Проповедь о главном богатстве нашего народа
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 29 июня 2019 года.

Сегодня всех святых русских день памяти. И все, кто носит имена русских святых, именинники. Такая у нас ещё одна радость. В прошлый раз была Неделя всех святых, а эта исключительно русских. Русские святые – это главное богатство нашего народа, но, кроме Церкви, никто их не знает. Народ у нас очень тёмный. И он и сто лет назад не знал, кроме тех святых, которые прославлены в той местности, где человек жил.

У меня был однажды, я уж даже не помню, сколько лет назад, но больше сорока, случай. Едет парень на мотоцикле по деревне, а мы там летом жили. Я его остановил, спрашиваю: «А ты куда едешь?», он отвечает: «Никуда» – «А что ты делаешь?» – «Я мотоцикл разбиваю». Вот такая задача у человека – разбить мотоцикл, то есть он никуда не едет. Интересно. Говорит: «Может быть, к вам опять приеду завтра». Я интересуюсь: «А завтра что?» – «А завтра, – объясняет, – Казанская». Я спрашиваю: «А что такое «Казанская»?», он отвечает: «Не знаю, но здесь праздник». Я знал, что раньше приход этой деревни приписан был к Казанскому храму, который давно уже сломан, но слово «Казанская» он помнит, а что это такое, не помнит.

И сейчас, если не нарвёшься на человека, который в церковь ходит, то так ничего и не узнаешь. Народ со времён 1917 года и ликвидации безграмотности ещё больше потемнел. Даже некоторых академиков послушаешь – ну просто дурак дураком. Я имею в виду в смысле Отечественной истории. Не все, конечно. Я многих академиков знал, и даже сейчас знаю из ныне живущих – встречаются всё-таки знающие. Но и были такие странные. То есть ничего странного нет, любой ум можно так обрезать, что человек перестаёт понимать, что за чем и чем чёрное отличается от белого, ну кроме такой своей специальности, в которую как homo sapiens он довольно погружён. И вот, поэтому бесполезно спрашивать у людей, даже образованных.

У меня однажды диалог с Эльдаром Рязановым состоялся. Где-то мы были, я уж даже забыл, по-моему, в академии МВД. Он там выступал, потом я выступал. И какую чушь он сказал! Я думаю: это же надо, властитель советских дум, но какой же он баран! Он сказал, что все беды России от церковно-славянского языка. Надо на латиницу перейти, как сейчас казахи перешли. И вот, они теперь в светлое будущее войдут. Представьте себе хотя бы один учебник по химии на казахском языке. А второе – по литературе казахской на казахском языке. И вообще, что угодно можно только представить. Единственный выход – только через русский язык, другого нет. Из-за каких-то конъюнктурных соображений уже не первый раз пытаются перейти на латиницу, делая ещё одно препятствие для казахов, потому что очень немного языков, на которые переведено всё: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и русский. На этих языках можно вполне иметь доступ к любой литературе, к любой поэзии, к любой математической, физической, биологической дисциплине. А возьмём для примера такую дисциплину как шахматы. Все играющие шахматисты обязательно выучивают русский язык, потому что это лучшая школа. Не хочешь знать русский язык – никогда ты не будешь тем, кем мог бы стать.

И вот, много богатств в России, правда, все средства за эти богатства набивают сейчас золотом банки Англии и Америки. Грабёж идёт умопомрачительный, но богатств столько, что их просто невозможно все украсть. А вот это богатство – богатство духовное, оно остаётся, оно совершенно не востребовано на том же самом Западе, даже у русских людей. И оно не лежит каким-то мёртвым грузом. Наоборот. Храмы открываются, молодёжь учится, учится понимать славянский язык, поют в храме, любой построенный храм плохо-бедно, но наполняется народишком, в основном женщинами, конечно. Потому что ещё со времён Христа женщины всегда оказывались ближе, чем мужчины. По одной причине: мужчины, как Фёдор Михайлович Достоевский сказал устами одного из персонажей «Братьев Карамазовых», «очень горды-с». Потому что гордость превышает возможности ума и человек погружается в интеллектуальную тьму, потому что гордость делает человека слепым и глупым.

Раньше, когда у меня были силы, а список святых можно было окинуть взором – несколько от человек, мне удавалось даже прочесть весь этот список. Сейчас, когда прославлено тысячи святых мучеников, всех уже, не охрипнув, не прочтёшь, это надо два часа читать только одни имена. И каждый раз, когда читаешь, вспоминаешь их жития. Это, конечно, удивительный сонм. Они все люди разные: и учёные, и простые, и воины, и преподобные монахи, и князья, и многодетные матери. Кого там только нет, среди святых. Но всех отличают некоторые свойства. Первое свойство – это терпение. Как преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Без терпения нет спасения». У кого нет терпения, тот спастись не может. Наш народ самый терпеливый. Любой другой народ на нашем месте давно бы смёл этих грабителей. А у нас как-то это не принято, слава Тебе, Господи. И очень долго нужно поджигать, чтобы произошла какая-нибудь революция. И потом, генетическая память помнит эти все кошмары.

Вторая добродетель – это смирение. Скромность, привычка не думать о себе высоко. Все удивляются, почему у нас западного образца демократия не приживается. Это невозможно. Что хорошо для гордого англичанина, то неприемлемо для русского: «Голосуйте за меня! Я!» Для русского человека это отвратительно. Поэтому нормальные люди от этого уходят, их от этого тошнит. А ненормальные лезут вверх, как захлёбывающаяся в тине лягушка. Поэтому такой образ правления для нас неприемлем генетически. Поэтому как только ситуация улаживается, приходит к тому, что стали называть стабильностью, русские начинают строить империю сразу. Сразу налаживаем отношения с соседями, кто нападает – воюем. И опять империя. В нашей империи ныне живёт 186, что ли, народов. Если русским хорошо, всем хорошо. Если русских убрать – всем конец! Всем. Вместе с концом русских, конец империи и конец всем остальным. Тем, кто там орут на наших окраинах. Если русских убрать, их через год не будет никого. Они поэтому когда-то и вошли в империю, чтобы остаться живыми. Но не только русские, но и другие советские люди ничего не знают из своей истории. Вот в этом проблема. А самые главные хранители истории народа – это его святые. Потому что с каждым святым что-то связано очень важное в народе, в его истории. А среди наших святых бывали даже те, которые управляли государством нашим Русским. Или участвовали в этом управлении. Например, патриарх Филарет. Вопрос на засыпку: какова была его фамилия, кто знает? Патриарх Филарет, который участвовал в управлении Российским государством. Романов, конечно. Один знает. Это в церкви. А что говорят на автобусной остановке или у универсаме? Ну, а ещё кто? Тот вообще русский гений, кого я сейчас имею в виду, его надо в школе проходить. Нет, не Сергий Радонежский. У Сергия Радонежского роль ещё больше, чем у того, кого я имею в виду. Он спаситель Руси. Он в своём монастыре основал такую монашескую школу, и его ученики разошлись по всей России, и было ими создано около 120-ти монастырей. Эти монастыри весь дух разрозненного государства собрали воедино. А сам преподобный Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, и его войско расшибло Мамая. А то бы вы все, мои родные, были бы сейчас мусульманами. Так что бабы бы здесь не стояли, они там, в притворе бы толклись, а здесь бы только мужчины молились. Вот, так что каждая женщина России обязана преподобному Сергию хотя бы в этом. Но нет, я-то говорил об Алексии, митрополите Московском и всея Руси. Он хотел, чтоб его преемником стал преподобный Сергий, но тот отказался. Почему? По смирению. Не считал себя достаточно грамотным. Но грамотней митрополита Филарета трудно быть, он и греческий язык знал, и переводил Евангелие с греческого. Это был величайший из людей. Кто его в России знает? Тут показывали по телевизору мальчика, который знает всех чемпионов мира, хоккеистов или футболистов, я уж сейчас не помню. Знает ли он митрополита Филарета Московского и всея Руси, чьи мощи почивают в Елоховском соборе. Ну конечно, нет. Конечно, нет.

Это богатство сохраняется, и церковные люди плохо-бедно, как вы, весьма паршивенько всё это знают, а лучше сказать не знаете. Наши святые – это главное наше богатство и надо их знать. Был такой в начале ХХ века замечательный священник – Сергей Мансуров, у него даже была попытка создать историю по житиям святых. Потому что каждый святой очень большую роль сыграл и в своей жизни, и в жизни тех, кто были вокруг. И чем больше в святом благодать Божия кипела, тем больше он сумел сделать, как тот же спаситель Руси преподобный Сергий.

Помню, по телевизору была какая-то такая программа – «Имя России». Большинство назвало Александра Невского, потому что кино есть Сергея Эйзенштейна, а не потому что кто-то что-то читал. Если кто-то что-то читал, учебник, допустим, в шестом классе это проходят или в пятом, то давно, конечно, это забыл. Вот в чём дело. Как выбраться из мрака? Святые – это почти однокоренное слово со словом «свет». И всегда при изображении святых на иконах рисуют нимб, потому что это свет не человеческой природы, а божественной. Чтобы стяжать освещение этой божественной природы, нужно стать христианином, уверовать во Христа, научиться жить по заповедям и исполнять волю Божию. Некоторым людям это удавалось, тогда они продолжали дело Христа на земле. Они исполнили Евангелие, в котором сказано: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Мы поём: «Ублажаем вас, чудотворцы наши славные». В чём чудо? А то, что обычный человек приобщается к Самому Богу. И Бог живёт в нём. Мы обычно чему подчиняемся? Гордости, зависти, болтовне пустой, обжорству, пустым мечтаниям, постоянными сплетнями, жалобами. Большинство людей вообще путает, куда они пришли. Надо идти в больницу, а он приходит к священнику. Я понимаю, три с половиной тысячи лет назад никаких врачей не было, все к священникам шли. 150 лет назад ни одного грамотного человека в селе не было, кроме священника. Ну, тогда все шли к священнику. Но сейчас-то что? Интернет открыт, библиотеки вообще пустые: ходи – не хочу. Что? Нет. «А у меня тут болит, у меня там болит». Ну хорошо, к нам отец Сергий ходит, он врач, прекрасный диагност, и гомеопатию знает, он тебе моментально скажет, что и как. Но основные-то не кончали медицинских ВУЗов. То есть потрясающая глупость столь велика, что в табачной лавке продаются папиросы, а не пилюли, а в аптеке – таблетки. Церковь – это совершенно от других болезней. Она существует, чтобы исправить нашу внуреннюю природу, душу, наше сердце. Чтоб человек из бабы-яги потихонечку превращался в ангела. Вот такая задача. Чтоб любой домашний человек сказал: «Слушай, что-то происходит. Была злая как собака, а сейчас добрая, как божественная фея. Стала в церковь ходить и изменилась». Мы ходим и не меняемся. Нам надо жить книгой жизнь – Евангелием, как жили все святые. Преподобный Серафим Саровский за неделю (каждую неделю) прочитывал весь Новый Завет. А был такой философ – Лосский, он за Великий пост (каждый Великий пост) прочитывал всю Библию от начала до конца вместе с Новым Заветом. Вот так надо любить слово Божие. И если мы с вами будем любить слово Божие, то какую-то часть своей души мы сумеем освободить от греха с помощью благодати Божией. Потому что одним из важнейших источников благодати Божией является Священное Писание, которым жили все наши чудотворцы славные, имена которых мы ныне прославляем.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Юлия Л:

      Храни Вас Господь,батюшка.

    2. Анна:

      Батюшка наш дорогой и любимый! Храни Вас Господь!

    3. ЯиТы:

      Все святые в земле Российской просиявшие, молите Бога о нас!
      Дорогой батюшка! Поздравляю Вас с этим замечательным праздником!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.