Проповедь о делах Божиих, смысле страдания и правильном понимании закона
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 2 июня 2019 года, по Евангелию от Иоанна [Ин. 9, 1-38].

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 1-2). Очень многие люди думают, что всегда то, что произошло с человеком, произошло по его грехам. Это наблюдение имеет основание. Ну, например, человек выпил бутылку водки, сел за руль, врезался в столб. Это самый хороший вариант. Столб упал, машину разбил, в больнице полежал. Тут как бы всё наглядно. А бывает совсем не так. Например, пошёл человек на войну, а его убили. Может быть, он не согрешил, а наоборот, совершил героический поступок. Или как вот этот стюард, который спас пассажиров ценой своей жизни, причём другую стюардессу он действительно спас, потому что задняя часть самолёта – это был её сектор, а он пошёл туда в огонь, а её на своё место. То есть мальчик этот 21-летний сразу в рай отправился из этого горящего самолёта. Конечно, родители плачут, но это просто такой восхитительный человек, настоящий герой нашего времени.

И вот, они спросили: «А кто ж тогда согрешил, если с детства ребёнок слепой?». И многие: «Вот! Где ваш Бог? Почему Он смотрит? Дети болеют!». И для этих идиотов Господь ласково и милостиво изъясняет такой случай, а евангелист Иоанн как Богослов именно этот эпизод избрал, для того чтобы на нём очень подробно объяснить, в чём причина. Бывает, это совершенно никак не связано с грехами человека. Хотя и у младенца есть грехи, и у людей постарше, и у родителей есть грехи. Ибо безгрешен один только Бог. Тот, кто говорит, что у него нет греха, тот просто лжец, или настолько тупой, что не чувствует своей ответственности перед Богом.

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Дела Божии тоже могут быть разные. Например, в данном случае Господь дал ему зрение – это чудо. Но дела Божии могут быть и другие. Стоит слепой на тротуаре с белой тростью, и к нему подходит человек – мужчина или женщина – и говорит: «Вас перевести на другую сторону?», тот отвечает: «Да». Берёт его за ручку, переводит. Вот, явились дела Божии. Потому что кто может внушить человеку, что нужно перевести слепого? Вроде ничего такого значительного нет, по времени займёт минутку, но это явно дело Божие. Он не мимо пробежал, потому что некогда – всем же некогда – а он задержался, перевёл. А если есть возможность ещё спросил: «А куда Вам? Какой Вам автобус?» Довёл до остановки. Можно даже передать другому пассажиру, сказать: «Вот, слепенькому надо доехать до аэропорта, Вы уж его посадите». Это второй уже будет поступок, в котором содержится дело Божие. В чём тут Божие? А потому что этот поступок исполнен милосердия. Оно является мотивом этого поступка. А нас Христос учил: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Это поступок человека, который уже одной ногой ходит по небесам. Он не злой, а добрый. И от своей доброты помогает. Или он не добрый, тогда это ещё более поступок человека божественного, который хочет быть добрым, и чтобы умягчить своё сердце, упражняет его и смотрит по сторонам, нельзя ли какого добра сделать, чтоб ему умягчиться. Даже если сам ещё пока не добрый, но можешь совершить поступок доброго человека. И если ты сделаешь тысяч двенадцать таких поступков, заметишь, что сердце твоё умягчится и тебе хочется это делать. Это гораздо лучше, чем орать, возмущаться, жаловаться и прочие вещи. Обычно человек раздражается, высказывает всякое недовольство. А тут наоборот. Даже просто иногда промолчать для большинства составляет труд. Для женщин это вообще невыносимая мука. А взять и промолчать. Это поступок, на котором как раз является слава Божия. Промолчать ради чего? Ради Христа. И каждое дело, которое делается человеком делается ради Христа, сразу является славой Божией. Однажды Господь сказал: чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Вот так Евангелие всё время говорит об одном. Здесь вот практически.

Но на этом Господь не останавливается: должно делать дела Пославшего Меня – то есть Отца Небесного – доколе есть день – имеется в виду, свет Христов светит – но приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). Это время антихриста, когда всякое доброе дело будет наказываться, и чтобы его совершить, нужно обязательно пострадать. Такие времена бывали как репетиции. Например, многим людям, чтобы сделать доброе дело, пришлось пострадать. Например, прятать партизан. Прятали, их ловили и вешали. И люди шли на это. Был такой случай, он меня поразил, я даже имя запомнил этой женщины, Пелагея. У неё было несколько детей. Она спрятала лётчика, который выпрыгнул из горящего самолёта, подбитого немцами, и где-то в лесу он сел. Немцы прочесали – нету. Они поняли, что у кого-то он прячется. Пришли к этой Пелагее, до этого, может, ещё к кому-то пришли. И её сыновей поставили, взяли младшего и убили. И говорят: «Всех убьём, если не скажешь». А он лежит у неё в подвале. И перестреляли всех, кроме одного, который успел убежать. Это был самый старший, он добежал до леса и этот случай рассказал. Потом расстреляли и её. Парень остался, вот, донёс до нас имя этой Пелагеи, которая ценой своих детей, не помню, не то пять было, не то шесть, сохранила жизнь этому лётчику. Лётчик выжил. Вот, тоже поступок очень важный. Нельзя делать доброе дело. Когда антихрист придёт, чтобы вытравить из людей всё. У нас была такая репетиция при большевиках. Достаточно иметь отношение к церкви, на клиросе петь – расстрел. Священник – расстрел, дьякон – расстрел, епископ – расстрел. Очевидно, раз священник, он носитель опиума для народа. А опиум только один – это коммунизм. Поэтому пользуйся тем опиумом, который в аптеке продаётся. А уж Церковь – нет, нельзя. Но всё равно Господь и церкви сохранил. Мы с вами – сейчас время благодатное – можем собираться, никаких обид нам не наносят, храмы строятся, слава Богу. Зачем-то это делается. Храм построить – это тоже большие усилия. Тот, кто ребёночка усыновляет – это тоже большие усилия, самоотверженные. Это всё дела Божии. Пока есть к этому возможность.

Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел (Ин. 9, 6-11). Царь и создатель вселенной спускается с небес, рождается в Вифлееме, испытывает гонения с детства, пришлось святому семейству бежать в Египет от царя Ирода, который убил 14 тысяч младенцев в Иерусалиме и окрестностях, надеясь, что среди них попадётся новый Царь Израилев, бывший ему конкурентом. Но всё равно Ирод умер страшной смертью, Иосифа Ангел известил, что он уже отправился на своё место в преисподнюю, потому что с такими злодеяниями нет возможности спастись. Но власть очень сладка, поэтому ради власти всегда люди убивают других, чтобы власть удержать во что бы то ни стало. Это вместо того, чтобы тихо-мирно в отставку уйти или в крайнем случае сбежать в другую страну, потому что помимо власти всегда ещё деньги воруются, но не всегда это получается.

Исцелился. А люди даже и не верят. Почему? Никогда такого не видели. Слишком большой контраст. Это говорится, чтоб показать нам, тем, кто участвует через чтение этого эпизода, становится как бы наблюдателем через буквы и фразы, как милостив Господь к каждому человеку. Часто мы не понимаем, что ребёночек страдает. Как «для чего»? Например, чтобы не стал употребителем героина. Или чтобы, например, не бросил жену с двумя детьми, потому что он, инвалид, даже жениться не может, в таком он тяжёлом состоянии. И так далее. Для того чтобы у всех людей, которые живут вокруг него – это очень важная функция каждого болящего – вызывать сострадание. Потому что высшая форма любви – это сострадание, когда воспринимает человек чужую боль как свою. Как Христос. Ну подумаешь, какой-то болящий у купели Силоам сидит, да там их полно! Но Господь увидел его и дал ему зрение. Он дал ему то, что Он мог ему дать. И от нас не требуется, чтоб мы дали очи слепому. Хотя помолиться можем, и был такой случай недавно, даже в интернете написали. Отец Георгий описывает, что привели мальчика слепого крестить. А он подумал, мысль просто такая мелькнула – от Ангела-Хранителя, конечно – что князь Владимир перед своим крещением в купели Херсонеса ослеп, а когда вышел из купели крещальной, оказалось, что он прозрел. Он подумал: а если помолиться за мальчика? И мимолётно помолился. Мальчик вышел из купели и прозрел. Как говорится, медицинский случай. Ну точно-точно как с князем Владимиром. Но князю Владимиру предстояло большое поприще – обращение Руси в христианство, а что ждёт этого мальчика, мы не знаем, но молитва отца Георгия дала возможность ему прозреть прямо в купели крещения. Что чудо тысячу лет назад, что нынче. А Христос-то тот же. И вот, каждый из нас может в своей жизни стать участником этого события, стать посредником между страдающим человеком и Богом. И для этого только Христос создал Церковь – чтобы каждый из нас мог делать дела Божии. Захотел на человека рявкнуть – и промолчал. Это дело Божее. Захотел отстаивать свою правоту, а вспомнил, как Христос молчал на суде Пилата – и промолчал. Твори, Господи, Свою волю. И спокойно, со спокойной совестью не вступил в эту идиотскую перепалку, потому что доказать всё равно ничего нельзя, особенно если человек раздражён. И дела Божии тогда будут побеждать. Почему сейчас дела Божии не побеждают? А потому что мы очень незначительно используем эту возможность послужить Христу. Больше думаем о себе. Но это с христианской точки зрения совершенно неправильно. Это дорога, ведущая в противоположную сторону от Царства Небесного.

Но тут ещё появляются некоторые персонажи, ибо так случилось, и Господь делал это специально, что всё это происходило в субботу, когда по законам нельзя ничего делать. Вообще, по закону много чего нельзя делать. Если две минуты второго, уже у нас обед, ты должен ждать целый час, а если нарушить закон, тебе можно 200 грамм масла отпустить вполне за счёт своего обеда. Можно поступить по-христиански, можно поступить антихристиански. И вот, они требовали от Христа, Который был единственный христианин на земном шаре, чтобы Он поступал антихристиански. Хотя Он пришёл, для того чтобы создать Церковь, чтоб она назвалась потом христианской и как раз делала всё как Он.

И вот, они повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек – почему? – потому что не хранит субботы (Ин. 9, 13-16). Не от Бога. А почему не от Бога? Нарушает закон. А почему Он нарушает закон? А они не понимают, в чём смысл закона. Не понимают. Закон дан был такой, чтоб они не забыли Бога, хотя бы раз в неделю вспоминали о Нём, отлагали все дела и служили бы Богу. А тут прям случай – послужи Богу. А они – нет, закон важнее. То есть они извратили смысл закона. И так поступают в каждом государстве все – начиная от судей, которые берут взятки и кончая следователями и дознавателями. Вот недавно один дознаватель установил, что у шестилетнего мальчика, которого задавили автомобилем, три с половиной промилле алкоголя было. То есть ему заплатили, он написал, что мальчик был в дребадан пьян. Для того, чтобы женщина, которая задавила насмерть, не подлежала суду. То есть закон что дышло, как повернул, так и вышло. Вот закон. Те люди, которые его правят, так вот поступают. И это сплошь и рядом. 70 тысяч человек у нас в стране освобождается из зала суда, потому что суд устанавливает, что эти люди уже год просидели в СИЗО совершенно ни за что. А пока он сидел, весь его бизнес прибрали к рукам другие люди. Вот вам. То есть с помощью судебной системы, судебных приставов происходит грабёж натуральный. Хуже всякого бандитизма. Всякие бандитизмы у нас модно называть английскими словами – рэкет. Или вместо того, чтобы сказать: «убить ребёнка», говорят: «аборт». Очень звучит. А никакой не аборт – взяла да убила. А все, кто в этом замешан, соучастники. Вот в штате Алабама в Америке теперь таким, кто сделал аборт, дают десять лет тюрьмы – и докторам. За убийство умышленное невинного человека. Ну вот это нормально. А как же? Нас не поймут! А что тут понять? Закон написать: убил – тюрьма. И всё. И больше даже не будет возможности забеременеть, раз тебе дети не нужны. А то женщину, которая оставит ребёнка в аптеке, судить. Но она же оставила в медицинском учреждении. Или осуждают, что в детский дом сдала или оставила в роддоме. А которая убила – нет. Это совершенно сумасшедший народ, не различает. И эти фарисеи дошли до того, что не различают, что хорошо, то плохо. То, что слепой – а, пусть ходит. А то, что сейчас будет зрячий – нет, это нарушение закона.

Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? (Ин. 9, 16) – то есть понимали, что во Христе какая-то сила, потому что раньше не видели, чтоб слепой получал очи. И была между ними распря (Ин. 9, 16) – потому что никто не может помолчать, поэтому сразу распря.

Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк (Ин. 9, 17). Совершенно верно: у Христа было пророческое служение, потому что Он говорил от Бога, от Отца Небесного, Он возвещал людям волю Божию. А воля Божия заключается в том, чтобы закон исполнять правильно.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел – учше не поверить, конечно, чем отказаться от собственного дурацкого мнения – доколе не призвали родителей – о, не поленились – сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем (Ин. 9, 18-21) – устраняются. А почему устраняются? Ну они знают, кто такие фарисеи. Вроде исполняют закон, а злые как собаки. Они и народ науськали, чтобы Христа распять, эти вот законники, потому что лицемеры натуральные. Господь так и сказал: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Они натягивают на себя маску праведников, законников, а на самом деле хуже породы людей вообще не бывает.

Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги (Ин. 9, 21-22). Чувствовали, чем пахнет. А в синагоге они были хозяева. Вот борьба за власть.

Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин. 9, 23-25). А у этого откуда такое мужество? Он им противоречит, он вступает с ними в спор. Откуда – от Бога. Его коснулась благодать Божия. А благодать Божия способна из кролика делать льва. Поэтому люди, как Пересвет и Ослябя, Александр Ярославич Невский, они не боялись идти на врага большего числом и лучше вооружённого. Александр Васильевич Суворов очень верующий, говорил: «Слава Богу, мы русские! С нами Бог!». И вперёд, всех подряд не разбирая. Почему? Благодать Божия, он её ощущал. И вот этот евангельский прозревший. Благодать Божия его окрылила, он совершенно не боялся этих фарисеев.

Снова спросили его: что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? – и тут даже поддразнивает их – или и вы хотите сделаться Его учениками? (Ин. 9, 26-27) – то есть он смеётся над ними.

Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил БогСего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его – а воля Божия в том, чтобы каждый человек делал добро – того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон (Ин. 9, 29-34). Но что-то вред ему какой-то сделать побоялись.

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (Ин. 9, 35-38). Вот так Господь с небес призрел на слепого и увидел в нём Своего будущего ученика. Почему нас Господь нынче здесь всех собрал? Потому что в каждом из нас Он призрел и увидел – в каждом из нас есть возможность стать учеником Христовым. Сейчас вот очень много народу поехало на дачу, многие так гуляют кто куда. Мы собрались здесь. Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Мы с вами избранные, нам дана такая возможность. И от нас только зависит, прозреем ли мы, что любовь – это всё, а фарисейское лицемерие – это самая большая мерзость, которая только изображает любовь, а на самом деле её не имеет. Поэтому если пойдём путём, которому учит нас Господь, мы по-настоящему уверуем в Сына Божия, Спасителя и Мессию.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Алексей:

      Спаси Господи.

    2. Галина:

      Низкий Вам поклон, дорогой отец Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.