Проповедь о грехе, смысле крещения и христианской любви
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 14 июля 2019 года, по текстам Нового Завета [Рим., 6, 18-23] и [1Кор., 12, 27 – 13,8].

В Послании к Римлянам, которое мы сегодня читали, святой апостол Павел пишет: такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть (Рим. 6, 21). О чём тут речь идёт? О грехах. Грех бывает в чувстве, грех бывает в мысли, грех бывает в слове, грех бывает и на деле. И вот грехи, которые совершаются делом, приводят к смерти – не к смерти тела, а к смерти души. То есть что это значит? Чем усопший человек отличается от ещё пока живущего? Тем, что он ничего не чувствует и ничего не может с собой поделать. Вот такое состояние духовной смерти наступает, если человек произвольно грешит.

Но ныне, когда вы освободились от греха – имеется в виду в крещении, потом в покаянии – и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6, 22). Цель крещения. Я вам уже много раз рассказывал, что крещу сорок лет и спрашиваю: «Зачем ты крестишься?». И за сорок лет один раз только получил правильный ответ. Обычно люди сами не знают зачем. И не знают даже, где прочесть, и вообще даже это не интересует. То есть желание креститься очень порой бывает сильное, но зачем ему это, человек сказать не может. Ну так это бывает и с домашними животными: смотрят умными глазами, всё понимают, а сказать ничего не могут. Правда, на самом деле, зоопсихологи говорят, что, нет, животные ничего не понимают, они только понимают интонацию, с которой мы им это говорим. В ней им сквозит какая-то опасность или нет — вот максимум, на что бедные животные способны. Большинство людей так же, к сожалению. Вроде бы и словесность у них есть, у каждого в словаре слов по сто-то есть. Чем моложе человек, тем запас слов короче. Поэтому самое любимое слово – «короче». И когда человек говорит, он раз шестьдесят скажет: «короче», ну то есть уже он сам себя подгоняет, чтобы всё было коротко. И сокращает свою речь до такого размера, что на самом деле глоссолалия получается. Ну что делать, человек как удалился от Бога и стал жить по своим желаниям, что, понятно, он очень сильно деградировал и в чувствах своих. Современного человека высокие, благородные чувства практически не посещают, как и любое животное. Всё вокруг поесть, поспать, погулять и реализация полового инстинкта. А Господь каждого человека, родившегося на земле, хочет вернуть в такую сферу, о которой апостол Павел и говорит: плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ни один человек не понимает, что такое святость. Повторюсь: святость – это жизнь человека не по инстинктам и не по желаниям, которые превращаются у обычного человека в страсти, а в повиновении Святому Духу. Можете почитать Деяния святых апостолов, которые написал евангелист Лука, и там есть такое указание: Дух Святый повелел идти туда-то, и человек шёл. Послушание самому Богу при посредстве Святаго Духа. А человек современный, начиная с двух лет и кончая уже старостью – «хочу». И вот это «хочу» – это как раз то, чему радуется дьявол, и то, что приводит человека к смерти духовной, а должно приводить в жизнь вечную. Что такое жизнь вечная? Как Христос сказал: да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3). Жизнь вечная для человека рождается, если он познал единого истинного Бога и живёт согласно тому, что ему говорит Дух Святый. И вот это бытие и называется святостью, потому что управляется человек не страстями, а Святым Духом, то есть он выполняет непосредственно волю Божию. И вот такое выполнение – это и есть святость, это и то, зачем человек должен принимать крещение. Поэтому в Древней Церкви крестили, как правило, взрослых, и человек перед крещением обязательно приносил покаяние всей Церкви. Он отрекался, и сейчас это отречение есть, но люди улыбаются, не понимают, что это такое. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли сатаны?» А человек должен серьёзно, с полным пониманием, что он такое говорит: «Отрицаюсь». А потом: «Сочетаешься ли Христу?» — «Сочетаюсь». То есть каждый крещёный человек через крещение становится членом Церкви, но перед этим он должен отречься от сатаны, всех его дел, всех его мыслей, всех его чувств, всех его слов. А у нас даже дети сейчас ругаются. Так что это крещение абсолютно недейственно. Много было раньше на земле крещёных людей, сейчас, наверное, даже больше. Говорят, у нас в стране сейчас 84 % всего населения – это крещёные люди. И что, они святые? Да нет, они хуже всяких грешных, и поэтому их участь – духовная смерть. И апостол Павел, драгоценный наш учитель, нас об этом предупреждает. Я понимаю, что он напрасно это делает, потому что замечательное есть присловье, русская поговорка – как об стену горох. Каждый купите полкило гороху и покидайте в стену – и увидите, как отскакивает. А должно семя слова Божьего проникать в сердце. А так наша жизнь никакого смысла с духовной точки зрения не имеет.

Пойдём дальше. Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 23). Вот какой дар приготовил Господь любящим Его. Потому что исполнить любую заповедь можно только по одной причине: если человек возлюбил всем сердцем, всем своим разумением, всеми своими помыслами, всей своей крепостью Господа Иисуса Христа. Только тогда для него возможно исполнить заповеди. С некоторыми людьми, даже по сорок лет ходящими в церковь, я устал уже бороться: хоть говори, как об стену горох. Не может человек исправиться. Не может жадный сделаться щедрым. Он может заставить себя и кому-то дать денег, но щедрым он не может стать. Не может вор перестать быть вором, не может ругатель стать вдруг блестяще воспитанным. Ну минутки две он может изображать из себя, но внутри у него хамство всё равно. От этого всего может освободить только сам Господь, только Духом Святым, если человек предоставит возможность Духу Святому действовать в нём. Но для этого нужно подготовить для Него почву, а эта почва готовится покаянием. Вот это нам нужно очень хорошо знать.

Теперь перейдём к Посланию к Коринфянам. Очень важная вещь здесь говорится. Вот эти слова, которые произнёс апостол Павел, и по милости Божьей они записаны были, и теперь все христиане всего мира читают эти слова и назидаются ими. Говорит апостол, обращаясь к христианам. Не к нам, потому что ну мы пришли в церковь, ну и что. Я люблю повторять, что к нам и воробьи залетают некрещёные, и коты заходят некрещёные. И то, что вы крещёные, это ничего не значит. Как крещёные были Наполеон, Гитлер, Берия, Сталин – весь крещёный народ. Микоян, Брежнев, Суслов… Суслов вообще крестился в день своего рождения, поэтому и Мишей назвали. И что от этого? Ровно ничего. И Малюта Скуратов был крещён, и на земле миллионы мерзейших негодяев были крещёными. И это что, дало что-то человеку? Да ничего, никакой защиты, никакого просвещения, никаких глупостей, которые обычно человек придумывает для того, чтобы объяснить, зачем ему крещение. Обращается к христианам: и вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. 12, 27). Христос – Глава Церкви, а все остальные, кто Его возлюбил, жизнь свою устраивает так, чтобы по любви ко Христу исполнять заповеди. Если человек не любит музыку, а родители его заставляют из-под палки, он её ненавидит. Я очень много знаю мальчиков и девочек, которые, как только музыкальная школа кончилась, к инструменту не подходят десятилетиями. Почему? Не любят. А если полюбил человек музыку, он ею обязательно занимается либо для себя, либо действительно концертирует и другим утешение доставляет этим самым. Но большинство – нет. И дальше говорит: иных Бог поставил в Церкви (1Кор. 12, 28). Кто поставил? Бог. Как поставил? Духом Святым. Берём парня, приводим к епископу, он возлагает на него руки и читает молитву. И через полторы минуты этот парень становится служителем Церкви, становится дьяконом. Ему доверяют те вещи, которые не доверяют ни сторожу, ни певчему, никому. Это его служение. Дух Святый поставляет и епископов, и священников. И раньше, в древности, ещё чтецов поставляли: ни один не имел право в церкви читать. Ну а уж женщины, это вообще упаси Бог. Жены ваши в церквах да молчат (1Кор. 14, 34) — сказал апостол, ибо волос длинный (тогда ещё был длинный, сейчас вообще и волос-то нет), а ум короткий. А чтец должен разбираться в Писании, он должен учение получить. А тогда в те давние времена женщин не учили.

И дальше: Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами – да, апостолы, хотя они географически в самом низу, в самом начале в этой хронологии, они есть фундамент Церкви – во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений (1Кор. 12, 28). Раньше в Церкви всё было, и Дух Святый поставлял, потому что медицины не было как таковой. Косьма и Дамиан, память которых мы ныне празднуем, исцеляли с помощью благодати Божьей. Дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? (ну, конечно, не все). Все ли пророки? (да нет). Все ли учители? (1Кор. 12, 28-29). Нет, старец Силуан говорил: кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие. А у нас каждая тётенька, которая прочитала полторы книжки для детей-пятиклассников, учит всех напропалую. И уже домашним своим страшно надоела. Ну её это не беспокоит, её беспокоит лишь бы выговориться, не может остановиться. А почему? Потому что желание – не научить, желание – страсть к говорению удовлетворить. А через страсти благодати Божьей не достигнешь.

Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1Кор. 12, 30-31). То есть прорастать душой человеку в Небо можно без конца, о чём и Господь говорит: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Но современному человеку это недоступно, потому что он весь живёт в кипении страстей. Поэтому человек всё время раздражён, он всё время в гневе, он унывает, он не доволен ни собой, ни окружающими, ни своей жизнью. Он всё ропщет постоянно и не приходит в норму. Он страдает, потому что страсти, которые им владеют, в переводе со славянского означают «страдания». И долгие годы уходят, чтобы объяснить человеку: ну ты хоть научись терпеть. Это первейшая христианская добродетель, ну сделай первый шаг. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Почему? Терпеть не охота и не можется. Даже встать с постельки в семь часов для большинства – непосильная задача. Непосильная совершенно. Вот, к сожалению, мы очень далеко отплыли от Царствия Небесного в противоположном направлении от того, чему учит нас великий Павел.

И дальше: если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор. 13, 2). Поднимите руки, кто умеет горы переставлять. Давайте Воробьёвы горы сейчас немножко переставим все вместе. Ничего не выйдет. А те христиане, прошлых веков, двигали горами. Был даже случай. Один старец пришёл в город и стал спрашивать: где тут живут христиане. Ему говорят: вроде там или вроде там. Он говорит: а есть кто-нибудь из них, который может горы переставлять. Только он сказал – гора пошла. Он говорит: «Стой, не тебе говорю!». И она вернулась назад. Это в житие прямо описано. А современный человек – какие там горы! «Ну можешь помолчать?» — «Не могу». «Ну можешь сорокалетнего своего сыночка оторвать от груди, перестать его учить?» – «Не могу». «Можешь не проклинать невестку, когда беседуешь с двоюродной сестрой?». Никак. Оно как-то само. И вот в этой червоточине человек, к сожалению, и живёт, а должен жить в любви. Не только ко Христу – это высшая мера любви, но и к своим врагам. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5, 44). «Ой, она меня прокляла!» Ну и замечательно, а ты её благослови: и дай тебе Бог здоровья, и дай разума твоим детушкам, и чтобы они тебя никогда не обижали, и чтобы они всю жизнь тебе помогали, и вообще чтобы ты про пенсию забыла, а они скидывались и тебя бы кормили, поили, обували, в Турцию тебя возили, массаж нанимали, врача бы наняли, чтобы ты только чувствовала себя хорошо и до ста двух лет прожила. Благослови. Что ты «вот она меня прокляла!», да наплевать. Благословляйте проклинающих вас – нас учил Господь, а мы не учились, мы же двоечники.

Вот апостол Павел написал, но мы не читаем: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13, 2). Давайте завтра к нотариусу идём, продаём квартиры, автомобили, гардероб (ну это уже поношенные вещи) раздадим на вокзале людям без определенного места жительства. Так, кто первый, записывайтесь! Что-то нет. Но даже это сделаете, любви нет ко Христу, любви нет к врагу – нет нам в этом никакой пользы, даже если сорок квартир продадим, четыреста, душе твоей от этого нет пользы. Этим святости не достигнешь. Можешь храмов настроить. Сколько? Шестьсот, девятьсот (ну по деньгам) — никакой пользы. Потому что польза не может преобразоваться из материальной в духовную, это работа сердца. А главная работа сердца – это любовь.

Любовь (ну чтобы её определить, есть ли у меня любовь) долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего (имеется в виду своей пользы), не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13, 4-8). Вот что говорит апостол Павел. Вот и нам нужно стараться свою жизнь препровождать в Царствие Небесное только таким образом.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Любовь не ищет своего… Как это естественно для любящего человека. Был в советское время замечательный мультипликационный фильм «Девочка и дельфин». Красивый, с великолепной музыкой, наполненный многими смыслами. Это поэтическая история из далёкого детства о настоящей дружбе — дружбе, которая ищет пользы другу, забывая о себе.
      Спасибо, дорогой батюшка!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.