть адекватен чему-то либо или неадекватен. Например, если какой-то мужчина наденет полицейскую форму, он будет неадекватен, потому что форма неадекватна содержанию: у него нет ни удостоверения, у него нет ни каких-то навыков. Это просто будет такой камуфляж. И вот, большинство людей в этих камуфляжах находятся. Откуда они черпают то, что неправильно именуется информацией, даже и выяснять неохота.

Вот, были они еретики, потому что они насытили веру отцов своих вот всякими такими вещами, которые были взяты из язычества. И, к сожалению, руководствовались этим, поэтому все насчет себя заблуждались. А иудеи, которые стояли в вере теоретически правильной, старались даже по Самарии не ходить, делали огромный, почти сто километров крюк, чтоб только не встретиться с самарянином. Ну а тут вдвое хуже, чем самарянин – это самарянка. Потому что для людей на Востоке женщина – это уже что-то второстепенное. Когда «горный орёл» ухаживает за женщиной, он такой весь… всё обаяние, а стоит ему ею возобладать, тут уж «ты должна это», «ты должна это» и так далее, вплоть до того, что «в морду дам». Потому что тоже народы нехристианские, не знают о том, что женщина – венец творения. И Святая Церковь Пресвятую Богородицу так чтит, кстати, вместе с исламом, но это у них как-то не связывается, к сожалению.

И вот, проходил Господь через Самарию. Почему? Ну Он не боялся, Он Сам основатель христианской религии, ему самарянские заблуждения были не страшны. Приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя (Ин, 4, 4-6). Но Он не имел с собой необходимой посуды, ждал, что кто-нибудь подойдёт и даст Ему напиться. Подошла женщина, Он к ней обратился. А одежда иудеев отличалась от одежды самарян. Так было вообще в той древности, да и до сего времени. Я тут давеча был в Ташкенте, мне объяснили, что у каждого племени своя форма тюбетейки и свой орнамент. Они так отличают, потому что на лицо: ну узбек и узбек. Оказывается, тюбетейка показывает, к какому сообществу он принадлежит. Интересно? Очень.

И она удивилась, что Он к ней обращается, потому что иудеи-то не общаются с самарянами. Самаряне думали, что иудеи такие очень гордые. И вот Он с ней стал беседовать о таких вещах, которые Он не обсуждал даже с апостолами, считал, что им ещё рано. А в ней Он как раз разглядел эту слушательницу. Ну а ученики отлучились в город за едой, и Он попросил у неё воды, а она ему напомнила, что иудеи с самарянами не общаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10). Он стал с ней говорить о Духе Святом. На этом нам надо немножко остановиться. По учению святых отцов Церкви, каждый человек трихотомен, то есть у него есть тело, у него есть душа и у него есть дух. И дух в зависимости от того, кому подчиняется этот дух, руководит человеком.

Ну какой пример? Из сегодняшнего дня. Вы, наверное, заметили, что я часто из сегодняшнего дня пример привожу. Некая девочка пятнадцати лет руководствуется духом класса, в котором она учится. А там все девочки помешались на том, чтобы похудеть. Они считают, что у них ноги толстые, там ещё что-то, они сами не знают, и перестали есть в нужном количестве. Это кончается психическим заболеванием, которое называется анорексия. А когда человек сумасшедший, он маму-папу не слушает, и идёт прямой наводкой к смерти. Это такая форма беснования, помешанная ещё на психическом заболевании. Ну в моё время такого не было, все довольствовались тем, что есть, а сейчас все с пятнадцати лет помешаны на изменении своей внешности, начиная от краски волос фиолетового или зелёного цвета, заканчивая стрижками, которых никогда не носили на протяжении всей истории человечества. Но руководит этой девочкой как раз один дух, дух этого класса. И она не может, она как в тисках, она полный раб мнения, которое там клубится в этом классе. Этот дух сильнее всех экзаменов, завучей, учителей и так далее. Нужно идти к смерти. Потому что для всех духов, которые действуют на людей, самое большое блаженство – это человека убить. Вот дьявол, он ненавидит человека. Он так и называется человекоубийца искони. Когда Адам с Евой вынуждены были рай покинуть из-за своего преступления перед Богом, уже их первые дети, Каин и Авель, вошли в такой конфликт, что Каин убил Авеля. Это в первом поколении. То есть уже сатана так настроил, что родной брат убил родного брата. Вот до чего доходит. Самое «сладкое» — это самоубийство, потому что самоубийца (их даже не отпевают, потому что это бесполезно) бросил дар жизни, который дал ему Бог (а Бог дал этот дар, для того чтобы человеку соединиться с Богом навсегда), бросает Ему в лицо. А что такое, если человек доводит себя до голодной смерти сознательно? Это и есть самоубийство. Поэтому для дьявола очень важно привести человека к смерти. Вот это случай из этого сегодняшнего дня. Мамаша, ну как все мамаши, не знает, что делать, это тоже совершенно нормально. Как будто мы живём в бесписьменное время, и негде ничего узнать, всегда в панике.

И вот, духи руководят. И дух может быть Божий, о котором Господь говорит этой самарянской женщине: Я могу тебе дать, и у тебя из чрева реки живой воды потекут. Он сравнивает Дух Божий, Святой Дух, именно с таким водопадом. Но, к сожалению, каждый человек рождается, младенчик, уже грешным. Поэтому те духи, которые владеют людьми, гораздо ближе к человеку. Всякого рода беснования: сквернословие, обжорство или, противоположное, голодовка, непослушание, хамство и так далее. Смотришь ребёночек, ну как ангел, двенадцать лет, открывает рот, а оттуда, как из помойного ведра, такая матерщина. Как это связано? Очень просто: тот дух, который в деточке, он вот таков.

Но почему Господь решил её выбрать? Дальше ещё более чудесные вещи. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Ин. 4, 11). У какая хитрая! Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять (Ин. 4, 12-13). Потому что это всего лишь H2O, из которого мы состоим, и без воды ни одно живое существо жить не может. А Господь, конечно, говорил совсем о другом: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Человек, который стяжал Святаго Духа, погружается не в бездну, а наоборот, восходит к Небесам. И Господь каждому человеку хотел бы дать эту воду, для того чтобы он руководствовался в жизни не жизнью коллектива, не духом родной партии, не книгами, которые в обилии в библиотеках. Апостол вообще говорит: смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею (Кол. 2,8), потому что это продукт ума человека, а он всегда замешан на грехе. А человеку должно руководствоваться только исключительно словом Божьем.

Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей (вопрос на засыпку) пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4,15-16). И выясняется, что она ни за каким не замужем, а те, кто с ней жили, они вообще не мужья. Как называется женщина (вслух не будем произносить), у которой было пять мужиков и ни один не был её мужем? Все знаете, да, как это называется? И вот Христос не гнушается с ней говорить, а наоборот, Он прозрел в ней жажду духовной жизни. Вот это очень важный момент, потому что, как бы человек ни был грешный, он всегда может и изменить свою жизнь, и всегда может угодить Богу, если исправится.

И вот каждый из нас может стать другим под влиянием Духа Божия. У нас на земле есть четыре способа достичь этого Духа. Первый – чтение Священного Писания. Второй – когда мы совершаем какие-то добрые дела, повинуясь словам Господа. Третий – когда мы молимся Богу, Дух Святый участвует в нашей молитве. И четвертый – Таинства Церкви. Мы общаемся с Духом Святым и на исповеди, и особенно (это завершение всего) в Причастии Святых Христовых Тайн. Господь входит в нас, а мы открываем Ему своё сердце. Если не открываем, то, конечно, ничего не происходит. И вот эти четыре источника дают возможность нам возрастать в Духе Святом. Поэтому Церковь Святая нас этому учит, для чтобы мы возрастали в Духе Святом, чтобы нами руководили не другие люди (опять же повторюсь), не книги, а чтобы нами руководил только Дух Святый, который живёт в Церкви и по благословению Божьему Он приходит к нам через Писание, молитву, добрые дела и Святые таинства Церкви.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время (время Нового Завета, время Церкви) когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев (Ин. 4, 19-22). Потому что именно к ним пришёл Христос, и через него спасение. Поэтому задача каждого человека – если он взрослый, то своих детей поставить на ту тропу, которой он придёт ко Христу, и самому идти по этой тропе, вехи на которой поставлены Церковью за две тысячи лет. Нам дана такая возможность, и, идя по этой тропе, мы можем соделаться христианами. Но это только такая вероятность. Апостол Павел говорит: мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). То есть надежда такая есть, но это не значит, что каждый ходящий в церковь, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21). Правильнее сказать, оно войдёт в нас, потому что Господь говорил: в другом месте. Какое это другое место? Это сердце человека. Там происходит, в сердце человека, общение человека и Бога, где будут люди поклоняться.

Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все (Ин. 4, 23-25). Она ещё не чувствует, что Он уже пришёл, с ней говорит и ей всё возвестил, несмотря на то что она... Кто? Произносить не будем. И Господь, несмотря на все наши грехи (а некоторые даже стесняются их произнести), Господь нами не гнушается, потому что мы, хоть и заблудшие, но Его дети.

Пришли апостолы, видят чудо-чудесное: Он разговаривал с женщиною (да ещё с самарянкою!); однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? (Ин. 4, 27). Почему? Они становятся постепенно христианами, они уже стесняются, они уже стали скромны, они не задают вопросов, ждут, пока Господь Сам ответит.

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? (Ин. 4, 28-33). Но Он говорил о хлебе жизни, сошедшем с небес.

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34). Дух Святый также нуждается в том, чтобы Его питать. И вот Он питается тем в человеке, если мы творим волю Божью. Если человек живёт так, как угодно не ему, как ему бабушка там что-то говорит, а если он живёт в согласии с волей Божьей, то Дух Святый всё больше и больше наполняет сердце человека.

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут (Ин. 4, 35-36). Вот Господь пришёл на землю, претерпел ужасающие страдания. Для чего? Чтобы мы имели совершенную радость. Наша жизнь мрачная, горькая, трудная. Отчего? От того, что нет в нас Духа Святаго, которого Церковь называет Утешитель. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи мирный дух». Если так с нами будет – значит, мы станем христианами и будем непрестанно пребывать в радости, непрестанно. И поэтому слова апостола: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Сол. 5, 16-18) – это совсем не пустые слова, это то, что Господь приготовил любящим Его. Потому что только любящий Бога может исполнять волю Божью.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Natalia1603:

      Какая замечательная проповедь! Огромное спасибо за эти мудрые драгоценные слова, отец Димитрий! Дай Вам Бог доброго здоровья!

    2. Irina L:

      :) Вот все и наладилось. Стоило только немного отдохнуть от изматывающих европейских поездок и — пожалуйста. Замечательная проповедь в лучших традициях отца Дмитрия. И не 12 минут, а 29. Спасибо, отец Дмитрий. :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.