Проповедь о Богочеловечестве Иисуса Христа, тленности земного мира и отсутствии в нас смирения.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, прочитанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на праздник Вознесения 6 июня 2019 года. [Деян. 1, 1-12].

Нынче Святая Церковь празднует Вознесение Господне – знаменательное событие для всей вселенной, не только для Церкви, не только для нас, живущих на земле. Божество, которое было соединено с человечеством во Христе Спасителе, которое так именуется – вочеловечение, теперь соединено навсегда. И Господь с этими двумя природами – божественной и человеческой – Сам вознёсся на небо. Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов пишет: Господь, собрав их (своих учеников) повелел им не отлучаться из Иерусалима, но сказал: ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня (Деян. 1, 4). Что Он обещал? Он обещал, что когда Он вознесётся от них, от земли на небо, то Он пошлёт им Духа Святаго, Которого Он назвал Утешитель. И, конечно, потеря при расставании у учеников была очень велика, но Он обещал, что Дух Святый их утешит. И так через десять дней и случилось: Господь Святый Дух сошёл на них в виде огненных языков, и действительно они получили такую радость, они так веселились. А люди часто вообще не понимают, что происходит. И те, кто их видел, думали, что они немножко сладкого вина выпили больше нормы. Потому что каждый человек говорит от своего опыта, и у обычных людей, кроме как выпить, никакой радости в жизни нет. А о Духе Святом они и не слыхивали. А святые апостолы не только слыхивали, но и даже ощутили Его пришествие. И с этого момента мы считаем явилось образование Церкви, её рождение.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). До сих пор среди них мысль возрождалась, потому что везде в народе учили тоже совсем не духовным предметам. Субботу исполняли формально: главное, ничего не делать, а то грех. Так же и про Царство. Господь им говорил много раз: Царство Мое не от мира сего (Ин, 18, 36). Но большинству людей нужно то, что от мира. Так люди и говорят: главное – здоровье. Но если оно главное, здоровье, тогда зачем тогда умирать? Сколько бы у тебя здоровья ни было, всё равно помрёшь: один пораньше, другой попозже, но это не принципиально. В тридцать лет так же неприятно умирать, как и в девяносто пять. Я это часто наблюдаю, поэтому вижу, что никакой, собственно, разницы нет. Но никакого царства очередного, следующего Господь и не собирался восстанавливать, потому что это сущая глупость. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это математический закон, но его сочинил тоже Господь. Поэтому сколько гнилые брёвна ни перекладывай, когда ты что-то из них построишь, всё равно будет гнильё. Так же и люди, что бы они ни строили, получают одно и то же. А сколько было построено империй замечательных, мощных! Римская империя. Что с ней стало? Её нет. Византийская империя. Что с ней стало? Её нет. Осталось несколько, как мы говорим, памятников, как на кладбище. Была Российская империя. Что с ней стало? Всё, что в ней было, всё рухнуло… всё. Османская империя. Что с ней стало? Да ничего, маленькая Турция: купи-продай, иди купайся, «всё включено» — вот и все османы, больше ничего. Сейчас на подступах американская империя. Они как-то кочевряжатся, чего-то пытаются это всё как-то затормозить, но 13 трлн. долларов долгов – это невозможно устоять, всё обязательнейшим образом рухнет. Почему? Без Бога ни до порога. Это неизбежно. Так и человек, каким бы здоровеньким ни был, всё равно он обязательно умрёт. Поэтому это бессмысленно.

То, что Господь даёт, это нечто гораздо большее – Он даёт жизнь вечную. Царство не какой-то там империи, а Царство Божие. Он хочет через Христа (а Христос – Сын Божий) усыновить всех. Для чего? Чтобы мы как наследники Отца Небесного получили бы в наследство это Царство. Но мы упираемся, мы скребёмся за эту землю ногтями и всё пытаемся и подольше, и полегче, и повкуснее, и всякими глупостями засоряем мозги наших детей и внуков, и всё хотим, как у людей. А что у людей? У людей один сплошной грех, вместо того чтобы поучиться у единственного, истинного, верного Учителя – Христа, который от Себя ничего не говорил, а только то, что от Отца Небесного, то и передаёт нам. И только некоторые этому верят и усваивают. Единственное условие обучения – это когда ученик верит учителю, а когда он сомневается, то ничего не получается. А почему он сомневается? От гордости. Потому что каждый человечек, который на ту же букву, что и «червячок», он о себе много мнит. А если у этого «червячка» в головке лопнет сосудик, он будет слюни пускать и речь потеряет. Но считает себя чем-то очень важным, и очень трепетно относится к своему мнению, а мнение полностью идиотское, ну насквозь. Потому что оно не учёное, оно не от Бога, всё наоборот. И вот человек всё время в таком сражении с Богом находится, совершенно в бессмысленном, вместо того чтобы всем сердцем Его принять. И, естественно, от этого страдает.

Поэтому большинство страданий человека происходят от отсутствия смирения. Вот даже маленькие детки: он чего-то требует, что не по его, он начинает орать. Чего он орёт? Он страдает. Он страдает по тому, что ему там чего-то не дали: «опасную бритву на, поиграй!» или «на, побегай по проезжей части, где машины, бегай-бегай, пока тебя не раздавят, как лягушку, которая выползла после дождя на асфальт!». Нет, он хочет. Хочет. Он считает, что это важно, что это надо. Для этого существуют родители, которые его от этого оберегают или не оберегают. Тогда либо больница, либо кладбище, другого ничего нет. Потому что ребёнок не в состоянии осознать всей опасности, он маленький. И не только ребёнок. И тигрёнок, и воробушек – у всех одно и то же. Папу с мамой не слушаешься – вот так вот всё и бывает. И вот Отец Небесный так устроил, завёл этот механизм, что у человека есть и папа, и мама, и в помощь бывают ещё дедушка и бабушка, да не просто пара, а две пары, чтоб глаз было побольше, чтобы оправдалась пословица: у семи нянек дитя без глаза. Бывает так: глаз-то много, но смотрят опять не туда, куда надо. И вот эта гордость делает человека слепым. Своё мнение человек считает самым важным, истинным, люди такие обычно борются за правду, за справедливость, не понимая, что, как сказал Ефрем Сирин, не называй Бога справедливым, если бы Бог был справедливым, мы все были сегодня же в аду. Потому что там наше место, мы не просто его заслужили, а мы только и приспособлены своим разумом, своей гордыней для ада. Это место для людей, имеющих собственное мнение, собственную жизненную позицию и так далее. И вот это для этих людей. Там, как шпроты в рижской банке, они плотно так уложены валетом в два-три слоя, потому что ничего другого нет. А Царство Небесное про смиренных. Я в одной древней мудрой книге прочитал: смиренный вообще не скорбит. Отчего у нас такие скорби? Только от гордости, от несогласия. Мы считаем то, что нам благословляет пережить Господь, это Он неправильно. Это люди плохие, дети неблагодарные, правительство свиньи и так далее. Всё не так, как надо, как Владимир Семёнович пел в своей песне. Вот «всё не так, как надо». Только знаешь ты, а уж Бог ошибается. А некоторые на Бога ропщут: Бог вот не такой. Так пойди замени. Поезжай на юг, режь головы, там можно удовольствие получать: отрезал голову, и доволен.

Другого всё равно пути нет. Вот единственный узенький путь, и Господь указывает его. Когда они стояли, и Ангелы подошли, говорят: ну мужи-братья, что вы смотрите на Небеса? Вот как Иисус Христос ушёл (а Он так вверх влетал и превратился в светящую точку, и она потом растворилась в небесах), вот так же Он вернётся назад. И вот две тысячи лет мы уже ждём, когда Господь придёт. Все признаки уже так потихоньку сбываются. Близко есть, при дверях уже это событие, но отрадно знать, что Он соединился с человеком навсегда. И любой из нас может соединиться со Христом, или пока не из нас… Вот сегодня одна женщина пришла такая интересная, говорит: «У меня такая сложная ситуация». Я говорю: «А в чём сложность?». «Я, – говорит, – некрещеная». Я говорю: «Ну и какая ж тут сложность?» – «Ну вот хочу креститься». Я говорю: «Зачем?». А она не знает. Я говорю: «А как тебя крестить, если ты не знаешь, зачем тебе креститься? Ты, может, сперва узнай, тогда обсудим, надо ли, не надо». И вот опять, женщине так крепко за пятьдесят, ну это-то можно узнать? Ну, конечно, можно. По этому поводу книг написано две дюжины, можно всё узнать. Но, как маленький ребёнок, «хочу!». Здорово, да? А римским папой не хочешь быть? Или в спецназ идти служить на старости лет? Вот «хочу», это вот осенило так. С такой ноги правильной встал и захотел креститься. Ну вот, обязательно всё надо делать с пожданием, не спеша, с рассудительностью, обязательно с осознанием, с пониманием. А то бывает другое. Сегодня одна женщина устроила скандал. Она мне говорит: «Спасибо за приём». А какой приём? Я даже не знаю. Я говорю, что сторож, когда говорит «переставьте машину», надо переставить, потому что мы делаем для удобства тех, кто размещает машины во время службы. Она там стала артачиться, ей показалось, что это грубо. И говорит: «Желаю вам того, что Вы мне пожелали». А что я ей пожелал? А я ей пожелал, чтобы она пришла в какой-то порядок мысли. А она ничего не слышит. Вот говорит своё, и она думает, что мы на ток-шоу у Владимира Соловьёва. Там все орут, и кто переорёт, тот и прав. Ну это в детском саду ещё можно. На ток-шоу тоже нельзя, но там люди тоже уже очумели совсем от этой политики. Но пришёл человек в храм, желает причаститься. Её причастили. Глаза вытаращила, на душе тяжело, мучается. А чего мучается? От одной простой вещи: считает себя правой. Пришла в чужой монастырь, и свои порядки. Ей рассказывают о порядке, а она против. Сторожа тоже дураки: таких болящих надо оставлять в покое. Пусть ставит хоть на крышу, и ещё пять рублей дать на бензин. Но тоже – инструкция. В общем, тяжело нам с людьми. Но другого пути нет. Путь на небо только один. И вот каждому из нас надо нащупать этот путь и идти по нему. И никого не надо спасать, потому что это проще – спасать кого-то, чем самого себя. Есть древняя монашеская поговорка: спаси себя и хватит с тебя. Представляете, на одного человека в Царстве Божьем будет больше!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо вам отец Димитрий.

    2. ЯиТы:

      «Ведь все красоты нищенски пусты.
      Они — не Ты, а только ложный лад
      Твоей ненаступившей Красоты»
      Спасибо, дорогой батюшка!

    3. Галина:

      Слава Богу, что послал в мир такого человека для вразумления всех,кому это важно; а наш путь направил так, чтобы мы встретили в своей жизни отца Димитрия и тех, кто рядом с ним. Спаси, Господи.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.