Проповедь о Преображении Господнем и о преображении каждого из нас
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на праздник Преображения Господня 19 августа 2019 года

Древний праздник Преображения Господня никакого отношения к освящению яблок не имеет. Как возник этот обычай? Очень просто. Некогда на территории нашей небольшой земли, именуемой тогда Киевской Русью, начали служить священники. Киев – это наша первая столица, потом русских людей потеснили оттуда татаро-монголы. И так как Преображение всегда в один и тот же день, в этот день разгара лета, по новому стилю 19 августа, то русские священники думали, что нам освящать. Греки освящают виноград, там первый урожай. Это обычай вполне языческий, который впитала в себя Церковь. В основном люди занимались земледелием, а в Греции занимались маслом, оливки сажали. И сейчас огромные территории в Греции заняты оливами, и возделывали виноград и вином снабжали полмира. А в России даже вина не было. Креплёным напитком была медовуха. Вино пили только, может, при дворе великого князя, и то, если кто в подарок принесёт, и даже не знали, как его пить. И вот придумали.

Русские люди очень умные. Сейчас была Олимпиада, и опять русские получили все золотые медали. На втором месте американцы, а на третьем месте китайцы. Но у этих американцев почему-то все китайские фамилии. Поэтому китайцы, можно сказать, заняли второе и третье места. И вообще, если мы так внимательно посмотрим достижения в области мировой науки, спорта, то мы увидим, что в основе зачастую русские люди. Вот придумали яблоки освящать, что мы аккуратно делаем. Нам это очень нравится, есть, правда, яблоки поздние (например, «северянка»), которые лежат до марта. В древности древние иудеи приносили в храм, для того чтобы жертву совершить, овечку, барашка, горлицу, быка – по деньгам, кто что мог. От этого питалось духовенство, и также продавали это, и деньги шли на поддержание храма. Но смысл в том, что человек от себя самое лучшее, что есть, потому что брали из стада самого лучшего ягнёнка, приносил Господу.

А мы, уже просвещённые христианством, понимаем, что у нас, кроме грехов, ничего нет. Поэтому мы приносим начатки плодов, чтобы поблагодарить Господа за то, что Он это всё вырастил. Любой из нас может взять яблочко, разрезать на сто частей, а потом сказать: «Теперь склей» — яблока не получится. Салатик фруктовый. Мы не можем сделать ничего подобного тому, что создал Бог. Подправить чуть-чуть можем: берём алмаз, граним – получается бриллиант. Это мы можем, но создать заново, допустим, клетку моркови мы не можем. Только Бог творит жизнь. Вот даже в яблоке есть эта жизнь, и мы с благодарностью приносим Богу. Но к Преображению имеют отношение только две вещи. Одна из них – то, что мы приносим от себя Богу даром, потому что Он нам вырастил всё это. Труд наш участвует в этом, но всё равно главное – это семя, которое создал Господь. И мы, понимая это, приносим показывая: да, Господи, мы понимаем. Мы не можем создать яблоню, только привить какой-то другой сорт или вырастить какой-то новый фрукт, как бывает при скрещивании. Но самое главное – не это. А самое главное – то, что две тысячи лет назад Господь взял трёх самых толковых с его божественной точки зрения учеников из двенадцати – Петра, Якова и Иоанна – и пошёл с ними на самую высокую точку Святой земли. Они устали, прилегли, уснули. И вдруг случилось нечто. Сами можете сделать опыт. Лечь спать, уснуть и попросить кого-то из домашних направить лампу прямо в лицо. И любой из вас проснётся. То же с ними произошло. Только это была не лампа, а ослепительный божественный свет, свет Божества, как тысячи солнц. Они вскочили, испугались, услышали голос Спасителя: не бойтесь (Мф. 17, 7). Он их утешил. Эти слова очень важные.

Они поверили Ему. Спрашивается, чего тащиться на такую высоту? Любой бы из нас стал спорить. Я всё время с этим сталкиваюсь. Даже сегодня. «Ой, а вот вы сюда покропите», «А вы сюда». Эти глупые бабы думают, что я, прослуживший в церкви, не умею кропить. Они меня всё время учат, потому что они учат всё время своих безумных детей, внуков, и думают, что я за сорок лет не научился кропить. Вот и они бы так могли: да куда идти, да жара, да у нас зонтиков от солнца нет, да и столько воды нет, чтобы пить, давай лучше здесь, в теньке. Нет, Он таких не выбрал, Он выбрал тех, которые молча согласились – и за Ним. И вот такие послушливые только могут увидеть то, что приготовил им Господь. Он им приготовил всего лишь величайшее зрелище. Мне трудно сказать, сколько в то время жило на земле людей, ну всего несколько миллионов на всю ойкумену. И вот из них всего трое сподобились видеть Фаворский свет и сияющего и одеянием, и ликом Господа. И они, конечно, запомнили это на всю жизнь.

И когда они спускались вниз, Господь запретил им кому-нибудь рассказывать по одной простой причине: грешный человек всегда недоверчив. Почему? Он внутри себя гнилой. Из гнилого дерева дом нельзя строить, потому что придётся второй строить на этом месте. Он упадёт раньше времени. Например, у деревянного дома гарантия триста лет. Сейчас у нас в стране несколько церквей XVII века, XVIII, и вот они стоят до сих пор разрушеными. Сейчас молодые ребята их восстанавливают, ездят. Ну вот достояли, дожили до того времени, когда появились ребята, которые не поджигают, а восстанавливают. А из гнилого дерева ничего не будет. А раз человек подозрительный, он гнилой, потому что то, в чём он подозревает другого, он этим сам и грешен. Я когда-то приводил вам пример. Вот идёт мальчик с папой за руку, и видят, кто-то лезет в окно. Папа думает: вот квартиру грабит. А мальчик говорит: «Дяденька ключик забыл, в окно лезет». Потому что у этого душа чистая, а тот в душе вор. Всё очень просто. У каждого человека свой опыт, и каждый от своего опыта говорит. Один, когда ошпарится кипятком, говорит: «Господи, помилуй!», а другой матом. Что у тебя внутри, то у тебя и на языке. Поэтому ты подумай, что у тебя внутри.

Господь этим небесным светом выжег всё, что было гадкого у них внутри, они стали ещё более послушными. Господь хотел им показать, что благодать Божия преображает человека. И Он пришёл на землю не только ради этих троих, Он пришёл для всех, кто захочет, из живущих на земле. А после Его вознесения на Небо они разнесли эту весть по всей земле. Бессмертный Бог сотворил и тот же алмаз, и маленького кузнечика, и погибающую от людей пчелу, которая, бедная, опыляла-опыляла, а человек в благодарность решил её уничтожить. И сами люди умрут с голоду на этой земле, которая полна всяких полезных вещей, но, если пчёлы помрут, помрёт и человечество. Но человек безумен, потому что сейчас мы построили цивилизацию, которая состоит практически из одних сумасшедших. Потому что они поклоняются не Богу, а деньгам. Смысл торговли заключается не в том, чтобы накормить, одеть, обуть, куда-то довезти, а смысл в том, чтобы заработать деньги. А доехал ты или нет, это никого не интересует. Выздоровел ты или нет, никого не интересует. Таблетка твоя настоящая или фальшивая, это никого не интересует. Главное – деньги. Деньги. Поэтому и дороги такие делают, через год она уже сломана, там ямы. Почему? Да наплевать, какая дорога, главное – деньги, во всём деньги. Это же сумасшедшие люди. Вы посмотрите, что они едят. Господи, помилуй! Одни яды, животных всех уже почти истребили. А что они делают со своими детьми?! Это называется «воспитывать ребёнка». Да нет, это вообще похоже на истязание, чтоб он стал потом маньяком, но уж никак не воспитанным. Потому что из него это воспитание, даже в церкви, так и прёт. То есть мир совершенно обезумел. Достаточно посмотреть, как люди живут. В любую семью загляни, нормальная семья – это редкость. Там вот сейчас по десять человек, кто родил, медаль дают. В России средняя семья сто лет назад имела восемь, а двадцать-пятнадцать – это обычное дело. Об этом в газетах не писали. У кого за двадцать, может, напишут: вот, какая маманя плодовитая, дай Бог ей здоровья и крепости её мужику. Потому что никаких пенсий не было. Пенсия была только у служивого начальства, у генералов там всяких, а остальным – медаль. Дёшево и сердито. Ну посердитей, чем сейчас. Медаль-то была серебряная. А сейчас так, алюминиевая, подешевле.

Господь пришёл не ради этих трёх, а ради всех, кто захочет и уверует, что этот такой нестарый человек с длинными волосами, который мёртвых воскрешал, по воде ходил, больных исцелял тысячами, кормил хлебом и рыбой тысячи (это только мужчин, женщин вообще не сосчитать – тогда двадцать, двадцать пять тысяч за раз из одной корзины) и рассказывал о Царстве Божием, и начал свою проповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф, 3, 2), этот человек был сам тот самый Бог, Который создал и человека, и вселенную, и всё, что на ней, и весь вот этот порядок. Удивительно, идёшь вечером: Луна полная, а чуть левее Венера светит, сияет. Я всегда знаю, где она должна быть. Она планета плавающая, Венеру всегда видно. Этот порядок создал Господь. И хочет, чтобы человеческая жизнь отказалась от безумия, которое приведёт к физической гибели человечества. К духовной невозможно: все, и праведники, и грешники, будут жить вечно. Только у нас есть тюрьмы, где люди на пожизненном… Можно это называть жизнью? Хочешь ли своему внучку такую жизнь? Вот та жизнь, которую каждый себе готовит – это либо ад, либо рай. Каждый сам выбирает. Если пойдёшь за Христом, тебя будут испытывать, по-славянски «искушать», действительно ли веруешь во Христа. Вот Пётр экзамен выучил на пять, сто баллов. Его приговорили к распятию, а он говорит: «Я не могу. Не могу, чтобы меня распяли на кресте, как моего Учителя Христа Спасителя. Большая просьба человека, который идёт на смерть: вы меня распните вверх ногами». Эти сжалились и распяли. И так он, распятый вниз головой и вверх ногами, висел, пока не умер. Вот экзамен, пятёрка. Да, ты настоящий христианин. Или Женя Родионов, он говорит: не сниму крест. Они говорят: голову отрежем. Он говорит: режьте. Отрезали голову, а крест не снял. Вот сразу в рай, сразу. Ни мытарства не проходил, ни причащался. Если бы он был некрещёным, тоже сразу в рай: крест-то на нём. Значит, он ради Христа жизнь отдал.

Христианство – это и есть жизнь отдать не за Родину, не за внуков, не за детей, не за жену. А ради Христа отдать жизнь за Родину, отдать жизнь за жену, отдать жизнь за детей… Ради Христа. То есть Христос дороже, чем всё самое дорогое, что у меня есть на свете. Вот это и есть христианство. Вот к этой жизни Господь подготовил своих учеников. Помимо этих троих и всех остальных. Они все, кроме Ионна Богослова, который всю жизнь в тюрьме провёл, отдали свою жизнь за Христа. И вот в то время, пока у нас за окном бушевала советская действительность, очень многие священники, чтобы сохранить свою жизнь (а убивали их тысячами), отрекались. Достаточно было сказать: «Я отрекаюсь» – всё, иди на работу. Я вам тоже рассказывал: здесь у нас, в Соломенной сторожке, такой батюшка жил, дожил до девяносто шести лет. Я его ходил причащать, он такой старенький. Он снял с себя сан, работал и в церковь даже ходил петь. Как говорится, навыки не пропьёшь. И все б так сделали. Когда была Французская революция, тысячами отрекались священники. У нас тоже такие случаи были, но единицы. А остальные – прямёхонько шли на смерть. Сейчас, если их прославлять как святых, в каждом приходе обязательно есть мученики. У нас в Петровском парке и епископа Ефрема расстреляли 5 сентября 1918 года, и величайшего московского проповедника Ивана Восторгова, служившего в храме, который знает весь мир – в храме Василия Блаженного. Конечно, у них руки тряслись, чтобы его расстрелять скорей. Никаких судов там, следствий, вывезли на окраину Москвы, в это прекрасное тогда дачное место – и расстреляли. Расстреляли настоящих учеников Христовых. Надо было сказать: «Всё, ребята, всё, моя хата с краю, отрекаюсь…». Все были образованные люди, и священники могли в любой гимназии преподавать. Очень многие счетоводами были, бухгалтерами, потому что в семинариях алгебру и геометрию преподавали тогда.

Господь совсем не желает истязать как-то того, кто хочет быть христианином, нет. Это мы живём среди людей таких. Человек из человека превратился в последнюю сволочь. Он убивает невинных. Самый младший человек, которого в Бутово расстреляли – это 13-летний мальчик. Они ненасытные убийцы, они споили всю страну, они изуродовали всё. Они всю страну превратили в заключённых. Все их заводы, ну они же стоят! Всё стоит. Всё, что они построили, рухнуло. Они для того, чтобы какую-то дурацкую битву выиграть, седьмого ноября клали русских больше, чем немцы. Николаю II говорили: ничего, бабы ещё нарожают. А наши-то уже и не рожают, и сами не могут, и обстоятельства жизни им не велят, потому что мужичонка наш, дохленький, ничего и заработать не может. Он не может ни-че-го. В целом, по стране может и танк создать, это может. Но 40% за чертой бедности в то время, когда войны нет. Это, братцы, говорит о немощи. Немощь эта и от бездетности, и оттого, что за сто лет у нас ни на одного человечка в стране не прибавилась. А только при одном Николае II, который всего-то прожил пятьдесят лет, Россия увеличилась на шестьдесят миллионов человек! За такой краткий период его царства. Потому что процветали, а при такой жизни никто и не размножается. Но мало того, ещё и аборты делают. Ленин, наш великий террорист всех времён и народов, кроме того, что безжалостно убивал население, научил делать аборты впереди планеты всей. У нас абортов больше, чем рождений. Так что страна гибнет, а мы вместе с ней. Но Господь хочет оставить хотя бы тех, кто захочет идти за Ним и преобразиться. Из сволочи последней, гавкающей ведьмы превратиться в святого, прекрасного человека, самого лучшего на земле. Вот чего Господь хочет. И вот это изменение и называется преображение. Вот это мы и празднуем, с чем я вас и поздравляю. Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Юлия Л:

      Спаси Господь Вас,батюшка Димитрий, и всех Ваших родных и близких людей.

    2. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка о.Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.