Проповедь о море житейском и уроках Божиих
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы утром 18 августа 2019 года, по Евангелию от Матфея [Мф., 14, 22-34] и [Мф., 21, 18-22].

Сегодня мы читали два Евангелия из Матфея. В первом говорится о том, как Господь Иисус Христос понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ: И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 23-25). Почему пошёл по морю? Потому что до лодки это был самый короткий путь. В евклидовой геометрии кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая. Если бы Он пошёл вокруг озера, Он бы как раз через полторы недели пришёл бы на ту сторону. А Господь действовал (и сейчас действует) абсолютно из рациональных соображений. Потому что для Него ходить по облакам, по воде, по лесу, по асфальту – самое обычное дело. Он пошёл по воде не для того, чтобы как-то напугать или продемонстрировать Своё Божественное могущество – нет, другая совсем задача. Он хотел достичь этой лодки, в которой они плыли, потому что нужно было выкроить время. Он всё время находился с ними, с теми людьми, которые Его окружали, потому что медицины тогда не было никакой. И так если человек чем-то заболел серьёзным, то обычно он и умирал. Но человек как такое общественное животное, как Аристотель говорил, жить хочет. Даже иногда не понятно: думаю, почему так хочет жить. Знаю одного доктора, который говорит: «Да чего Вы волнуетесь, Вы не умрёте, жизнь вечная». Эти сразу руками машут: «Что вы говорите!?» Да что есть. Человек, однажды произведённый Богом, матерью и отцом на свет, уже живёт вечно. Если человек этого не знает, не думает об этом — ну значит, плохо учился у жизни. Потому что смерти нет. Это есть переход в другую жизнь, и его никто не минует: ни тот, которому три месяца от роду, ни тот, которому триста лет от рождения. Просто по-разному это бывает. Одному надлежит сегодня умереть, другому – через месяц, третий ещё будет пятнадцать лет мучиться. Потому что чем дольше мы живём, тем жизнь тяжелее. Хлопот всяких больше: там болит, тут болит. Вот так и в Писании сказано: что больше восьмидесяти лет, то труд и болезнь (см. Пс. 89, 10). Хотя я тут увидел одного человека, ему восемьдесят три года, он маршрутку догонял – и догнал, сел, поехал. Думаю, вот мне бы так. А мне до восьмидесяти трёх ещё сколько жить!

Господь догнал лодку. Подчёркивает евангелист: ветер был противный. Потому что он тормозил лодку, она медленно шла, поэтому Господь её легко и догнал. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь (Мф. 14, 26-27). Ну как маленькому. Вот маленький ребёночек, что-то ему ночью приснится, начинает плакать, плакать. И если мама разумная, не раздражительная, то она обязательно его прижмёт к себе и начинает ему на ушко что-то говорить: «Ну что ты, мой маленький, всё хорошо, я с тобой, мама здесь». Он успокаивается и продолжает спать, даже не успев ещё открыть глаза. Мама, если дура, она орёт: «Сколько раз можно говорить, ты будешь спать или нет, я сама спать хочу» и так далее. Тогда ребёнок вообще до истерики доходит, потому что такая ситуация: мать, от которой он ждёт только любви чисто инстинктивно, орёт, как злая соседка-ведьма. И вот Господь этот же приём использует. Он же действовал, как молодой человек тридцати лет, но в Нём такая педагогическая мудрость, она просто потрясает. Ну, конечно, Он Господь, поэтому Он этим нас всех и учит.

Это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14, 27-29). Пошёл по воде за послушание. Раз Господь Иисус Христос, которого он почитал как Бога, сказал, пойду и я. Пошёл. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф, 14, 30-33). Воистину, Сын Божий, Которому все стихии мира повинуются, все: и горение лесов, и наводнения, и смытые в половодья дома, и погибшие люди… И так во всём мире — с севера до юга, с запада до востока. И землетрясения. Всё повинуется Богу. Что это такое? Господь предупреждает: апокалипсис близко, пришествие антихриста скоро. Те люди, которые стоят у власти в мире, поклоняются только сатане. Мы приехали в страшное время, мы не знаем, сколько оно продлится, но каждый день приносит совершенно ужасающие новости. И тогда это было в меньшей степени, но тем не менее, также сатанисты. Надо вот кем быть? Если, глядя на Иисуса Христа (а лучше Его как человека никогда ещё не было на земле, многие такого человека никогда ещё не встречали), они в безумной злобе кричат: распни Его! (Ин. 19, 15). В церковных песнопениях есть слова такие: люди израилевы, что Я для вас сделал такого, чтобы Меня распинать. Слепым давал зрение, парализованные начинали ходить, мёртвые воскресали, прокажённые очищались… За какое из этих действий вы хотите Меня убить?

Потому что это есть бессмысленная злоба, о которой Алексей Константинович Толстой, великий русский поэт, написал: «Но сад испортить надо затем, что он цветочный!». Зачем плевать на землю? Для этого есть у приличных людей носовые платки. Зачем кидать окурок из окна? Потому что ты грязная вонючая свинья, вот зачем. Было чисто, сейчас я высморкаюсь и плюну – будет грязно. А может, кто ещё поскользнётся и рукой туда попадёт. Вот зачем. Потому что гадить, превращать землю в ад – это самое милое дело для души, которая осквернена злобой. И таких людей больше и больше. Раньше мальчишки этим грешили, сейчас уже и девочки чуть не до смерти забивают своих одноклассниц. Что ими движет? Сатанинская злоба. И они не знают, что с ней сделать, и они даже не знают, откуда она берётся. Раньше, сто лет назад, мальчиков и девочек учили в церковно-приходских школах, откуда это берётся, как нужно этого избегать. Современные люди не знают ни как воспитывать детей, ни куда стремиться. Какие дети? Министры не знают, что делать. Милиция не знает, что делать с тотальным воровством. Вор на воре сидит, вором погоняет. И только стихия, которую человек не может управить, через неё Господь призывает человека: опомнись, человечек, кто ты такой, масенький, что ты можешь. Ветер дунул, и тебя унесло вместе с твоими домами, детьми, урожаями. Вот такая ситуация.

Поэтому Господь через каждое Своё действие учит людей. И вот этот эпизод, который очень такой наглядный, характерный. Житейское море, которое бушует и противно нам – это та жизнь, которой мы живём. Потому что она противна нам, она нам сопротивляется. Люди, которые плывут в этой лодке, чтобы переплыть эту жизнь, которую не поле перейти, сами не знают, куда плыть, они в панике. Господа Бога они принимают за призрак. Так и эти сумасшедшие, вместо того чтобы веровать в Иисуса Христа, веруют в Вангу, веруют в какие-то светила, веруют в астрологию. В Библии написано, что это перед Богом мерзость, а они занимаются этой мерзостью. А потом приходят в церковь и хотят у Бога что-то себе. Бог им нужен, как нечто такое, что им что-то даст. Всё только брать себе, а Христос, наоборот, говорит: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Они не понимают, что их путь противоположен Богу. Большинство людей поклоняются дьяволу, их принцип жизни: карьера, известность, благополучие – это всё сатанинское. Они сами так делают, и ради этого там женятся по семь раз, детей бросают кучами, всякие фильмы делают, препоганейшие, вот надо бы хуже, а не бывает. Потом через двадцать лет вскрывается, каким образом кому какую роль дали, за что, чем там отрабатывал и так далее. И так во всём.

То есть вот человечество достигло такой ситуации, что единственное, что его бы спасло, если всех огнём сжечь заживо. Но Господь терпелив ради тех людей, которые вокруг Церкви сбились как малое стадо, которому Господь говорил: не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32). Они переплывают в этой лодчонке (лодка тоже символ Церкви) на другой берег жизни. Плывя в этой лодке, можно переплыть и сохраниться. И даже в чём-то, хоть ненадолго уподобиться Богу, как Пётр попытался. Только не надо бояться. Мы очень боязливы неизвестно чего. А бояться нужно только двух вещей: нарушить волю Божию и совершить грех. Если мы будем следовать за Господом, то ничего с нами такого дурного не произойдёт. Если произойдут какие-то трудности, то они тоже неизбежны, они тоже нам нужны, они тоже нас учат. И Господь научит нас, как из этого выходить. Потому что Его цель – не погибель наша, нет, наоборот, каждое обстоятельство жизни нашей Господь устраивает для нашего блага, чтобы мы чему-то научились. Вот великая школа жизни – Святое Евангелие, великая школа жизни – сама жизнь. Русский народ давно это заметил, и всегда говорили старшие младшим: ну жизнь тебя научит. Потому что Господь для каждого подбирает такую ситуацию, которая покажет его глупость и желание попасть в бездну. Я неделю назад иду по пляжу, а там такая дорога, устланная камешком ровненьким, потом обрыв на метра полтора, там галька и дальше уже море. И мальчик годика три бежит справа поперёк этой дороги. Вот прямо ещё секунда – и он полетит туда на камни. Доля секунды, думаю, я не сумею добежать до него. Взял палку – раз, ему такой «шлагбаум» сделал. Он остановился. Мама хотела меня сначала облаять, а потом смотрит: я же его спас. Улыбнулась, выдохнула, потому что маленький ребёнок и взрослый – ребёнок. Они ничего в жизни не понимают, они не видят, куда бегут. Бегут с обрыва, как свинья в озеро. Для чего? Чтобы утонуть. А Господь этого не хочет – посылает дедушку, который как шлагбаум от этого. Полетел бы на камни. Ничего бы такого с ним не случилось, не убился бы на смерть, но, конечно, в больнице пришлось бы полежать. Вот как Господь через разные пустяки жизненные нам показывает.

А второе Евангелие: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал (есть захотел); и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек (Мф. 21, 18-19). Она оказалась бесплодная, потому что листья есть, значит дерево живо. Раз дерево живо, значит там должны быть плоды. А плодов нет. Значит какой-то там генетический затор. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? (Мф. 21, 19-21). Дерево, конечно, засыхает не сразу, если только его специально отравить. Господь этого не делал. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21-22). И здесь пример. Господь старается в нашей жизни: если мы с вами будем внимательны, мы очень много увидим этих примеров, как Он через жизнь нас обучает. И морем обучает, и лодкой, и смоковницей, и тем, что Петру велел идти по воде. И так надо нам учиться жить внимательно. Очень внимательно относиться к заповедям, потому что это тоже школа: что можно, а что нельзя.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Алексей:

      Слава Богу!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.