Проповедь о двух природах во Христе и благодати Святаго Духа
Аудиозапись проповеди протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённой в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 16 июня 2019 года.

Попразднство Святой Троицы, которое мы ныне начинаем праздновать, именуется в церковных книгах понедельник Святаго Духа. И вот обратили внимание: для Отца Небесного нет специального праздника, для Господа Иисуса Христа – почти половина праздников двунадесятых, а для Святаго Духа праздник установлен, но он очень такой скромный, само богослужение, только славословная служба. В этом тоже есть интуитивный такой и глубокий смысл. Бог гордым противится и только смиренным даёт благодать Святаго Духа (см. Иак. 4, 6). И вот служба как раз это подчёркивает, что мы прославляем Третье Лицо Святой Троицы – Духа Святаго, но указываем на Его такое смиренное на нас влияние. Человек обязан Церкви, а Церковь обязана Духу Святому в том, что Он её создал, Он её «оплодотворил». Были обычные люди: рыбаки, мытари, сошёл на них Святый Дух – и они стали апостолами, проповедниками Слова Божьего, возвысил их Бог на такую святую высоту. И как в службе сказано: «дух точит пророчества, священники совершает». Берём простого мужика, обучаем его, потом епископ возлагает на него руки, молится – и благодать Божия на него нисходит. И перед нами уже не мужик, а священник. Представляете, он может воду освящать, он может совершать Святые Таинства, он может принимать исповедь. И то, что он разрешит грехи человеку, как узы, которые связывают, они ему прощаются на небе. А если скажет: «Нет, тебе нельзя причащаться», его никто не может причастить. А почему? Потому что благодать священства Святаго Духа, которая коснулась этого священника, имеет такую власть.

И вот ещё что очень важно нам знать. Во Христе (это догма Церкви, мы веруем в Него, и все христиане в Него веруют) соединено две природы. Природа Божественная как Сына Божьего и природа человеческая. И вот эти две природы во Христе соединились в день Благовещения, когда Дух Святый сошёл на Деву Мариам и Она зачала Единородного Сына Божьего от Духа Свята. И в Нём жило Божество Его и соединилось с человечеством. Своё человечество Он взял от Марии, а Божество — от той природы троичной, в которой Он составлял Второе Лицо Святой Троицы. А теперь, что происходит в Церкви, какое чудо? Обыкновенный человек разумный уверовал в то, что Христос – Сын Божий, а уверовать можно только по благодати Божьей, а не от учения. Вера от слышания, как говорит апостол Павел, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). А слово Божие имеет творческую силу, и вот, если человек раскроет свою душу навстречу слову Божьему, благодать Божия в святом крещении впервые соединяется с человечеством. И тем самым человек уподобляется Христу. Благодать Божия живёт в человеке, не сливаясь с ним, но направляя его к жизни вечной, как и во Христе. Чем закончилась земная жизнь Христа? Он вознёсся на небо. И ныне и во веки веков с этого дивного момента Его телесная человеческая природа, соединённая с Божественной, пребывает на небесах… всегда. Представляете, как вселенная изменилась? Бог соединился с человеком, а когда Христос основал Церковь на вере Своих учеников, потому что с Ним ходили только те, кто уверовал в Него, с ними соединилось Божество через благодать. И тоже возникло диво-дивное: апостолы смогли творить чудеса. Апостол шёл, лежал больной, и только тень его падала на больного, и тот вставал, а болезнь уходила. Он руки на него не возлагал, он за него Богу не молился, просто мимо проходил. И та благодать, которая в нём жила, через падающую тень исцеляла.

От этого у нас и почитание святых икон, потому что есть изображение святого и есть наша вера, что этот человек свят. И икона, перед которой мы молимся, как говорил священник Павел Флоренский, это окно в невидимый мир. Подходя к иконе, мы подходим к небу. Входя в храм, мы входим на небо. Здесь соединены вот эти природы по благодати. И мы все являемся не только участниками. Ещё раз повторю слова: «точит пророчества». Откуда пророки? Пророки – это такие люди, которые возвещают волю Божию. Откуда она им известна? От благодати. Откуда прозорливость? Варсонофий Оптинский говорил своему одному духовному сыну: «Я, если захочу, вижу тебя, где бы ты ни был». Как он может за сотни километров увидеть? По благодати. Через благодать, которая освящает его сердце. Почему? Он свят, и она ему это являет. Без всякой там интуиции, без каких-то колдовских приёмов, нет-нет, сама благодать. Что такое благодать? Это Третья Ипостась Святой Троицы, которая есть энергия Божественная, которая содержится в Духе Святом. И каждый из нас с момента крещения эту благодать в течение жизни принимает на благодать.

Какие же источники для каждого из нас благодати Божьей? Первый источник (я не знаю, в каком порядке их называть, это не важно) – слово Божие. Слово Божие само по себе благодатно, и хорошо, если человек изучает слово Божие, как Господь нам заповедал, говоря: исследуйте Писания <…> они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Второй источник благодати – это молитва. Когда человек молится Богу, он стоит перед Ним. Через благодать соединяется Бог и человек, поэтому молитва должна быть не рассеянная, а очень с большим вниманием. Всегда мы должны помнить, с Кем вообще мы разговариваем. Что такое человек? Ну это маленький червячок, его с Луны даже не видно ни в какой телескоп, а дерзает говорить с самим Богом. А почему? Потому что Он нам Отец. Ребёнок маленький тоже кричит, а папа к нему подходит, хотя он ещё ничего не соображает, но тем не менее. Любовь Божия эту благодать ему посылает, ибо Он, Отец Небесный, источник этой благодати. «Иже от Отца исходяща», как мы говорим или поём в Символе Веры. Третий источник благодати – это Святые Таинства. Венчается человек на брак – он получает благодать Божью, и она соделывает двух людей мужем и женой. И Таинство покаяния. Мы приходим к священнику, но священник только свидетель. Он только говорит: я свидетель, «аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши». А кто ж совершает? «Чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Говоря со священником на исповеди, мы говорим с самим Иисусом Христом, поэтому на исповеди валять дурака, чего-то там сочинять, оправдывать – это так глупо, как обманывать Господа Бога. «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имети будеши». Что такое «сугуб»? Двойной. Первое – потому что ты не каешься, а второе – это то, что ты хочешь Бога обмануть, совершенно дерзкая глупость. Некоторые говорят: «Я боюсь, что батюшка ко мне будет плохо относиться». При чём тут батюшка? Сейчас этого выгоним, поставим другого. Благодать Божия это соделывает. И последний источник благодати Божьей – это есть христианские дела человека. Любой поступок человека, мысленный, словесный или, наоборот, промолчать. Для большинства членов нашей Церкви лучший поступок – это промолчать, потому что говорят излишне много и такого всякого, не буду в храме произносить, что это за речь. А промолчать – это весьма и весьма христианский поступок. И во всём. Что бы мы ни делали, что способствует нашему возрастанию в Духе Святом, то Богом приветствуется.

Вот таким образом происходит преображение. Человек преображается, благодать Божия в нём возрастает, как апостол говорит: принимаем благодать на благодать (Ин. 1, 16). То есть она после Причастия сразу уже в притворе не исчезает никуда, а в сердце хранится и до следующего раза. И вот, мы говорили о Таинствах как об источнике благодати Божией. Я уже назвал Таинство брака, покаяния, но высшим Таинством Церкви является Евхаристия, когда крещёный человек имеет такое дерзновение поблагодарить Бога. «Благодарим Господа» – Церковь воспевает, потому что мы Богу ничего не можем принести. Вот мы украсили храм берёзами, но это же Он создал эту берёзу, не мы. Как один священник придумал такой образ: возьми воробья и разбери его на части, теперь опять собери – он полетит? Самолёт можно разобрать и опять собрать. Воробья создал Бог, он гораздо сложнее, чем любой летающий аппарат, который создал человек. Что сделал один человек, другой повторить может, что создал Бог, повторить невозможно, потому что в этом творческом процессе участвовала благодать. А благодать – это сам Бог, это есть Третья Ипостась Святой Троицы. Вот мы сегодня что и празднуем, так что спаси Господи за ваше внимание. Надеюсь, хоть что-нибудь запомним. Так что нам предоставлена удивительная возможность. Как сказал пророк, а говорил он по благодати Божьей: мы мало чем умалены от Ангелов (см. Пс. 8, 6). И страдания Господа, и смерть на Кресте – это для того, чтобы вернуть нас в райскую жизнь. Мы, конечно, по глупости своей отчаянно сопротивляемся, а наша глупость имеет происхождение — гордость. Чем человек более горд, тем он более глуп. Ну это видно и по книгам, которые он пишет, и по картинам, и по стихам. Глупость человека проявляется в гордости, она всегда очень и очень заметна своей отвратительностью. Поэтому будем смиренны, потому что только смиренным Господь даёт благодать (см. Иак. 4, 6).


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Галина:

      Дорогой отец Димитрий, как с Вами хорошо. Потому что можно слушать и размышлять, и задумываться о самом важном и нужном для человека. И очень хочется жить дальше, когда понимаешь,как надо жить и для чего.

    2. rababozhiya:

      Отец Димитрий! Здоровья, Вам, и Благодати Святого Духа, чтобы учить нас, недалеких и невежественных уму-разуму!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.