Проповедь о чудесном лове рыб и уроках Божиих
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы вечером 24 августа 2019 года, по Евангелию от Иоанна [Ин. 21, 1-14].

Сегодня мы читали 21 главу Евангелия от Иоанна, где Иоанн Богослов повествует о том, как Симон, Фома, Нафанаил и сыновья Зеведеевы Иаков, Иоанн и двое других учеников пошли ловить рыбу. Дело самое обыкновенное, они все были рыбаки, это было их главное занятие. Но вот интересно, что Иоанн перечисляет именно всех в этом деле участвующих. И тем самым вот эти реалии, которые они наблюдали, донеслись к нам через две тысячи лет, что свидетельствует о том, что это событие было истинное, так оно им в деталях запомнилось. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою (Ин. 21, 3). Ну как всегда бывает у ребят: пойдём, айда, и они за ним пошли.

Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего (Ин. 21, 3). Есть особый вид ловли, называется ночной клёв, вода тихая, рыба плещется, и если набрести на косяк, то можно довольно много рыбы ловить. Когда настало утро, стало светать, они увидели, что на берегу стоит Господь. Но ученики Его не узнали. Почему? Ведь Его фигура им была знакома, Он уже являлся им воскресшим. А потому что это был Он, но по виду какой-то другой. Потому что Его воскресшее тело отличалось от того, с которым они имели общение в то время, когда у них был период их ученичества.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5). Он их готовит к этой встрече. Они отвечали Ему: нет, Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21, 5-6) – то есть рыба-то была рядом. Ловили, ловили, ничего не поймали, и вот Он их испытывает: закиньте сеть по правую сторону лодки. Они послушались, закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус – а именно это Иоанн Богослов – говорит Петру: это Господь (Ин. 21, 6-7). Как он узнал? Ну, потому что даже у нас в русском языке есть такая пословица: «ну, Бог знает», ведь только Бог знает всё: где рыба, чем белый гриб от горькуши отличается, ложный лисёнок от настоящего (один очень вкусно жарить, а от другого отправишься в больницу лечиться), и так далее, то есть Бог знает всё, потому что Он Создатель всего. Вот по этому признаку апостол Иоанн и определил. А Иоанн Богослов был очень внимательный ученик, поэтому он был и любимый у Господа. Всегда ученики, которые хорошо учатся, любимы учителями. Вот поэтому Господь его отличал. И говорит: это Господь.

А что делает Пётр? Петр, услышав, что это Господь – хотя Пётр был самый старший, а Иван Богослов был самый младший – опоясался одеждою, – ибо он был наг – потому что неприлично перед Богом было обнажённым являться – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою (Ин. 21, 7-8) – прямо за лодкой, вытащить они её не могли. Здоровые парни, которые всю жизнь занимались физическими трудом, не могли сетку вытащить, такого улова не было никогда. Господь специально сотворил это чудо на таком, можно сказать, простом ведомом им материале, чтобы они запомнили это навсегда, и, как мы видим, они запомнили это очень тщательно.

Сейчас мы подойдём к моменту, ради которого Господь всё это затеял. То, что с нами творит Господь, это всё очень важные вещи, и тот человек, который внимательно относится к своей жизни, каждый день обязательно для себя извлечёт урок. А кто живёт рассеянно, тот, как сказал один знакомый человек, ишак и сын ишака, то есть ничему научиться не может. И канцлер Бисмарк говорил: «Только дураки учатся на своих ошибках, а умные учатся на ошибках других». Можно, изучая историю даже, не только Священное Писание, очень многому научиться, поэтому в древности, и не в такой глубокой, классическое образование заключалось в знании истории Древнего мира. Когда на примере прежних людей, которые жили до нас, мы можем находить очень полезные для себя вещи.

Пойдём дальше: Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб (Ин. 21, 9). Представьте только на секунду, нам кажется земля большой, наша земля входит в Солнечную систему, по сравнению с солнцем наша земля вообще микроскопическая, как укол, так сказать, иголки. А наша Солнечная система очень маленькая, она входит в нашу Галактику. Млечный Путь, который вот сейчас в августе, когда нет облаков, видно, край Галактики, это триллионы звезд, и каждая звезда – это Солнечна система, подобная нашей, ну, побольше. А эта галактика входит в метагалактику, то есть ещё метагалактики, которые нам не видно, но через электронные телескопы можно заглянуть ещё дальше во Вселенную. Мы некоторые звезды с вами видим, а они давно уже погасли, их нет, свет еще летит к нам со скоростью триста тысяч километров в секунду. И вот весь мир, все галактики, все, весь минеральный мир, все моря, все растения, насекомых, рыб, животных, пресмыкающихся, всё это создал Господь. И Он, этот Господь развёл костер на берегу озера и пожарил им рыбы, и ждёт их, чтобы они поели. Даже не стал пользоваться той рыбой, подождал бы, чтобы они её пересчитали. Ну рыбаки, они всегда: «О, вчера окуня поймал, пасть – во!» Вот для них это предмет для разговоров, о чём ещё говорить, сколько выпили да сколько поймали. А тут была особая цель. Две тысячи лет начина от Аляски и кончая Новой Зеландией слышим: сто пятьдесят три, сто пятьдесят три, сто пятьдесят три (см. Ин. 21, 11). Вся Церковь знает, сколько они поймали рыбы, потому что это невыдуманный факт. А Господь им пожарил рыбки, потому что они устали, всю ночь ловили, Он им показывает, как должен действовать христианин. Я ваш учитель, вы пристали к берегу, вы должны пожарить: Учитель, ешь! Такое уже бывало. Нет, учитель ты, не учитель, ты приготовь усталым людям еду. Он их учит этим поступком. Каждый человек что-то может: один может на самокате кататься, другой может цветы выращивать, у третьего хорошо получается детей воспитывать и так далее, каждый что-то умеет, и вот этим своим умением человек может другому человеку послужить. Но Христос, который владеет всей вселенной, Он владеет всем, Он видит, что ребятам надо, ребятам нужна рыба, на базаре продадут, семьи их будут питаться. Он говорит: «Вон там косяк», кидай сетку и – бах! – Он Своей силой совершил ещё одно чудо, и они получили рыбу. Опять урок: что можешь – сделай. А Господь ещё мог исцелять, мог воскрешать мёртвых, и Он это постоянно делал. Бывали случаи, когда прямо как бы ничего нельзя сделать. Пришло в общей сложности примерно десять тысяч человек Его послушать, и Он накормил их пятью хлебами и двумя рыбами. Они положили, отламывали и давали, отламывали, другой подходил и так десять тысяч человек, и ещё осталось. То есть и это Господь может из ничего как бы сотворить. Не говорит: «Ну ладно, ребята, идите домой». А Он проповедовал в пустынном месте, потому что только тот, кто потрудился, прошёл какой-то путь, мог воспринять слово Божие. Некоторые говорят: «Ну вот, а что у вас в храмах нет лавочек?» Ну, во-первых, они есть, их, конечно, мало, но очень много этому причин. Но я скажу только об одной. Человек пришёл в храм, служба идёт в среднем два с половиной часа, человек устаёт. Но если вы сравните с тем, как устаём, когда едем в автобусе или в метро, чего-то там хуже стоять, чем в храме, нас здесь как-то благодать Божия держит. И потом, если мы телом трудимся, мы лучше усваиваем то, что здесь происходит. И вот для этой цели Господь и проповедовал в пустынных местах в основном, а потом несколько раз Он после Своей проповеди их кормил, вот ещё такие уроки давал.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть (Ин. 21, 11). Опять Иван Богослов заметил, потому что рыбаки знают, что сети рвутся, так как очень тонкие там, из конского волоса, тогда никакого полиэтилена не было. Ну, смотрите, Пётр один вытащил, а то их сколько было рыбаков, все вместе не могли просто втащить в лодку. Кто ему этих сил добавил? Господь, опять чудо.

Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников никто не смел спросить Его: «кто Ты?» (Ин. 21, 12) – то есть до сих пор они видели: и Он, и не Он. И так очень часто: с большинством людей из живущих на земле что-то происходит, они не знают, что это Господь. Это Господь, который денно и нощно смотрит на каждого человека. И на младенчика, находящегося в утробе матери, которая сейчас его будет убивать. «А то, – говорит, – не время, мне надо институт закончить». Или зачала от женатого, а он разводиться не хочет. В общем, ребёнка убивает, Господь смотрит на него и на неё, и пытается её остановить. И так во всем. О каждом человеке – от младенца до старика глубокого, который уже разум потерял и каким-то образом живёт, Господь промышляет, заботится о каждом. Заботится не о том, что бы ему поесть, что выпить, чем бы занюхать тот напиток, который он пьет. Нет, заботится исключительно о спасении его души. А что такое спасение? Это когда душа поступает в объятья Божии, вот чего Господь хочет для каждого. И вот этот весь преподанный урок про рыбу тоже только для чего? Для спасения души. А в чём спасение? В том, чтобы крепко запомнили, что Христос воскрес, и воскрес в теле, и чтобы они поняли, что это не видение было, а то потом бы сказали: «А может, это нам всё пригрезилось». Нет, Он же с нами рыбу ел. Дух не может взять и костёр разжечь, да ещё рыбки пожарить, это может только человек, даже шимпанзе не сможет, звери все боятся. Сам Господь сделал это для того, чтобы они запомнили крепко и шли проповедовать, что Христос воскрес. И мы это делаем каждую Пасху, в течение сорока дней поет Церковь: «Воскрес Христос!», чтобы те, которые ничего не понимают, хотя бы услышали и задумались, и пришли бы к Богу, потому что Он о них все время заботится. Почему? А мы Его дети, дети бывают очень противные, но мать не выкидывает их в окно, потому что хоть они ей и досаждают, а она всё старается для них, старается, старается. А любовь Божия Отца Небесного к нам ещё больше. В Евангелии таких уроков для нас множество.

Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин. 21, 13-14). И вот если подобно разбирать каждую строчку, мы увидим, в каждом действии Спасителя есть чудо и есть определённый педагогический приём. И Он исподволь готовил к этому торжественному завтраку с рыбой на берегу, и Иоанн Богослов пересказал это нам. И теперь мы читаем эти совершенно простые слова. Подумаешь, пошли рыбу ловить! Но сколько здесь премудрости! И так, когда мы будем слушаться Господа, мы всегда исполним Его волю. Представьте себе, профессионалы, молодые рыбаки, всю ночь ловили рыбу, клёва нет, Христос им говорит: «Закиньте сюда сеть», и они не сказали: «Ой, да брось ты, мужик, чего ты нас учишь, мы сами знаем!» Вот представим себе, чтобы они были обычные гордые мужики, которые боятся в храм ходить по причине своей гордости, гордыни, потому что не знают здесь ничего, не понимают, их никто не обучил. Женщины гораздо храбрее. Вот, остались бы ни с чем, без рыбы, и так бы и не познали Христа Господня. А они послушались. А послушание в данном случае совершенно абсурдно. Еще в третьем веке такой был философ православный, Тертуллиан, он говорил (фраза такая потрясающая!): «Верую, потому что абсурдно». Ну, не может так быть, чтобы ночь ловили рыбу, и её не было, и тут же с правой стороны лодки взяли такое количество рыб, что всё человечество две тысячи лет повторяет. Абсурд? Или там Господь встретил слепого, тот говорит: чтобы мне прозреть (Мк. 10, 51), Господь плюнул на землю – тьфу! – сделал глазное яблоко – раз-два! – второе; он получил глаза. Есть такие чудеса, простые, как с рыбой, для Бога это ничего, не составляет никакой трудности, но вот, на глазах у всех, все видели это брение, которое Он сделал вроде из песка, из пыли. Казалось бы, должна быть стерильность, но тогда этого ничего не знали, Мечников ещё не открыл, так сказать, микробов. И чудо Господь сотворил. Иногда даже кажется абсурдно, но если Господь призывает, надо делать, потому что есть даже русские пословицы, которые это отражают: глаза боятся, руки делают. «Ой, как это я буду?» Сколько угодно бывает. Мы знаем случаи, когда сотня казаков на Маньчжурском фронте обращали в бегство тысячи вооруженных китайцев. Как это можно? Они сами не знают. Как вот Александр Васильевич говорил: «Мы русские, с нами Бог». Вперед, чего там, никто не знает. А тех вдруг обуял какой-то ужас. Вот, если благодать Божия с нами, мы сможем совершить, что Господь от нас ждёт. А Господь ждёт на самом деле от каждого. Зачем и чего Он ждет? Для чего Господь основал Церковь? Чтобы каждый член Церкви не просто крест на себе носил, так сказать, похвалялся, что вот на нём крест. Это ещё ничего не значит. А надо делать христианские дела. Кто-то голоден – накорми, не поленись, возьми два пакетика, принеси больному человеку поесть. Сидит в КПЗ, сходи к нему в тюрьму, поддержи его, научи, как молиться Богу, чтобы Господь его помиловал и ему дали условный срок по первости, а не на всю катушку, и так далее. Сам Господь говорил: Был наг, и вы одели Меня. А бывает вообще: вошел в давку в автобус с самолета, сел в автобус, давка, каждый, конечно, стоит, вперед никого не пропускает, люди раздражаются – ну, вот возьми и удержи свой язык и отсутствие воспитания, не ругайся, не делай противную физиономию, потерпи. Это уже христианский поступок, потому что ты себя обуздал. Обуздал то, что в тебе гадкого, это же благо и не требует от тебя ничего. Вот так постепенно от маленького к большому. И так всё. Ведь вся жизнь состоит из поступков, и так постепенно наша душа изменится, будет спокойна, не будет отвечать злом на зло. Он тебе говорит: «Скотина ты и дурак», а ты ему коробку конфет, «с Новым Годом», «с Днём рождения». Как хорошо – и он ошеломлён. Вот и всё, и нет никакого зла. Из-за коробки-то конфет, которые уже месяц просрочены, Господи, ну чего тут вообще рядиться?! Богу угодно, чтобы люди жили в терпении к друг другу, в любви, в снисхождении, в помощи. И вот этому надо учиться. Господь создал Церковь, чтобы это через Евангелие распространялось. Апостол Пётр, апостол Иван думали, что Господь придёт второй раз уже прям вот, при их жизни. Прошло две тысячи лет, Господь не приходит. Потому что все новые, новые, новые люди и рождаются, и обращаются. Обращаются ко Христу, обращаются и за помощью, и за вразумлением, и за обучением. Господь говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора (Ин. 10, 16). И Господь всех зовет. Если мы на это будем сердцем откликаться, то каждый из нас своей жизнью будет как бы маленький Христос, и мы вместе сможем творить Его дела, и Он через нас будет действовать. Пусть мы не сможем десять тысяч человек накормить, но если придут десять тысяч христиан, они смогут накормить. А христиан больше миллиарда на земле. Мы не знаем, может быть, ещё через пятьдесят лет будет два миллиарда христиан. И мы объединяемся все вместе, именно Церковью всей. Я помню, когда я был молодой, ездил к отцу Тавриону, он говорил: «Поём всею церковью», он прямо нас всё время объединял, чтобы вся Церковь, мы все чувствовали, что мы не каждый поврозь, а если мы ученики Христовы, это главное, что нас объединяет.

Спаси всех Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Наталья:

      Вот о чем в данный момент думала, на то и получила ответ… Надо же…

    2. Алексей:

      Спаси Господи.

    3. ElenaP:

      Спасибо за прекрасную проповедь, отец Димитрий! Храни Вас Бог.

    4. Irina L:

      Спасибо за проповедь. Как же это у вас получается, отец Дмитрий?

    5. Юлия Л:

      Спаси Господь Вас,батюшка Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.