Проповедь о принятии человеком Святого Духа
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, прочитанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 15 июня 2019 года.

Церковь вступила в свой день рождения. Церковный день начинается с вечера, и поэтому мы уже начинаем праздновать, и совершается сначала вечерня этого дня, а потом уже утреня, где мы величаем Пресвятую Троицу, поэтому в народе возникло второе название, как у многих наших двунадесятых праздников, именно – день Святой Троицы, но изначальное название – день Сошествия Святаго Духа на апостолов. И сегодняшнее Евангелие от Иоанна говорит о том, как Господь явился апостолам после Своего Воскресения и сказал: примите Духа Святаго (Ин. 20, 22). Это есть цель и смысл христианской жизни – принять Духа Святаго. В Писании сказано: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). А тогда какого духа человек имеет, если не Духа Святаго? Духа жадности, духа гнева, духа зависти, духа сребролюбия, духа осуждения, духа превозношения, духа тщеславия, духа гордыни. И можно до следующего вечера рассуждать, перечислять, а если все оттенки, то и не сможем всё перебрать. Почему? Потому что не один дух овладевает сердцем человека, а, как сказано в Писании, имя им легион (см. Мк. 5, 9).

Некоторые люди даже на людей не похожи, а больше похожи либо на сумасшедших идиотов, либо на зверей. Но есть ещё худшая ситуация, когда человек говорит: «Я ничего не могу с собой сделать». Что это значит? Это значит, духи им завладели.

Бывает, например, жадность овладевает. Мне сегодня одна женщина рассказала, что у неё умер отец, умерла бабушка, и этим воспользовался сосед. А у неё огромная дача, понимаете, размером чуть ли не как бытовка и четыре сотки земли. И сосед воспользовался, чтобы забор переставить и отхватить у неё полтора метра территории. Представляете, жадность какая? У самого 15 соток, но у того, у кого четыре, надо отнять, воспользовавшись, что и хозяин помер, и бабка, на которой всё это было. Жадность до неприличия, настолько человека жадность обуревает. Обычная ситуация – это когда каждый человек, конечно, грешный, но нормальный человек старается, особенно в обществе, как-то скрыть. Каждый хочет выглядеть чуть получше, чем он есть на самом деле. Противный, злой, раздражительный, подозрительный. А хочет выглядеть комильфо. Чтобы что? Произвести хорошее впечатление. Если не сам по себе, то хотя бы впечатление. А тут такая жадность, что он даже забывает о впечатлении. То есть это вообще уже дно. И тем не менее, это бывает, когда бес жадности человеком завладевает. Миллиард накопил, потом 10 миллиардов, потом 20. Ну попробуй, истрать. Это надо Чёрное море купить. Но человек не может остановиться, успокоиться. Он нервный, злой.

Был такой в моей молодости миллионер, он в те времена был самый богатый в мире. Ну, имел какие-то гроши: всего, по-моему, забыл, не то два, не то четыре миллиарда долларов. Вот, и что же? Он в своём замке, а он жил не в Америке, а в Европе – ну, пейзажи там посимпатичнее. И у него в замке на каждом этаже стоял телефон-автомат. Если кто из гостей хотел позвонить он должен был, сколько там, я забыл, в Америке, по-моему, 20 центов опустить и позвонить. Для своих гостей. Вот Сальвадор Дали, например, 250 тысяч долларов тратил на шампанское только – угощал своих гостей шампанским, сам не пил. А этот 20 центов с каждого брал, а когда ехал на такси, брал попутчика. Самый богатый человек в мире. Кто он? Сумасшедший. Ну, конкретная ситуация – помешан на деньгах. Очень тяжёлое заболевание. Всё время надо что-то придумывать, экономить, деньги включать в работу, хотя мог бы жить спокойно.

Это страсти и производимые ими грехи, вызываемые бесами одноимёнными. Если кто любит деньги, то это его мучает бес сребролюбия. И так далее. И эти страсти и грехи управляют человеком. Человек не может ничего с собой сделать, даже совершает вещи, которые просто человеку считается в приличном обществе недостойным.

С другой стороны, так как, если остановиться уж на богатом, деньги всем нужны, у каждого богатого много приживальщиков. Как Фёдор Иванович Шаляпин, небедный человек, говорил: «Дайте мне горсть червонцев, я в трамвае спою». Почему? А потому что, как он говорил: «Вы даже не представляете, скольких мне – сто человек приходится кормить!» Всякие двоюродные, троюродные, четвероюродные, племянники, старики, тёти-дяди. Дольше будешь слушать, кем он ему приходится, лучше дать на обед. Вот, поэтому он старался даже всегда если пообедать, то немножко и за чужой счёт. Он всегда так говорил своему любимому другу Косте: «Слушай, Кость, пойдём в ресторан? У меня три рубля» Знает, что меньше чем за червонец, не поешь, но чтоб с Кости взять семёрку, а с себя трояк. Хотя Костя жил беднее гораздо. Вот такие дела. Вся вот эта человеческая жизнь в этом отражается.

А те, которые пошли за Христом, стараются, чтобы Дух Святый вытеснил эту нечисть из человека. Тогда человек себя не оправдывает, как это обычно бывает, но наоборот. Состоит подвиг христианский из двух частей, так условно можно разделить. Первая – это изо всех сил препятствовать страстям в себе действовать. А во-вторых, просить у Бога всегда, когда вспомнишь – и утром, и вечером – чтобы Он от этого очистил. Если Господь увидит, что сердце искреннее, человек не на словах, не выпендривается перед кем-то, то Господь начнёт ему помогать по мере усилий самого человека. Желание человека исправиться, характеризуется его усилиями. Потому что если человек лежит на диване, папироску курит, ничего не делает: «Эх, устроиться бы на работу!», извините – так не бывает. Надо обязательно приложить труд. И для того, чтобы жить по-христиански, хотя бы чуть-чуть, нужно всегда приложить труд. И уж Господь ждёт в течение жизни каждого человека. Кто уже готов, Господь забирает себе. Кому ещё надо трудиться, те остаются. Или есть особый контингент людей – это святые, которые живут среди нас. Несвятые святые, которые живут уже не для себя, потому что они достигли благодати Святаго Духа, а живут для того, чтобы помочь вот этой благодатью другим. Молятся по просьбе, совершают всякие подвиги ради Христа. Такие тоже есть. Уже достиг святости человек – и всё равно продолжает жить, и очень часто до ста лет, и некоторые даже больше. За 90 очень часто.

Так что мы празднуем день рождения Церкви, в которой всё делается Духом Святым. Всё. И мы должны этому делу служить. И Церковь так назвала, как Христос в первый раз сказал: это Дух Утешитель. Он утешает человека. Потому что много скорбей, много нападений. Каждый человек, желающий жить благочестиво, будет гоним, прежде всего, от своей семьи, потому что такого понимания стопроцентного он никогда не встретит. Потому что понимание он может встретить только у такого же человека, который стремится к святости. Тогда они прекрасно друг друга понимают, чувствуют на расстоянии. Знаменитый случай с преподобным Сергием, когда ехал мимо другой святой, слез с возка и поклонился преподобному Сергию. Преподобный Сергий был в это время в своём монастыре, встал из-за стола и поклонился ему. Так на расстоянии десятков вёрст они уже знали, что один едет мимо другого. Так как дорог не было, лес, заезжать некуда, издали поклонился, тот почувствовал духом. От этого происходит и та прозорливость, которой богаты святые. Никаких суеверий никогда, никаких придурочных бабьих глупостей, всяких обычаев, всякой ахинеи, чем полна наша околоцерковная жизнь, конечно, нет. Абсолютно трезвая голова и никаких заблуждений, никаких звёздочек, никаких инопланетян, никаких БАДов от всех болезней. Это вот специально для идиотов создано и для тех, кто бескорыстно служит на свой карман, обманывая дураков. Дураки для этого и существуют, потому что с них очень легко получить деньги. Как говорит русская пословица, все люди братья, люблю с вас брать я. Вот таким образом устраивают свою жизнь.

А Дух Святый как прозрачный холодненький воздух. Он наставляет человека на всякую истину, и во-первых, на молитву. Молиться можно только духом святым. Всем того желаю, с праздником! И истинное наше прославление – это не украшение храма берёзками в память о том, что это был день Кущей ещё в древнем Израиле. А совсем дело в другом. Эти ветки символизируют жизнь. Настоящую жизнь, подлинную, духовную подаёт только Дух Святый. Поэтому Серафим Саровский, один из самых духоноснейших наших святых, говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Откуда он это знал? Потому что вокруг него тысячи спасались. Пришёл человек, полюбил. Я вот в юности своей знал одного такого человека святого и ездил к нему каждый год и всегда с собой брал какого-то заблудшего или колеблющегося. Раз привезёшь, уже едем в поезде назад – он уже обратился ко Христу от одного вида этого человека. А если уж там ему одну или две фразы сказал или дал в путь иконочку какую-то! Такие самые простые, напечатанные на чёрно-белой бумажке, наклеенные на картонки. Подозреваю, что он сам их клеил, чтобы раздавать. Тогда не продавались же иконы, как у нас: всё ломится, молись – не хочу. То некогда, то устал, то поздно, то настроения нет. У него было большое настроение, потому что он 17 лет в лагере провёл, а там настроение молиться очень хорошее, потому что если не будешь молиться, вообще не выживешь. Вот так довелось, я сам видел, как всё это происходило, как люди преображались только от того, что видели святого человека.

Спаси всех Господи! С праздником!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. ЯиТы:

      Дорогой батюшка! Спасибо за Ваш добрый юмор: и весело, и поучительно! Хочется слушать снова и снова)))

    2. Галина:

      Спасибо Вам, батюшка Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.