Проповедь о Петре и Павле и объединяющей их любви ко Христу
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 11 июля 2019 года

Заканчивается пост Петровский, Апостольский, и мы празднуем День памяти двух замечательных людей, учеников Господа нашего Иисуса Христа. И даже в самом их избрании видно было, что Господь нам через них приготовил некоторый урок, потому что они такие разные. Настолько разные, что нет ничего у них, их объединяющего. Как часто бывает и у нас, и всё-таки нас Господь вместе собрал, и их соединил. И вот почва, на которой они объединились – это любовь ко Христу, и вот это самое главное. Нам сейчас трудно представить, какова была первая Церковь, в которой они служили. Того богослужения, которое у нас ныне составилось, ещё не было. Икон не было, крестов на шее не носили, ни деревянных, ни золотых, даже не осеняли себя крестным знаменем. Ещё ни один христианин не сложил никаких молитв. До Иоанна Златоуста нужно было ждать ещё более трёхсот лет. А что такое триста лет? Огромный вообще срок, астрономический. И как они молились? Вот как мог молиться Пётр? Конечно, он помнил молитву «Отче наш», которой Господь научил. А остальное? А остальное – никак, ни одного молитвослова нет. Писать-читать он не умел, молился, как мог. А Павел, наоборот, прекрасно владел и латынью, и греческим, ну и, конечно, арамейским, на котором Сам Господь говорил. Если Пётр с первого дня вместе со своим братом Андреем провёл все три года со Христом, то апостол Павел ни разу Христа и не видел. Только видел свет Божественный, из которого голос вышел и сказал: Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4) Апостола Петра Христос призвал, а апостол Павел услышал этот призыв. Так что апостол Пётр – совершенно простой такой человек, рыбак, каких тысячи на Генисаретском озере ловили рыбку. Апостол Павел – нет, он один из самых образованных людей своего времени.

И вот Церковь ставит их вместе на один и тот же пьедестал, она их уравнивает. Потому что самое главное для Бога – это не ум, не образование, не красота, не деньги, не известность, не имущество, не родовитость. Это всё – ничто. То, что у людей ценится, для Бога это обветшалое барахло. А ценится только одно – то, что вводит человека в жизнь вечную, а вводит только любовь к Сыну Божьему. Чтобы кого-то любить или что-то любить, главное – это знать. И вот Христос привлёк апостола Павла, чтобы он стал Его учеником. И он всё своё учение получил целиком, объёмно, сразу, как Мария Египетская. Она нигде не училась никогда, а когда Зосима к ней пришёл, оказалось, что она наизусть знает Священное Писание. Для этого совсем не всем обязательно какие-то учебные заведения оканчивать, можно и от Духа Свята. И вот мы знаем два Послания апостола Петра. Он не сам их писал, он диктовал. А откуда такое разумение, откуда такое рассуждение? Это тоже от Духа Свята. Можно даже, не зная грамоты, писать такие Послания, которые самые известные в мире, потому что они учат совершенству и сами совершенны. У апостола Павла был этот инструментарий, а у апостола Петра – не было, как у простого рыбака. И в том, и в другом случае для Бога это совершенно не важно: умный ты или дурак. Потому что весь человеческий ум, вся образованность его, начитанность – сама по себе вещь неплохая, как однажды преподобный Серафим сказал, но есть нечто большее. Благодать Святаго Духа, которая посещает человека.

Поэтому на иконах Сошествия Святаго Духа на апостолов всегда изображается апостол Павел. Потому что для историков очень важно: был ли, во сколько, где, а для человека, который знает Духа Святаго, не важно. А исторически Павел там присутствовал? Да нет, никогда. Но то, что он там изображается, говорит о более главных вещах. Есть гораздо более известные вещи и важные, чем история. Потому что история всегда пишется под задачу. Вся история целиком, мировая, состоит из мифов. Это изучение мифов. У древних людей вообще это было перепутано – жизнь царей, жизнь богов, жизнь военачальников, жизнь каких-то, может быть, особенных искусников в художественном творчестве. Но всегда мифы, всегда некое приукрашение, есть привязанности, потому что всегда грешный человек каких-то людей любит больше, а других любит меньше. А вот любовь ко Христу всех уравнивает и собирает всех в Церковь. И вот, в честь этих двух замечательных апостолов строят храмы до сих пор, потому что то, что они сделали вообще для всех тех людей, которые до сих пор веруют и во Христа, и Христу, мы можем понимать только через их понимание. И они – один учёный, а другой простой – донесли это до нас.

Поэтому Святая Церковь для четвертого поста выбирает их двоих, чтобы каждый из нас вгляделся в эти образы, перечитал их Послания, чтобы постарался вникнуть. Это такое сложное чтение, как апостол Пётр сказал, что в Посланиях Павла есть что-то неудобовразумительное. Потому что ну трудно рыбаку понять, что пишет этот учёный молодой парень, как он сначала был гонителем христиан, а потом стал самым ревностным учеником и жизнь отдал за Христа. В нём совершился этот поворот, который, собственно, и есть покаяние. И Петру тоже Господь дал пройти через покаяние. Пётр заявил, что он и в огонь, и в воду, и на смерть, а когда его у костра спросили, испугался. Как это вообще понятно, когда человек боится. Это очень для человека естественно, потому что человек вообще-то существо очень, как правило, слабое и трусоватое. Ничего тут удивительного. И вот поэтому сегодня читали Евангелие, где Господь напоминает об этом, протягивает руку и спрашивает: Симоне Ионин! (Не спрашивает его: «Пётр», которому имя дал – скала. Какая ты «скала»? Ты пластилин, а не скала!) Любишь ли ты Меня… (Ин. 21, 15). Он говорит, так бодро отвечает: я люблю. Но когда Господь спросил в третий раз, он уже понял, о чём речь. Поэтому и мы с вами сумеем молиться, сумеем поститься, сумеем себя обуздать только в одном случае – ради любви ко Христу. Если в нас её не хватает, то мы не можем достичь Царства Небесного. Потому что Дух Святый приходит только к тому, кто Христа любит и готов ради Него изменить свою жизнь.

Спаси всех Господи, с праздником!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Дорогой батюшка! Поздравляю Вас с днём памяти святых апостолов Петра и Павла — «двух землетрясений с эпицентром в раю».

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.