Проповедь о главном богатстве нашего народа
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 29 июня 2019 года.

Сегодня всех святых русских день памяти. И все, кто носит имена русских святых, именинники. Такая у нас ещё одна радость. В прошлый раз была Неделя всех святых, а эта исключительно русских. Русские святые – это главное богатство нашего народа, но, кроме Церкви, никто их не знает. Народ у нас очень тёмный. И он и сто лет назад не знал, кроме тех святых, которые прославлены в той местности, где человек жил.

У меня был однажды, я уж даже не помню, сколько лет назад, но больше сорока, случай. Едет парень на мотоцикле по деревне, а мы там летом жили. Я его остановил, спрашиваю: «А ты куда едешь?», он отвечает: «Никуда» – «А что ты делаешь?» – «Я мотоцикл разбиваю». Вот такая задача у человека – разбить мотоцикл, то есть он никуда не едет. Интересно. Говорит: «Может быть, к вам опять приеду завтра». Я интересуюсь: «А завтра что?» – «А завтра, – объясняет, – Казанская». Я спрашиваю: «А что такое «Казанская»?», он отвечает: «Не знаю, но здесь праздник». Я знал, что раньше приход этой деревни приписан был к Казанскому храму, который давно уже сломан, но слово «Казанская» он помнит, а что это такое, не помнит.

И сейчас, если не нарвёшься на человека, который в церковь ходит, то так ничего и не узнаешь. Народ со времён 1917 года и ликвидации безграмотности ещё больше потемнел. Даже некоторых академиков послушаешь – ну просто дурак дураком. Я имею в виду в смысле Отечественной истории. Не все, конечно. Я многих академиков знал, и даже сейчас знаю из ныне живущих – встречаются всё-таки знающие. Но и были такие странные. То есть ничего странного нет, любой ум можно так обрезать, что человек перестаёт понимать, что за чем и чем чёрное отличается от белого, ну кроме такой своей специальности, в которую как homo sapiens он довольно погружён. И вот, поэтому бесполезно спрашивать у людей, даже образованных.

У меня однажды диалог с Эльдаром Рязановым состоялся. Где-то мы были, я уж даже забыл, по-моему, в академии МВД. Он там выступал, потом я выступал. И какую чушь он сказал! Я думаю: это же надо, властитель советских дум, но какой же он баран! Он сказал, что все беды России от церковно-славянского языка. Надо на латиницу перейти, как сейчас казахи перешли. И вот, они теперь в светлое будущее войдут. Представьте себе хотя бы один учебник по химии на казахском языке. А второе – по литературе казахской на казахском языке. И вообще, что угодно можно только представить. Единственный выход – только через русский язык, другого нет. Из-за каких-то конъюнктурных соображений уже не первый раз пытаются перейти на латиницу, делая ещё одно препятствие для казахов, потому что очень немного языков, на которые переведено всё: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и русский. На этих языках можно вполне иметь доступ к любой литературе, к любой поэзии, к любой математической, физической, биологической дисциплине. А возьмём для примера такую дисциплину как шахматы. Все играющие шахматисты обязательно выучивают русский язык, потому что это лучшая школа. Не хочешь знать русский язык – никогда ты не будешь тем, кем мог бы стать.

И вот, много богатств в России, правда, все средства за эти богатства набивают сейчас золотом банки Англии и Америки. Грабёж идёт умопомрачительный, но богатств столько, что их просто невозможно все украсть. А вот это богатство – богатство духовное, оно остаётся, оно совершенно не востребовано на том же самом Западе, даже у русских людей. И оно не лежит каким-то мёртвым грузом. Наоборот. Храмы открываются, молодёжь учится, учится понимать славянский язык, поют в храме, любой построенный храм плохо-бедно, но наполняется народишком, в основном женщинами, конечно. Потому что ещё со времён Христа женщины всегда оказывались ближе, чем мужчины. По одной причине: мужчины, как Фёдор Михайлович Достоевский сказал устами одного из персонажей «Братьев Карамазовых», «очень горды-с». Потому что гордость превышает возможности ума и человек погружается в интеллектуальную тьму, потому что гордость делает человека слепым и глупым.

Раньше, когда у меня были силы, а список святых можно было окинуть взором – несколько от человек, мне удавалось даже прочесть весь этот список. Сейчас, когда прославлено тысячи святых мучеников, всех уже, не охрипнув, не прочтёшь, это надо два часа читать только одни имена. И каждый раз, когда читаешь, вспоминаешь их жития. Это, конечно, удивительный сонм. Они все люди разные: и учёные, и простые, и воины, и преподобные монахи, и князья, и многодетные матери. Кого там только нет, среди святых. Но всех отличают некоторые свойства. Первое свойство – это терпение. Как преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Без терпения нет спасения». У кого нет терпения, тот спастись не может. Наш народ самый терпеливый. Любой другой народ на нашем месте давно бы смёл этих грабителей. А у нас как-то это не принято, слава Тебе, Господи. И очень долго нужно поджигать, чтобы произошла какая-нибудь революция. И потом, генетическая память помнит эти все кошмары.

Вторая добродетель – это смирение. Скромность, привычка не думать о себе высоко. Все удивляются, почему у нас западного образца демократия не приживается. Это невозможно. Что хорошо для гордого англичанина, то неприемлемо для русского: «Голосуйте за меня! Я!» Для русского человека это отвратительно. Поэтому нормальные люди от этого уходят, их от этого тошнит. А ненормальные лезут вверх, как захлёбывающаяся в тине лягушка. Поэтому такой образ правления для нас неприемлем генетически. Поэтому как только ситуация улаживается, приходит к тому, что стали называть стабильностью, русские начинают строить империю сразу. Сразу налаживаем отношения с соседями, кто нападает – воюем. И опять империя. В нашей империи ныне живёт 186, что ли, народов. Если русским хорошо, всем хорошо. Если русских убрать – всем конец! Всем. Вместе с концом русских, конец империи и конец всем остальным. Тем, кто там орут на наших окраинах. Если русских убрать, их через год не будет никого. Они поэтому когда-то и вошли в империю, чтобы остаться живыми. Но не только русские, но и другие советские люди ничего не знают из своей истории. Вот в этом проблема. А самые главные хранители истории народа – это его святые. Потому что с каждым святым что-то связано очень важное в народе, в его истории. А среди наших святых бывали даже те, которые управляли государством нашим Русским. Или участвовали в этом управлении. Например, патриарх Филарет. Вопрос на засыпку: какова была его фамилия, кто знает? Патриарх Филарет, который участвовал в управлении Российским государством. Романов, конечно. Один знает. Это в церкви. А что говорят на автобусной остановке или у универсаме? Ну, а ещё кто? Тот вообще русский гений, кого я сейчас имею в виду, его надо в школе проходить. Нет, не Сергий Радонежский. У Сергия Радонежского роль ещё больше, чем у того, кого я имею в виду. Он спаситель Руси. Он в своём монастыре основал такую монашескую школу, и его ученики разошлись по всей России, и было ими создано около 120-ти монастырей. Эти монастыри весь дух разрозненного государства собрали воедино. А сам преподобный Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, и его войско расшибло Мамая. А то бы вы все, мои родные, были бы сейчас мусульманами. Так что бабы бы здесь не стояли, они там, в притворе бы толклись, а здесь бы только мужчины молились. Вот, так что каждая женщина России обязана преподобному Сергию хотя бы в этом. Но нет, я-то говорил об Алексии, митрополите Московском и всея Руси. Он хотел, чтоб его преемником стал преподобный Сергий, но тот отказался. Почему? По смирению. Не считал себя достаточно грамотным. Но грамотней митрополита Филарета трудно быть, он и греческий язык знал, и переводил Евангелие с греческого. Это был величайший из людей. Кто его в России знает? Тут показывали по телевизору мальчика, который знает всех чемпионов мира, хоккеистов или футболистов, я уж сейчас не помню. Знает ли он митрополита Филарета Московского и всея Руси, чьи мощи почивают в Елоховском соборе. Ну конечно, нет. Конечно, нет.

Это богатство сохраняется, и церковные люди плохо-бедно, как вы, весьма паршивенько всё это знают, а лучше сказать не знаете. Наши святые – это главное наше богатство и надо их знать. Был такой в начале ХХ века замечательный священник – Сергей Мансуров, у него даже была попытка создать историю по житиям святых. Потому что каждый святой очень большую роль сыграл и в своей жизни, и в жизни тех, кто были вокруг. И чем больше в святом благодать Божия кипела, тем больше он сумел сделать, как тот же спаситель Руси преподобный Сергий.

Помню, по телевизору была какая-то такая программа – «Имя России». Большинство назвало Александра Невского, потому что кино есть Сергея Эйзенштейна, а не потому что кто-то что-то читал. Если кто-то что-то читал, учебник, допустим, в шестом классе это проходят или в пятом, то давно, конечно, это забыл. Вот в чём дело. Как выбраться из мрака? Святые – это почти однокоренное слово со словом «свет». И всегда при изображении святых на иконах рисуют нимб, потому что это свет не человеческой природы, а божественной. Чтобы стяжать освещение этой божественной природы, нужно стать христианином, уверовать во Христа, научиться жить по заповедям и исполнять волю Божию. Некоторым людям это удавалось, тогда они продолжали дело Христа на земле. Они исполнили Евангелие, в котором сказано: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Мы поём: «Ублажаем вас, чудотворцы наши славные». В чём чудо? А то, что обычный человек приобщается к Самому Богу. И Бог живёт в нём. Мы обычно чему подчиняемся? Гордости, зависти, болтовне пустой, обжорству, пустым мечтаниям, постоянными сплетнями, жалобами. Большинство людей вообще путает, куда они пришли. Надо идти в больницу, а он приходит к священнику. Я понимаю, три с половиной тысячи лет назад никаких врачей не было, все к священникам шли. 150 лет назад ни одного грамотного человека в селе не было, кроме священника. Ну, тогда все шли к священнику. Но сейчас-то что? Интернет открыт, библиотеки вообще пустые: ходи – не хочу. Что? Нет. «А у меня тут болит, у меня там болит». Ну хорошо, к нам отец Сергий ходит, он врач, прекрасный диагност, и гомеопатию знает, он тебе моментально скажет, что и как. Но основные-то не кончали медицинских ВУЗов. То есть потрясающая глупость столь велика, что в табачной лавке продаются папиросы, а не пилюли, а в аптеке – таблетки. Церковь – это совершенно от других болезней. Она существует, чтобы исправить нашу внуреннюю природу, душу, наше сердце. Чтоб человек из бабы-яги потихонечку превращался в ангела. Вот такая задача. Чтоб любой домашний человек сказал: «Слушай, что-то происходит. Была злая как собака, а сейчас добрая, как божественная фея. Стала в церковь ходить и изменилась». Мы ходим и не меняемся. Нам надо жить книгой жизнь – Евангелием, как жили все святые. Преподобный Серафим Саровский за неделю (каждую неделю) прочитывал весь Новый Завет. А был такой философ – Лосский, он за Великий пост (каждый Великий пост) прочитывал всю Библию от начала до конца вместе с Новым Заветом. Вот так надо любить слово Божие. И если мы с вами будем любить слово Божие, то какую-то часть своей души мы сумеем освободить от греха с помощью благодати Божией. Потому что одним из важнейших источников благодати Божией является Священное Писание, которым жили все наши чудотворцы славные, имена которых мы ныне прославляем.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Юлия Л:

      Храни Вас Господь,батюшка.

    2. Анна:

      Батюшка наш дорогой и любимый! Храни Вас Господь!

    3. ЯиТы:

      Все святые в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас!
      Дорогой батюшка! Поздравляю Вас с этим замечательным праздником!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.